Понедельник, 06.05.2024, 10:32Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Пограничная культура [13]
Российская культура как пограничная. Иные пограничные культуры. Межкультурная коммуникация.
Человек и Граница [46]
Философия человека и философия Границы
Досуг [24]
Пограничность в разных проявлениях

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Пограничная культура

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ В ЗОНАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР



До сих пор процессы в правовой сфере принято рассматривать относительно устойчивых систем социума и государства. Однако системы общества и государства становятся все более неравновесными, неустойчивыми. Их состояния могут быть охарактеризованы как пограничные, когда будущее системы зависит от развития событий во всех сферах:  экономике, политике, экологии и т.д. Б.С. Братусь и В.Н. Кудрявцев пишут, что общество в России находится одновременно в агонии старого и муках рождения нового, это общество краха, слома одной идеологии и культуры и несформированности еще культуры другой [Кудрявцев, 2002].

Таким образом, в России правовые процессы подпадают под общие процессы зоны пограничной культуры. Рассматривая эволюцию пограничных культур России и Латинской Америки, В.Б. Земсков признается, что научного инструментария и методологии для объективных исследований в данной сфере до сих пор не разработано [Земсков, 2000]. Но возможен анализ аналогичных процессов. Известный латиноамериканский исследователь Л. Сеа говорит о необходимости разрешения в зонах диалога культур различных антиномий: «варварство – цивилизация», «традиция – инновация», «локальное – универсальное». Первая антиномия – «варварство – цивилизация» – рассматривается Л. Сеа как идущее еще со времен первобытности извечное противостояние «мы – они» [Масалова, 2007]. Он пишет о том, что латиноамериканский мир (как азиатский и африканский) всегда оценивался западным сообществом как некий вторичный продукт. Европа, Запад выработали идею человека и культуры, которые стали мерилом любого проявления человеческого и культурного начал. Истоки европоцентристского взгляда на мировой исторический процесс в античности, по его мнению, были заложены в так называемом «аристотелевском прецеденте». Дихотомия «господин-раб» в последующем превратилась в дихотомию «гражданин – не-гражданин», породив в итоге главную идею европейского мира: о превосходстве христианского идеала человека, идеала, который надо было распространить и реализовать на нехристианских территориях. Л. Сеа пишет, что имея своей целью расширить границы европейской ойкумены, европейский мир попытался в конце концов «полностью универсализировать себя в людях и народах, еще недавно бывших на периферии ее древних границ».

Второй антиномический ряд – «традиция – инновация» – является, по мнению Л. Сеа, развитием первого антиномического ряда, но на трансляционном уровне. Он пишет, что традиция – это, в буквальном смысле слова, любые человеческие практики, представления, институты или артефакты, которые передаются из поколения в поколение, т.е. транслируются. Инновация же – это любое нововведение, обновление, модернизация. В любом обществе, в любой культуре имеют место быть и исходные традиции, и их модернизированные образцы. В Латинской Америке два традиционных комплекса: индейский,  представлявший собой традиции доиндустриального общества, живущего в согласии с природой; и испано-иберийский, представлявший традиции индустриально развитого, урбанизированного, рационального и прагматичного общества, вступив во взаимодействие, сразу породили множество противоречий. Каждая из сторон в указанной ситуации пытается сохранить свою традицию и по возможности сделать ее доминирующей.

Л. Сеа вместе с тем пишет о том, что  испанцы принесли в данную часть света уникальный опыт смешения рас, что превратило его в своего рода тигель рас и культур, имевший огромное значение. Христианизация Латинской Америки позволила этому миру войти в универсальную христианскую культуру. Соответственно антиномический ряд – «локальное – универсальное» он рассматривает в русле процесса культурно-исторической метисации, объединения крови в результате этого, в русле взаимопонимания на основе синтеза нового в языке, культуре и религии. Стремление латиноамериканской культуры к универсализму является для Л. Сеа стремлением к формированию преобразованной модели или прототипа всемирной универсальной культуры, где каждая локальная культура будет занимать равноценное и равнозначное место. Тогда наступит время конца старых форм отношений, порожденных дихотомией цивилизации и варварства; центра и периферии [Масалова, 2007].

