Указанные программы давно реализовываются в
европейских странах и США. Среди них есть неординарные проекты, представляющие
особый интерес. Так, программа «Defi-Job» в одной из тюрем Люксембурга расставляет акценты в
процессе ресоциализации в обратном порядке: в этой программе заключенные
участвуют в жизни гражданского общества, а не наоборот[1].
Лоббирование интересов заключенных в процессе их адаптации, получение признания
созданных новых стандартов занятости заключенных, подписание соглашений о
финансировании части текущих расходов со стороны государства являются теми
этапами работы, которые проходят вновь
создаваемые организации по работе с освобожденными лицами. Но данный процесс
продвигается с трудом и в европейских странах, а потому для российской
действительности, по нашему мнению, прохождение данных этапов в настоящее время
не реально.
Трудности с реализацией программ ресоциализации
связаны не только с отсутствием возможностей финансирования чрезвычайно
затратных проектов, но и с тем, что до сих пор не разработано единой концепции
ресоциализации. А поэтому и европейские страны до сих пор ищут эффективные
механизмы ресоциализации осужденных и освобожденных. Наиболее важной составляющей
концепции ресоциализации призвана стать система ее стадий. Именно она может
формировать понимание данного процесса, его практическо-прикладную структуру.
Полное научное обоснование стадийности дает Д.Я.
Малешин. Он утверждает о том, что стадии самостоятельны, существуют
определенные системные характеристики на каждой из стадий, но имеется один и
тот же объект воздействия [2]. Для процесса ресоциализации подобным объектом
является лицо с отклоняющимся поведением, утратившее частично или полностью в
силу объективных и/или субъективных причин положительные качества[3].
Большинство исследователей начинают рассмотрение
процессов адаптации осужденных к лишению свободы с этапа их адаптации к
условиям пенитенциарных учреждений. Процесс отбывания наказания в пенитенциарном
учреждении в силу сложившихся реалий и интенсивности конфликтов, по нашему
мнению, аналогичен вооруженному конфликту[4]. Наличие
в местах лишения свободы конфликта столь высокой интенсивности изначально
ставит под сомнение возможность рассмотрения стадийности ресоциализации в них.
Потому более целесообразным выглядит рассмотрение
процесса адаптации по отношению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы[5].
Анализ обстоятельств освобождения и различных теорий[6]
позволяет придти к выводу о том, что до освобождения из мест лишения свободы
возможны лишь три типа отношения к окружающему – защиты, отрицания, а также
умаления[7].
После освобождения из мест лишения свободы, либо при создании условий для этого
в учреждениях переходного типа, ресоциализация может иметь место в полном
объеме.
Адаптация связана с приобретением в течение двух лет
опыта жизни на свободе, а в личностной сфере – приобретением плюрализма. На
данном пути наибольшую трудность для процесса ресоциализации освобожденных
может представлять их изолированность, создаваемая как представителями
общества, так и ими самими[8]. Процесс
адаптации освобожденного лица нуждается и в перестройке отношения самого
освобожденного в виде признания[9],
который непосредственно связан с изменением мировоззрения, взглядов на
окружающее в ходе рефлексии.
Подобные радикальные изменения в отношениях с
окружающим освобожденное лицо может произвести лишь при наличии условий для
индивидуализации. Период индивидуализации и
сам процесс могут быть рассмотрены как стремление к осознанию фактов
совмещения процессов труда и отдыха, самопознание и поиск средств
самовыражения, а иногда и понятия, стыкующегося с процессом простого
физиологического и психологического отдыха. Оно представляет определенный
процесс убегания от интенсивных процессов адаптации, временную остановку со
всеми возможными на данном этапе процессами и результатами.
Е.Б. Весна, специально исследовавшая проблематику
соотношения социализации – индивидуализации, дает определение сущности
индивидуализации. По ее мнению, она состоит в том, что индивидуализация
представляет собой динамический процесс, последовательно включающий в себя
осознанный отказ от следования норме – обособление, или деобъективацию,
осмысливание – обращение к индивидуальному неозначенному знанию, или
интуитивацию, и, наконец, означивание образа с целью его передачи, включения в
социальное знание – экстериоризацию[13].
Т.е, если в дошкольном возрасте индивидуальный опыт означивается социальным
значением, то в подростковом, напротив, социальный опыт соотносится с
индивидуальными смыслами. Здесь присутствует моделирование, игра. Таким
образом, в подростковом возрасте доминирующей формой деятельности становится
персонифицирующая деятельность, связанная с моделированием, проигрыванием
множества сценариев будущей взрослой жизни на фоне индивидуализации. Только при
наличии подобной возможности в зрелом возрасте наблюдается духовная реализация
личности и интеграция.
