Четверг, 19.06.2025, 11:05Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Пограничная культура [13]
Российская культура как пограничная. Иные пограничные культуры. Межкультурная коммуникация.
Человек и Граница [46]
Философия человека и философия Границы
Досуг [24]
Пограничность в разных проявлениях

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Досуг

Тройственность развития


Развитие рассматривается как природное свойство любой сложноорганизованной материи. По отношению к человеку развитие является первичным его свойством, которое до сих пор было оттеснено присущим ему свойством социализации (приобщения к другим индивидам и социуму). По сути это означало только одно – что социум был более развит и имел возможность контролировать функционирование своего отдельно взятого элемента, винтика. С недавних пор данное положение, державшее человеческую цивилизацию в относительной стабильности, в корне поменялось. На передний план начал выходить отдельно взятый человек.

Данному процессу предшествовали волнообразные процессы подъема общего уровня развития масс, что понималось по-разному: как революция масс (Ортега-и-Гассет), различные типы человека, постмодернизм и т.д. Но с определенного этапа стало невозможным скрывать, что в основе глобальных процессов современности лежит процесс чрезвычайного усложнения, сам основанный на усложнении (развитии) отдельных личностей и индивидов. Они стали настолько возмущать людской океан, что волны подобного возмущения стали похожи на цунами. Но интереснее другое, что ритмы возмущения в разных цивилизациях оказались разными, а потому интерференция (результаты столкновения цивилизационных возмущений) показала результаты прежде всего в хонах схождения цивилизаций.

Западный мир при этом заболел идеей столкновения цивилизаций (их широкомасштабного конфликта) и даже войны между ними. Если принять во внимание волнообразную суть процессов, становится вполне понятным ошибочность подобного взгляда на развитие. Мы в России, проживая на стыке двух миров (Востока и Запада) вполне ощущаем нарастающие волны давления как с той, так и другой стороны. Однако вполне понятным в этой ситуации является и то, что в зоне столкновения (волн, интересов и т.д.) появляется новая (третья) сила, представленная на данный момент исламом. Волны третьей составляющей имеют свойство расходиться в большей мере в ту сторону, откуда по физическим законам исходит менее мощный импульс. Данный импульс имеет как социально-экономические, политические, так и демографические параметры.

Но давайте рассмотрим это с точки зрения развития людского материала. Для начала напомним, что возможно как экстенсивное (за счет количества) так и интенсивное (за счет качества) развитие. Если первое наблюдается в демографически благополучных регионах, то второе – обычно в так называемых «развитых» регионах. Но дело в том, что качественное развитие обычно происходит и при наступлении экстремальности вследствие чрезвычайного экстенсивного развития, то есть при появлении больших масс людей в той или иной части планеты – они начинают развиваться качественно независимо от имеющихся условий. Подобное было невозможно представить ранее ввиду отсутствия информационной составляющей развития.

Итак, еще раз – развитие отдельного человека (индивида) возможно при наличии трех составляющих: знаний (усвоенной информации), соответствующей чувственно-эмоциональной сферы (правильного отношения и установок) и энергетических ресурсов (воли). В архаическом обществе данные составные части работали гармонично, по природному принципу. В традиционных обществах давление в передаче конструктов развития было перенесено на усвоение стереотипных программ обучения и воспитания, далее произошла их рационализация. Совсем недавно (в постмодернизме) мы попытались разложить человека по составным частям, ну а сейчас стало возможным говорить о поиске данного феномена Вселенной под названием «человек».

Несмотря на наличие новой для новых условий методологии сбора разных знаний, умений, навыков, да и самих методологий (что вылилось в интегральность), по-прежнему можно наблюдать отсутствие общего видения процессов развития человека. То развиваем заново его волевую структуру и получаем гладиаторов и террористов, то – сферу искусства – и имеем ни на что не способные инфантильные массы, то давим на образование – и получаем циников высшей пробы. Гармоничное развитие не связано с воздействием общества, да и хотя бы одного его представителя на того, кого мы пытаемся развить. Именно подобное желание и реальное воздействие лежало в основе попыток социализации индивида.

Воздействие могло давать плоды только до той поры, пока степень развития и само ускорение развития отдельного индивида уступала скорости и степени развития социума, а соответственно и его представителей. Но с развитием появляется и новый феномен, присущий только самому процессу развития – развивающийся индивид перестает соприкасаться с другими по наиболее насущным для общества первичным навыкам и умениям с остальными. Наглядно это звучит как превращение индивида в некий шар, который обычно соприкасается с другим шаром либо даже иной фигурой только в одной точке. Если вы требуете от развивающегося индивида некой общей платформы общения (соприкосновения), то он уже будет вынужден изменить конфигурацию своего развития – с гармоничного на иную.

