Понедельник, 06.05.2024, 05:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Пограничная культура [13]
Российская культура как пограничная. Иные пограничные культуры. Межкультурная коммуникация.
Человек и Граница [46]
Философия человека и философия Границы
Досуг [24]
Пограничность в разных проявлениях

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Человек и Граница

Система стадий ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания.



Указанные программы давно реализовываются в европейских странах и США. Среди них есть неординарные проекты, представляющие особый интерес. Так, программа «Defi-Job» в одной из тюрем Люксембурга расставляет акценты в процессе ресоциализации в обратном порядке: в этой программе заключенные участвуют в жизни гражданского общества, а не наоборот[1]. Лоббирование интересов заключенных в процессе их адаптации, получение признания созданных новых стандартов занятости заключенных, подписание соглашений о финансировании части текущих расходов со стороны государства являются теми этапами работы, которые  проходят вновь создаваемые организации по работе с освобожденными лицами. Но данный процесс продвигается с трудом и в европейских странах, а потому для российской действительности, по нашему мнению, прохождение данных этапов в настоящее время не реально.

Трудности с реализацией программ ресоциализации связаны не только с отсутствием возможностей финансирования чрезвычайно затратных проектов, но и с тем, что до сих пор не разработано единой концепции ресоциализации. А поэтому и европейские страны до сих пор ищут эффективные механизмы ресоциализации осужденных и освобожденных. Наиболее важной составляющей концепции ресоциализации призвана стать система ее стадий. Именно она может формировать понимание данного процесса, его практическо-прикладную структуру.

Полное научное обоснование стадийности дает Д.Я. Малешин. Он утверждает о том, что стадии самостоятельны, существуют определенные системные характеристики на каждой из стадий, но имеется один и тот же объект воздействия [2].  Для процесса ресоциализации подобным объектом является лицо с отклоняющимся поведением, утратившее частично или полностью в силу объективных и/или субъективных причин положительные качества[3].

Большинство исследователей начинают рассмотрение процессов адаптации осужденных к лишению свободы с этапа их адаптации к условиям пенитенциарных учреждений. Процесс отбывания наказания в пенитенциарном учреждении в силу сложившихся реалий и интенсивности конфликтов, по нашему мнению, аналогичен вооруженному конфликту[4]. Наличие в местах лишения свободы конфликта столь высокой интенсивности изначально ставит под сомнение возможность рассмотрения стадийности ресоциализации в них.

Потому более целесообразным выглядит рассмотрение процесса адаптации по отношению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы[5]. Анализ обстоятельств освобождения и различных теорий[6] позволяет придти к выводу о том, что до освобождения из мест лишения свободы возможны лишь три типа отношения к окружающему – защиты, отрицания, а также умаления[7]. После освобождения из мест лишения свободы, либо при создании условий для этого в учреждениях переходного типа, ресоциализация может иметь место в полном объеме.

Адаптация связана с приобретением в течение двух лет опыта жизни на свободе, а в личностной сфере – приобретением плюрализма. На данном пути наибольшую трудность для процесса ресоциализации освобожденных может представлять их изолированность, создаваемая как представителями общества, так и ими самими[8]. Процесс адаптации освобожденного лица нуждается и в перестройке отношения самого освобожденного в виде признания[9], который непосредственно связан с изменением мировоззрения, взглядов на окружающее в ходе рефлексии.

Подобные радикальные изменения в отношениях с окружающим освобожденное лицо может произвести лишь при наличии условий для индивидуализации. Период индивидуализации и  сам процесс могут быть рассмотрены как стремление к осознанию фактов совмещения процессов труда и отдыха, самопознание и поиск средств самовыражения, а иногда и понятия, стыкующегося с процессом простого физиологического и психологического отдыха. Оно представляет определенный процесс убегания от интенсивных процессов адаптации, временную остановку со всеми возможными на данном этапе процессами и результатами.