Только при индивидуализации вырабатывается
представление о сложности, уникальности другого человека, ибо оно формируется в
процессе открытия собственной уникальности. А это является условием социальной
компетентности лица: только открыв свою уникальность, человек может
ориентироваться на уникальность другого, становится способным к социальному
взаимодействию. Лишь после данных процессов может быть продолжена эффективная ресоциализация
в форме реинтеграции[14].
Реинтеграция проходит благополучно, если свойства
человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то можно
предположить варианты сохранения индивидом своей непохожести и появление
агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с остальными представителями
общества. Лицо может также изменить себя, чтобы стать подобным другим, либо
выбирается конформизм, внешнее соглашательство и адаптация[15].
Таким образом, при наличии процесса индивидуализации,
как мостика между адаптацией и интеграцией, эффективная ресоциализация
возможна. Соответственно, можно говорить о последовательности стадий
ресоциализации, которая включает последовательно стадию адаптации (можем
обозначить его в указанном контексте и как стадию реадаптации), стадию
индивидуализации и стадию интеграции (в русле наших исследований целесообразно
добавление приставки «ре» и обозначение под названием стадии реинтеграции).
Процесс
ресоциализации развертывается по циклу: от реадаптации к индивидуализации, от
него к реинтеграции. Сам процесс ресоциализации внутри развертывается по
схеме последовательных этапов отрицания,
защиты, умаления, признания, адаптации и интеграции. При этом реадаптация
включает изменение отношения к окружающему по схеме циклов от защиты до
отрицания, от отрицания до умаления и обратно. Но далее должна идти
индивидуализация. Лишь после нее возможен переход к признанию, как первому типу
отношений на стадии реинтеграции. На ней происходит цикличное изменение к
окружающему по схеме от признания к привыканию (адаптации) и обратно, от
признания до интеграции и обратно. Особенностью стадии реинтеграции является
то, что здесь между каждым этапом может присутствовать индивидуализация. То
есть лицу все более необходима свобода в форме уединенности. Но при всем этом
можно утверждать о едином процессе вторичной социализации, то есть
ресоциализации.
Лишь
при понимании системы стадий можно говорить о механизме ресоциализации, связанной
с установлением тех или иных типов взаимосвязей с окружающим либо переходить к
рассмотрению особенностей механизма ресоциализации освобожденного в тот тип
общества, который характерен для той или иной страны, в данном случае – для
России.
В рамках юридического мировоззрения возможно и дальнейшее сохранение точек зрения
о необходимости воздействия на лицо с целью его возвращения в общество,
изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, восстановления
общественно полезных связей и отношений со стороны. Но воздействие возможно
лишь до определенного предела, ибо любое воздействие со стороны на любой объект
природы приводит к возрастанию в нем хаотической составляющей. Мы можем лишь
пробудить у осужденного желание менять свои установки, ориентиры, строить новые
отношения или корректировать старые. Обратим на основе сказанного на указанную
в ст. 1 УИК РФ возможность оказания помощи осужденным в социальной адаптации в
качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства[16].
Необходимость замены парадигмы правового воздействия
на парадигму взаимодействия в ходе правовой социализации, ресоциализации
проглядывает более всего именно при анализе процессов индивидуализации. Данный
процесс носит как психологическую компоненту, так и физиологическую. Процесс
индивидуализации включает в себя интенсивные процессы измененных состояний
сознания (ИСС), обособления и созерцания, «душевные кризисы». В.С. Мерлин,
таким образом, прав, ресоциализируемое лицо живет в разные периоды времени по
различным биопсихофизиологическим законам. Соответственно, и право им
воспринимается в данные периоды по-разному.
[1] Тайс
В. Главное – социальная реабилитация // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: Сборник
материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября
2003 года) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – С.102-106.
[2] Д.Я.
Малешин включает в данную сферу разработку основных категорий сущности стадии,
классификации и критериев выделения стадий, задач и действий, характерных для
той или иной стадии. Дав определение стадии, как обособленной во времени,
обладающей качественным своеобразием содержания и направленной на выполнение
самостоятельной задачи части системы действий, он выделяет четыре признака
перехода деятельности из одного состояния в другое. Если первое – это
преемственность между предыдущим и последующим, второе – структурное усложнение
(наращивание чего-то нового), то есть качественное изменение состояния; третье
– обособленность во времени, то четвертое – подчиненность определенной логике,
законам. При этом можно и не согласиться с его выводом о соответствии цели,
средств, процесса и результата в динамике возбуждению, подготовке,
осуществлению и окончанию, но это уже другой вопрос. См.: Малешин Д.Я. Понятие
стадии в исполнительном производстве. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.11., Право.