Когда кто-то пытается воздействовать на другого, пусть даже из благих пожеланий, то сразу же вносит в процесс его развития дисгармонию, ибо попасть в единственную на данный момент желаемую развивающимся точку соприкосновения не представляется возможным. И чем более масштабнее шары, тем более маловероятным становится шанс подобного контакта. Но это в идеале – большинство же субъектов развивается не шарообразно (гармонично), а попеременно в тех или иных направлениях, что и делает возможным контакт с ними на определенной площади соприкосновения.

Если человек, например, считает, что ему не хватает знаний, то он приходит за ними с открытой площадкой соприкосновения по данной проблеме, если ему интересны эмоции – он отправляется на их поиск, если энергия – то совсем в другую сторону. Таким образом, мы можем представить человека развивающимся не равномерно во всех направлениях (шарообразно), а в виде некого сочетания граней внутри возможного гармоничного развития. Ну, для начала, предположим, что он похож на куб – развивается идеально в шести направлениях, но чего-то не хватает. Спросим себя – способен ли он стыковаться с другими. Конечно, притом всеми своими гранями.

Шесть граней для начала – это слишком много, возьмем наименьшую фигуру развития. В качестве таковой нас может устроить фигура, стыкующая в себе треугольники вместо ранее намеченных квадратов. Итак, мы можем представить развертывание человека в варианте расхождения как по двум (аспекте плоскостном) так и по трем направлениям (аспекте более гармоничном – сферном). Если первого индивида изначально можно обозвать как ограниченного (нульмерным существом), то про второго такое вряд ли скажешь. Пирамида – это самое устойчивое, что есть в природе, и она стыкуется как угодно и с чем угодно, вследствие чего ее будут обозначать упорядоченным (социализированным) среди других (и часто смотрится в проекции как квадрат).

В принципе мы подходим к интегральному мышлению и методологии. К. Уилбер говорит о первичном развертывании в плоскостях единственное-множественное (Я-ТЫ), внутреннее-внешнее (ОН-ОНО), что позволяет ему говорить о «вселенской» упорядоченности и различных ее аспектах. В его конструкции смущает одно – смешение внутреннего с внешним в социуме, хотя этим болеет не он один. Знаменитые архетипы Юнга нашли свое применение где угодно, даже в борьбе с преступностью. Но нельзя далее строить оторванные от истинного модели развития – в природе они изначально гармоничны, но достигается это еще за счет простоты. Мир прост в первую очередь, хоть и кажется нам бесконечно сложным. Постараемся это показать.

Итак, если мы разложим по граням отдельного индивида, социум (общество) и природу, то останется на самом деле четвертая грань, но ОНО ли это? Рассмотрим подробнее. Допустим, что на первой грани индивид  представлен всеми своими тремя составляющими (тело – душа-дух; знание, отношение и воля), тогда социум также должен быть представлен этим же.  Природа в той же мере имеет право быть представленной как с внешней, так и внутренней стороны – тогда мы говорим либо об анимистичности, либо об интегральности ее. Но что есть четвертая сторона? Если представить ее неделимой, это не совсем правильно с точки зрения допущения, если же представить делимой – то это будет разделение (анализ) чего-то, что выходит за пределы нашего понимания. Последнее обычно принято называть сверхъестественным.

Смотрим на грани более подробно. Первая грань, представленная индивидом, может быть разложена по стыкующимся потребностям и отношению к ним, развивающимся на некой общей базе имеющегося тела и энергии для жизнедеятельности. Первичные физиологические потребности и потребность в безопасности также, как сторонники теории А. Маслоу, объединим в общую группу гигиенических потребностей. Отношение к данным потребностям можно рассматривать, но для этого пришлось бы погрузиться в анализ архаического. На втором уровне расположены потребности в приобщении, которые вкупе с первыми могут образовать так называемые дефицитарные потребности, то есть их всегда мало, и отношение к ним соответствующее. Ну а далее идут бытийные потребности, продиктованные полнотой первых двух уровней. Но сама эта грань не способна показать себя в полноте без анализа грани социума.

Социальная грань, при подобном разложении, говорит о первичности потребностей первого уровня, вторичности – второго, третичности третьего, если выражаться простым языком. Но при обращении внимания к грани индивида мы видим актуализацию второго уровня (без общества часто не есться и не пьется). По логике на третьей грани должны сразу же быть актуализированными потребности третьего уровня – бытийные. Но о какой из оставшихся двух граней идет речь, о природной либо четвертой? Природа сама по себе к нам не выражает осознанного отношения (по крайней мере так до сих пор считается), а значит – только четвертая (сверхъестественная) грань дает изначальную актуализацию потребностей в самореализации (самоактуализации).

Категория: Досуг | Добавил: Pogranichnik (30.09.2013)
Просмотров: 422 | Теги: эволюция, революция, инволюция, развитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2025 | Создать бесплатный сайт с uCoz