Автономность индивидуальности обеспечивается при этом вследствие того, что лицо способно к самодетерминации (содержит в себе источники собственного строения и активности); способно не только в отражению, но и изменению действительности; оказываемые на него влияния являются частными, неполными (социальные влияния не означают изменения биохимических процессов и т.д.). Е.Б. Весна пишет, что  психологической литературе редки указания на сущность индивидуализации, его специфику, механизмы, результаты и т.д. Даются весьма расплывчатые утверждения, что личность в рамках индивидуализации разворачивает свою уникальность, свой индивидуальный взгляд на мир, свою самостоятельную позицию. Предполагается, что ее результатом является индивидуальность. При этом индивидуальность рассматривается лишь в аспекте неповторимости, в основном биологической уникальности[10]. Но индивидуализация связана как с сознательным обособлением, так и с сознательной творческой активностью (целеполаганием), которые дают субъективацию данного процесса.

В.С. Мерлин вовсе утверждает, что индивидуальность и социальная действительность устроены неодинаковым образом. Способы их существования подчиняются законам, действующим в разных по масштабу фрагментах реальности[11]. Таким образом, мы можем утверждать, что осужденное либо освобожденное лицо будет вести себя по-разному на разных этапах своей жизнедеятельности.

Выделяются следующие основные подходы к индивидуализации:

- индивидуализация понимается как акцидентирование, отклонение в процессе социализации, вызванное все большей включенностью внутренних условий, сложившихся личностных черт, установок и т.д.;

- как субъективация, т.е. становление личности в качестве субъекта;

- как самоопределенность и обособленность, выделенность индивидуальности из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости;

- как индивидуация, т.е. движение от сознательного к бессознательному, постижение и преодоление бессознательного сознанием, становление самости;

- как интеграция (установление баланса между индивидуальными потребностями и социальным требованием);

- как сублимация, развертывание индивидуальных устремлений, тенденций в социальной среде, преодоление противодействия последней, поиск и формирование механизмов выхода этим устремлениям;

 - как вариатизация (становление индивидуальных отклоняющихся, вариативных черт под влиянием вариативного опыта);

- как существование, индивидуальное бытие личности, представляющее собой непрерывный интимный процесс;

- как реализация уникальной сущности личности, ее творческое самовыражение;

- как выработка уникальных жизненных стратегий, смыслов, стилей деятельности, отражающих характер и уровень адаптивности личности;

- как высший уровень социализированности личности, отражающий е способность к социальному творчеству, к привнесению;

- как интимизация, т.е. включение социального в глубинные слои личности[12].

Но трудно понять, как организован сам процесс индивидуализации. Может быть поэтому, в отечественной психологии до сих пор обособление трактуется как не имеющий самостоятельной аксиологической значимости дополнительный процесс, который связан с развитием личности как субъекта, переходом ее от бессознательной идентификации к самоопределению, или наоборот.

Е.Б. Весна, специально исследовавшая проблематику соотношения социализации – индивидуализации, дает определение сущности индивидуализации. По ее мнению, она состоит в том, что индивидуализация представляет собой динамический процесс, последовательно включающий в себя осознанный отказ от следования норме – обособление, или деобъективацию, осмысливание – обращение к индивидуальному неозначенному знанию, или интуитивацию, и, наконец, означивание образа с целью его передачи, включения в социальное знание – экстериоризацию[13]. Т.е, если в дошкольном возрасте индивидуальный опыт означивается социальным значением, то в подростковом, напротив, социальный опыт соотносится с индивидуальными смыслами. Здесь присутствует моделирование, игра. Таким образом, в подростковом возрасте доминирующей формой деятельности становится персонифицирующая деятельность, связанная с моделированием, проигрыванием множества сценариев будущей взрослой жизни на фоне индивидуализации. Только при наличии подобной возможности в зрелом возрасте наблюдается духовная реализация личности и интеграция.

Только при индивидуализации вырабатывается представление о сложности, уникальности другого человека, ибо оно формируется в процессе открытия собственной уникальности. А это является условием социальной компетентности лица: только открыв свою уникальность, человек может ориентироваться на уникальность другого, становится способным к социальному взаимодействию. Лишь после данных процессов может быть продолжена эффективная ресоциализация в форме реинтеграции[14].

Реинтеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то можно предположить варианты сохранения индивидом своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с остальными представителями общества. Лицо может также изменить себя, чтобы стать подобным другим, либо выбирается конформизм, внешнее соглашательство и адаптация[15].

Таким образом, при наличии процесса индивидуализации, как мостика между адаптацией и интеграцией, эффективная ресоциализация возможна. Соответственно, можно говорить о последовательности стадий ресоциализации, которая включает последовательно стадию адаптации (можем обозначить его в указанном контексте и как стадию реадаптации), стадию индивидуализации и стадию интеграции (в русле наших исследований целесообразно добавление приставки «ре» и обозначение под названием стадии реинтеграции).

Процесс ресоциализации развертывается по циклу: от реадаптации к индивидуализации, от него к реинтеграции. Сам процесс ресоциализации внутри развертывается по схеме  последовательных этапов отрицания, защиты, умаления, признания, адаптации и интеграции. При этом реадаптация включает изменение отношения к окружающему по схеме циклов от защиты до отрицания, от отрицания до умаления и обратно. Но далее должна идти индивидуализация. Лишь после нее возможен переход к признанию, как первому типу отношений на стадии реинтеграции. На ней происходит цикличное изменение к окружающему по схеме от признания к привыканию (адаптации) и обратно, от признания до интеграции и обратно. Особенностью стадии реинтеграции является то, что здесь между каждым этапом может присутствовать индивидуализация. То есть лицу все более необходима свобода в форме уединенности. Но при всем этом можно утверждать о едином процессе вторичной социализации, то есть ресоциализации.

Лишь при понимании системы стадий можно говорить о механизме ресоциализации, связанной с установлением тех или иных типов взаимосвязей с окружающим либо переходить к рассмотрению особенностей механизма ресоциализации освобожденного в тот тип общества, который характерен для той или иной страны, в данном случае – для России.

В рамках юридического мировоззрения  возможно и дальнейшее сохранение точек зрения о необходимости воздействия на лицо с целью его возвращения в общество, изменения асоциальных установок, системы ценностных ориентаций, восстановления общественно полезных связей и отношений со стороны. Но воздействие возможно лишь до определенного предела, ибо любое воздействие со стороны на любой объект природы приводит к возрастанию в нем хаотической составляющей. Мы можем лишь пробудить у осужденного желание менять свои установки, ориентиры, строить новые отношения или корректировать старые. Обратим на основе сказанного на указанную в ст. 1 УИК РФ возможность оказания помощи осужденным в социальной адаптации в качестве задачи уголовно-исполнительного законодательства[16].

Необходимость замены парадигмы правового воздействия на парадигму взаимодействия в ходе правовой социализации, ресоциализации проглядывает более всего именно при анализе процессов индивидуализации. Данный процесс носит как психологическую компоненту, так и физиологическую. Процесс индивидуализации включает в себя интенсивные процессы измененных состояний сознания (ИСС), обособления и созерцания, «душевные кризисы». В.С. Мерлин, таким образом, прав, ресоциализируемое лицо живет в разные периоды времени по различным биопсихофизиологическим законам. Соответственно, и право им воспринимается в данные периоды по-разному.



[1] Тайс В. Главное – социальная реабилитация // В защиту прав и свобод  в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 года) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – С.102-106.

[2] Д.Я. Малешин включает в данную сферу разработку основных категорий сущности стадии, классификации и критериев выделения стадий, задач и действий, характерных для той или иной стадии. Дав определение стадии, как обособленной во времени, обладающей качественным своеобразием содержания и направленной на выполнение самостоятельной задачи части системы действий, он выделяет четыре признака перехода деятельности из одного состояния в другое. Если первое – это преемственность между предыдущим и последующим, второе – структурное усложнение (наращивание чего-то нового), то есть качественное изменение состояния; третье – обособленность во времени, то четвертое – подчиненность определенной логике, законам. При этом можно и не согласиться с его выводом о соответствии цели, средств, процесса и результата в динамике возбуждению, подготовке, осуществлению и окончанию, но это уже другой вопрос. См.: Малешин Д.Я. Понятие стадии в исполнительном производстве. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.11., Право. 2002. -  №4. – С.110-120.

[3] См.: Южанин В.Е. Указ соч. – С.16 - 25.

[4]Осужденные не должны адаптироваться к условиям пенитенциарного учреждения современного типа: чем менее они адаптируются к условиям пенитенциарного учреждения, тем большая существует вероятность их возможной ресоциализации в общество, и наоборот, чем выше их уровень адаптации к условиям пенитенциарного учреждения, тем ниже вероятность их нормальной реинтеграции в последующем в общество. См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. – М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000. – С.630.