После распада Советского Союза североамериканская и европейская культуры начинают транслировать через каналы массовой коммуникации свои образцы и на территорию России. Но еще в середине ХХ века Г. Шиллер предупреждал, что поставка продуктов информационных технологий, «состоящих главным образом из рекламы, насилия и импортируемых фильмов» в различные регионы мира способствует деградации населения в них, насаждению криминальной субкультуры [Шиллер, 1980]. Применительно к России технологии манипуляции массовым сознанием показывают свою несостоятельность, ибо она является зоной активного диалога культур. Другими словами, на ее территории идет формирование новой культуры на основе множества имеющихся в наличии культур.

В данном русле можно утверждать, что космо-циклическое видение мира, имевшее место в древности и сохранившиеся у некоторых народов, населяющих территорию России, может быть в той же мере полезным, как и традиционное, мифолого-религиозное представление и культура [Земсков, 2003]. А регуляторы, основанные на использовании достижений техносферы - полезны в той же мере, что и первичные антропологические регуляторы. Будущее России будет зависеть от отношения к процессам интеграции культур. Необходимо определиться, что нельзя делить культуры разных народов и народностей по рангам значимости и т.п., а необходимо направить усилия на синтез новой культуры, основанной на идее интеграции. Только она способна примирить людей самых разных наций и национальностей, народностей и культур на столь обширной территории.

Весьма интересным представляются в данных условиях процессы модификации права. Право по своей сути консервативное явление, оно пытается оказывать воздействие на участников и стороны в диалоге культур путем санкций - предупреждений и наказаний. Но в результате того, что процессы в зонах диалога культур вовлекают в свою орбиту равные по мощи либо превосходящие право регуляторы, она сама оказывается отторгнутой обществом, то есть перестает быть правом в прямом значении, превращаясь в глазах основной массы населения в произвол. Если право открывается новшествам, становится ближе к происходящему, то вновь возрождается, развиваясь наравне с происходящими процессами.

Но есть опасность попытки развития права в опережающем темпе путем искусственного насаждения новых норм и уложений без учета факторов развития естественных нормотворческих процессов. А. Турэн по этому поводу пишет, что простое стремление к триумфу инструментальной рациональности над обычаями и традиционными формами  социальной организации способно разрушить институты и структуры, обеспечивающие самосохранение социума. Развитие – это не победа будущего над прошлым, но способность будущего опереться на прошлое, интегрировать его, чего не удается достигнуть, если к культурному наследию относятся без должного уважения, видя в нем лишь примитивность и архаизм. По мнению А. Турэна, традиционные обычаи могут быть возведены в ранг закона и действовать среди коренного населения, как это произошло в штате Оахаха (Оахаса) в Мексике [Олейник, 2001].

Для России данные положения столь же актуальны. Правовым может быть определено поле деятельности, охваченное регуляцией со стороны права. По мнению В.Д. Филимонова и О.В. Филимонова  правовым полем может являться само правоотношение, в пределах которого участники общественных отношений удовлетворяют свои потребности [В.Д. Филимонов, О.В. Филимонов, 2007]. То есть возможно рассмотрение проблем правового поля в зоне диалога культур на разных уровнях обобщения - в зависимости от участия тех или иных субъектов правоотношений, правовое поле будет обладать и разными свойствами.

Если в качестве субъектов выступают отдельные физические лица, то правовое поле будет вполне стабильно функционировать при совпадении их ожиданий от регуляторов, в качестве которых должны могут выступать наряду с правовыми и доправовые регуляторы: брачно-семейные, корпоративно-групповые и мифолого-религиозные.

На уровне социума процессы могут оказаться более длительными. В.Д. Филимонов и О.В. Филимонов пишут, что в результате стихийных процессов самоорганизации как в природе, так и в обществе, в открытых неравновесных системах накапливаются и усиливаются новые явления и тенденции, которые взаимодействуют с окружающими условиями, с другими поведенческими нормами, а впоследствии приводят к появлению новых норм, регулирующих общественные отношения. Именно данные нормы должны стать правовыми.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Земсков В.Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях) // ОНС. – 2000. - №5.

Земсков В.Б.  Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // ОНС., 2003. №2.

Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М., 2002.

Масалова О.А. Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации Л. Сеа : автореф. дис. … канд. ист. наук /  О.А. Масалова. – Казань, 2007.

Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. – М., 2001.

Филимонов В.Д., Филимонов О.В. Правоотношения. Уголовные правоотношения. Уголовно-исполнительные правоотношения. – М., 2007.     

Шиллер Г.  Манипуляторы сознанием – М., 1980.

 

Категория: Пограничная культура | Добавил: Pogranichnik (11.10.2013)
Просмотров: 464 | Теги: Право, правовое поле, диалог культур | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz