Постановлением
Конституционного суда РФ от 26 ноября 2002 г. №16-П и Федеральным законом от 8
декабря 2003 г. №162 внесены изменения в ст. 175 УИК и ст.399 УПК РФ в части
регламентации порядка условно-досрочного освобождения. Отныне сам осужденный, к
которому может быть применено условно-досрочное освобождение, или его адвокат
(законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об
условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (далее УДО).
Если учесть, что с 1 июля 1997 года и действующие наблюдательные
комиссии при Главах администраций районов, где расположены места лишения свободы,
исключены из процесса осуществления права осужденного на условно-досрочное освобождение
на основании Закона Российской
Федерации «О введении в действие Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации» от 8 января 1997
года, который в п.3 ст.2 признала
утратившими силу с 1 июля 1997 года Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 года (в редакции
Указа Президиума Верховного Совета
РСФСР от 18 июня 1986 года) «Об утверждении Положения о наблюдательных комиссиях» и Положение о
наблюдательных комиссиях, утвержденное
этим Указом, то судьи остаются один на один со сложнейшими проблемами УДО.
Обзор практики разрешения вопросов, связанных с условно-досрочным
освобождением от отбывания наказания, указывает на наличие множества нарушений
в данной сфере. Среди существенных недостатков называются несоответствие
требованиям ст.175 УИК РФ вносимых ходатайств; отсутствие мотивированных
заключений, содержащих конкретные сведения, на основе которых суд мог бы
сделать бесспорный вывод. В судебном производстве используются бланки
процессуальных документов, не соответствующих требованиям ст.477 УПК РФ.
Следующее замечание может касаться возросших объемов
работы судей. И ранее, количественное соотношение
судей и дел, ими рассматриваемых, было явно не в пользу первых. Сейчас,
в связи со значительным упрощением и
изменением порядка обращения к суду, количество ходатайств об условно-досрочном
освобождении может полностью парализовать деятельность судей. Либо произойдет
крайняя формализация процесса рассмотрения, что негативно отразится на
процессах ресоциализации осужденных.
Еще опаснее нарушение Конституционных прав осужденных, которые обратились
с ходатайством в суд. В нарушение требований ч.2 ст.45, ч.1 ст. 46, ч.3 ст.50
Конституции России, суды часто не извещают осужденных ни о времени, ни о дате и
месте рассмотрения ходатайств, что препятствует им заявлять ходатайства,
представлять документы, осуществлять свои права с помощью адвоката. Мотивы, по
которым принято решение о рассмотрении ходатайства об условно-досрочном
освобождении в отсутствие заявителя, как правило, в протоколе судебного
заседания не отражаются.
В качестве недостатка выступает и то, что судьи при решении вопроса об
условно-досрочном освобождении не в полной мере пользуются правом,
предусмотренным ч.2 ст.79 УК РФ, о возложении на осужденных обязанностей,
предусмотренных ч.5 ст. 73 УК РФ. А при возложении на осужденных обязанностей,
копии постановлений в уголовно-исполнительные инспекции не направляются.
Отдельного рассмотрения требует несоблюдение процессуальных сроков
рассмотрения ходатайств об условно-досрочном освобождении. Ходатайства начинают рассматривать в судах, как правило,
не ранее, чем через 2-3 месяца по мере их накопления. Поспешность в принятии
судебных решений при такой организации процедуры приводит к многочисленным
ошибкам судов. В силу п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Особенно актуально данное положение для тех осужденных, которые имеют короткие
сроки лишения свободы, и при промедлении рассмотрения ходатайства они реально
лишаются права на условно-досрочное освобождение.
Изучение материалов об условно-досрочном освобождении показало и то, что
с целью не обременять себя вопросами доставки в здание суда осужденных,
должностные лица ставят заявителя в такие условия, что осужденный вынужден
обращаться в суд с заявлением о согласии на рассмотрение ходатайства в его
отсутствие. Срывы судебных заседаний, отсутствие регистрации ходатайств и
представлений, случаи неправильного условно-досрочного освобождения и
необоснованного отказа в условно-досрочном освобождении вкупе со случаями
применения данного вида освобождения в отношении организаторов и активных
членов организованных преступных формирований завершают список недостатков.
Приходится констатировать и тот факт, что суды кассационной инстанции
субъектов Российской Федерации в вопросах разрешения дел об условно-досрочном
освобождении занимают непоследовательную позицию[i].
Исполнение постановления суда о предоставлении осужденному условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания осуществляется администрацией
учреждений или органов, исполняющих наказание, в день поступления из суда
соответствующих документов. Обычно этот день совпадает с днем судебного
слушания. Если документы получены по окончании рабочего дня, освобождение
производится утром следующего дня. Однако, в некоторых случаях наблюдается
практика приостановления решения суда об условно-досрочном освобождении при
принесении кассационного представления прокурором, участвовавшим в процессе.
УПК РФ подобной нормы в настоящее время не содержит и администрация не вправе
задержать осужденного.
Необходимо отметить,
что до сих пор не выработаны реальные критерии оценки степени исправления лиц,
осужденных к лишению свободы. В
соответствии с положениями ст.79 УК РФ материальным
основанием условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания
является утрата осужденным общественной опасности и возможность его
окончательного исправления без полного отбывания наказания. А формальным
условием является фактическое отбытие определенной части назначенного судом
наказания[ii].
Критерий возможности окончательного исправления
без полного отбывания наказания относится к оценочным критериям.
Соответственно, актуализируется проблема усмотрения судьи.
С целью выявления отношения судей к институту судейского усмотрения, был
проведен опрос, который выявил весьма важные данные. Под судейским усмотрением
большинство судей понимает решение вопросов правосудия в пределах закона (60,5 %). Судейское усмотрение, как
полномочие выбирать между несколькими законными альтернативами, понимают 31,6 %
респондентов.
На вопрос, применяется ли, по их мнению, судейское усмотрение в России в настоящее время, более
трети (36,8 %) судей ответили, что
судейское усмотрение в настоящее время у нас не применяется; примерно столько же, что не знают об этом и только
28,9 % опрашиваемых ответили, что применяется. Вывод довольно странный:
если почти две трети (60,5 %) судей считает, что судейское усмотрение есть
решение вопросов правосудия в пределах
закона, то более двух третей из них (68,4 %) считают, что такого в России нет, или они об этом не знают.
По вопросу о необходимости широкого введения судейского усмотрения в России, мнения опрашиваемых судей
разделились: если половина судей считает
необходимым ввести официально судейское усмотрение, то 18,4 % высказались
откровенно против введения данного института. Каждый четвертый судья колеблется
и не знает, что делать.
Отношение судей к практике широкого применения судейского усмотрения в
странах общего права показало, что 60,5 % от количества опрашиваемых ответили, что это их право,
право самих стран. Из оставшихся судей 26,3 % относятся к опыту других стран положительно,
никак не выражают своего отношения 13,1 % опрошенных. Среди положительно относящихся к опыту других стран
в сфере применения судейского усмотрения оказалось больше судей в возрасте 35—45 лет и вдвое меньше более молодых
судей и судей старшего возраста.
Более сложной
задачей оказалась проблема, как от самих судей узнать пределы судейского
усмотрения. В данном вопросе разногласия достигли предела: 42,1 % ответили, что пределы устанавливаются
принципом законности; 21 % вовсе отказались
обсуждать данные пределы, к ним
примкнули 13,1 % из опрошенных судей, кто уверен, что пределы судейского
усмотрения не определены вовсе. Только 10,5 % считает, что пределы судейского усмотрения ограничены применением норм
процессуального права, а 5,2% судей считают, что пределы ограничены применением
норм материального права. Некоторые из судей отвечали, что ограничены
судебным контролем за проведением предварительно расследования; среди судей
оказались и те, кто считает, что пределов
судейского усмотрения не должно быть вовсе[iii].
Таким образом, решение
вопросов об УДО имеет столь же неопределенную форму. Считаем, что решение
вопросов освобождения должны быть связаны не критериями исправления, а с
критериями ресоциализации осужденных.
Теория ресоциализации осужденных активно
разрабатывается, имеются и фундаментальные исследования[iv].
Автором в рамках ресоциализационных теорий предлагается учет при решении
вопросов УДО биопсихофизических особенностей осужденных[v]. При
данном подходе возможно будет говорить о подготовленности осужденного к
вхождению в нормальное общество. Предположительная возможность ресоциализации
может подтверждаться не только приобретением навыков общественно полезной деятельности,
но и построением отношений с коллективами и иными структурами общества, в
которых он далее и будет проживать, другими критериями оценки приобретения
осужденным навыков проживания в свободном обществе.
Решение данных вопросов, естественно, должно проходить
параллельно с реформами, предусмотренными в Послании Президента РФ.
[i] См.
например: Аналитический обзор результатов ознакомления с практикой разрешения
вопросов. связанных с исполнением приговора в Зубово-Полянском районном суде
Республики Мордовия, соблюдения сроков рассмотрения судебных материалов,
осуществления порядка судебного контроля (ст.20 УИК РФ) исполнения наказаний
при решении вопросов условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и
замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об изменении
вида исправительного учреждения и оказании практической помощи судьям и
аппарату суда / г. Саранск. 2004. – 41с.
[ii]
Российское уголовное право. В двух томах. Том I. Общая часть / Под ред. проф.
А.И.Рарога. М.: Профобразование, 2004. – С.491-492.
[iii]
Опрос проводился в Волго-Вятском регионе, Республиках Марий-Эл, Татарстан,
Чувашия.
[iv] См.:
Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и
практики. 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская
государственная академия права», 2004. – 480с.; Южанин В.Е. Процесс ресоциализации
и его обеспечение в уголовном судопроизводстве: Рязань.: Ин-т права и экономики
МВД России, 1992. – 115с. и др.
[v] См.:
Баранов Ю.В. Актуальные проблемы ресоциализации лиц, освобожденных из мест
лишения свободы. // Вестник юридического факультета : сб. науч. р. / филиал
СаГА в г. Тольятти. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2005. – Вып.4. –
С.112-122.и др.
«Российский судья». №8. 2005. С.7-8.
|