2002. - №4. – С.110-120.
[3] См.:
Южанин В.Е. Указ соч. – С.16 - 25.
[4]Осужденные
не должны адаптироваться к условиям пенитенциарного учреждения современного
типа: чем менее они адаптируются к условиям пенитенциарного учреждения, тем
большая существует вероятность их возможной ресоциализации в общество, и
наоборот, чем выше их уровень адаптации к условиям пенитенциарного учреждения,
тем ниже вероятность их нормальной реинтеграции в последующем в общество. См.:
Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического
факультета Открытого Брюссельского университета. – М.: Международный Комитет
Красного Креста, 2000. – С.630.
[5] Автор
придерживается точки зрения, что процесс ресоциализации осужденных включает и
процессы после освобождения их из пенитенциарного учреждения.
[6]
Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации:
Учебник для вузов / Под ред. А.П.Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.268.
[7] Автором в качестве конструкта изменения отношения к
окружающему применена конструкция модели освоения чужой культуры М. Беннета,
которая включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, и лишь
затем – признания, адаптации и интеграции. См.: там же, С.268.
[8] Данное явление может разворачиваться в двух
вариантах, формах: жесткой и скрытой. В рамках теории стигмации (иногда пишут –
стигматизации) действие не является естественно хорошим или плохим;
нормальность и девиация определяются социально. См.: Большой толковый
социологический словарь ( Collins). Том 2
(П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – С.338.
[9] Сутью его является то, что на определенном этапе
различия освобожденным начинают восприниматься как нечто неизбежное и
позитивное, существование различий начинает приниматься как необходимое
человеческое состояние. На данном этапе, происходит принятие разных взглядов на
мир, являющихся основой вариаций в поведении. Ценности перестают восприниматься
как материальные вещи, а начинают рассматриваться как проявление чисто
человеческой способности освоения мира. Процесс признания требует
удовлетворения физиологических потребностей освобожденного, его относительной
безопасности и длительного времени. Но данный процесс не может быть представлен
в качестве стадии.
[10] См.
подробнее: Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизм процесса
социализации-индивидуализации в онтогенезе [Электронный ресурс]: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. Москва,
1998. РГБ ОД, 71: 99-19/4-3. – С.145-147.
[14] Анализ
процессов индивидуализации позволяет утверждать, что законы данного этапа не
поддаются изучению в обычном понимании, они могут быть лишь поняты,
прочувствованы. Из понимания потребностей, мотивов, желаний, склонностей,
страсти индивида проистекает вывод о том, что освобожденный не имеет права
концентрации своих сил на одной цели, что может быть позволено другим. Из
потребностей денег, почестей и власти, освобожденному нельзя будет
сконцентрироваться по отдельности ни на одном из них, ибо это будет отвергнуто
обществом. Напрашивается вывод о том, что задачей стадии индивидуализации
освобожденного может стать выработка именно данной истины. Но по всем законам
данной сферы, он должен придти к пониманию этого сам, без воздействия со
стороны. Соответственно, в общественном понимании модификация освобожденного
должна происходить в той мере, которая позволяет проскочить уровни социальных
потребностей и выйти на духовные потребности, или же освобожденный может не
модифицировать себя, ограничившись малым. В таком состоянии конформизма и почти
тотальной подчиненности требованиям общества он все же не застрахован от
возможного нарушения данных же требований как в силу их изменчивости, так и в
силу отсутствия понимания им самим механизмов действия системы общества.
Исследования периода индивидуализации может привести к выводу о том, что
вариантов ресоциализации у освобожденного почти или практически нет. В ходе
дальнейшего анализа процесса ресоциализации в смысле приспособления девиантного
индивида к жизни без острых конфликтов возможно определение некоторых вариантов
возможной ресоциализации. В данном случае рассмотрение ресоциализации носит
социологический характер и предусматривает анализ более масштабных процессов.
Стоит отметить также, что в социологии имеется и данное определение
ресоциализации. См.: Социологический энциклопедический словарь. На русском,
английском, немецком, французском, и
чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Изд.
Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С.302.
[15]
Психология и педагогика: Учебное пособие / Отв. Ред. В.М.Николаенко. – М.:
ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – С.84.
[16] В
Комментариях к ст. 73 УИК РФ прямо говорится, что осужденному, по крайней мере,
трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз
заново приспосабливаясь: а) к требованиям режима в исправительных учреждениях,
к среде осужденных, материальным и бытовым ограничениям; б) при изменении вида
исправительного учреждения; в) в связи с освобождением осужденного из
исправительного учреждений. См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с
заключенными. – М.: Экспертное бюро – М, 1997. – С.21.
|