[5] Автор придерживается точки зрения, что процесс ресоциализации осужденных включает и процессы после освобождения их из пенитенциарного учреждения.

[6] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П.Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.268.

[7] Автором в качестве конструкта изменения отношения к окружающему применена конструкция модели освоения чужой культуры М. Беннета, которая включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, и лишь затем – признания, адаптации и интеграции. См.: там же, С.268.

[8] Данное явление может разворачиваться в двух вариантах, формах: жесткой и скрытой. В рамках теории стигмации (иногда пишут – стигматизации) действие не является естественно хорошим или плохим; нормальность и девиация определяются социально. См.: Большой толковый социологический словарь ( Collins). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999. – С.338.

[9] Сутью его является то, что на определенном этапе различия освобожденным начинают восприниматься как нечто неизбежное и позитивное, существование различий начинает приниматься как необходимое человеческое состояние. На данном этапе, происходит принятие разных взглядов на мир, являющихся основой вариаций в поведении. Ценности перестают восприниматься как материальные вещи, а начинают рассматриваться как проявление чисто человеческой способности освоения мира. Процесс признания требует удовлетворения физиологических потребностей освобожденного, его относительной безопасности и длительного времени. Но данный процесс не может быть представлен в качестве стадии.

[10] См. подробнее: Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизм процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе [Электронный ресурс]: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13. Москва, 1998. РГБ ОД, 71: 99-19/4-3. – С.145-147.

[11] Там же, С.153.

[12] Там же, С.174-175.

[13] Там же, С.232.

[14] Анализ процессов индивидуализации позволяет утверждать, что законы данного этапа не поддаются изучению в обычном понимании, они могут быть лишь поняты, прочувствованы. Из понимания потребностей, мотивов, желаний, склонностей, страсти индивида проистекает вывод о том, что освобожденный не имеет права концентрации своих сил на одной цели, что может быть позволено другим. Из потребностей денег, почестей и власти, освобожденному нельзя будет сконцентрироваться по отдельности ни на одном из них, ибо это будет отвергнуто обществом. Напрашивается вывод о том, что задачей стадии индивидуализации освобожденного может стать выработка именно данной истины. Но по всем законам данной сферы, он должен придти к пониманию этого сам, без воздействия со стороны. Соответственно, в общественном понимании модификация освобожденного должна происходить в той мере, которая позволяет проскочить уровни социальных потребностей и выйти на духовные потребности, или же освобожденный может не модифицировать себя, ограничившись малым. В таком состоянии конформизма и почти тотальной подчиненности требованиям общества он все же не застрахован от возможного нарушения данных же требований как в силу их изменчивости, так и в силу отсутствия понимания им самим механизмов действия системы общества. Исследования периода индивидуализации может привести к выводу о том, что вариантов ресоциализации у освобожденного почти или практически нет. В ходе дальнейшего анализа процесса ресоциализации в смысле приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов возможно определение некоторых вариантов возможной ресоциализации. В данном случае рассмотрение ресоциализации носит социологический характер и предусматривает анализ более масштабных процессов. Стоит отметить также, что в социологии имеется и данное определение ресоциализации. См.: Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском,  немецком, французском, и чешском языках. Редактор – координатор – академик РАН Г.В.Осипов. – М.: Изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С.302.

[15] Психология и педагогика: Учебное пособие / Отв. Ред. В.М.Николаенко. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – С.84.

[16] В Комментариях к ст. 73 УИК РФ прямо говорится, что осужденному, по крайней мере, трижды приходится переживать весьма сложные адаптивные ситуации, каждый раз заново приспосабливаясь: а) к требованиям режима в исправительных учреждениях, к среде осужденных, материальным и бытовым ограничениям; б) при изменении вида исправительного учреждения; в) в связи с освобождением осужденного из исправительного учреждений. См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М.: Экспертное бюро – М, 1997. – С.21.  

Категория: Человек и Граница | Добавил: Pogranichnik (11.10.2013)
Просмотров: 1407 | Теги: стадии ресоциализации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz