Суббота, 18.05.2024, 22:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Пограничная культура [13]
Российская культура как пограничная. Иные пограничные культуры. Межкультурная коммуникация.
Человек и Граница [46]
Философия человека и философия Границы
Досуг [24]
Пограничность в разных проявлениях

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Человек и Граница

Проблемы ресоциализации и механизма ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания

 

Учение о ресоциализации осужденных, а также освобожденных лиц в полной мере не было разработано до последнего времени. Серьезными проблемами выступали проблемы методологического характера[1]. В условиях кризиса механизмов воздействия на индивида, предложения по преодолению аномии были озвучены В.Е. Кемеровым, разработавшим теорию «предметного воздействия»[2].  На этой основе нами предлагается новая система ресоциализации осужденных к лишению свободы, освобожденных от этого наказания и всех десоциализированных лиц[3].

Данная система предполагает учет процессов общей социализации. Указывается, что процесс ресоциализации носит характер возобновленной социализации и продолжается вплоть до конца жизни индивида, носит непрерывный характер. Однако, имеет зоны флуктуации в разные критические периоды и периоды становления индивида, их индивидуализации. А потому, например, в «переходном» возрасте не стоит помещать несовершеннолетних в условия пенитенциарных учреждений. Иначе они успешно адаптируются (приспосабливаются) к условиям учреждения, а затем довольно просто переходят к процессу индивидуализации уже в условиях исправительного учреждения[4], а затем легко интегрируются в сообщество, существующее в пределах данных учреждений.

Система ресоциализации подпадает и под схемы межкультурной коммуникации. По мнению одного из крупнейших специалистов в данной сфере - М. Беннет, освоение нового включает последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, и лишь затем – признания, адаптации и интеграции.[5] Это означает, что ресоциализация, начавшаяся с этапа отрицания, может развиваться по схемам: отрицание – защита и обратно, отрицание – умаление и обратно, отрицание – признание и обратно, отрицание – адаптации и обратно. Ресоциализация становится реальностью только при достижении этапа реинтеграции. Если ресоциализация начинается с этапа защиты, соответственно – первый возможный и самый серьезный круг десоциализации исключается, и т.д.

Этапы адаптации и интеграции в форме процессов реадаптации и реинтеграции входят в общий процесс ресоциализации осужденных в качестве стадий. Этап отрицания означает возникновение «деконструированного субъекта»,  не зависящего от нормативирующих структур общества. При наличии первичной социализации данный этап не встречается и ресоциализация представляет волнообразный процесс колебаний лица от этапов интеграции и адаптации к умалению и защите и обратно. На одном из этих уровней лицо и входит в стадию индивидуализации, которая предстает как резкое колебание в ту или иную сторону при нахождении в крайних точках изменения отношения к окружающему[6].

В принципе она вписывается в практику деятельности отдельных регионов и структур по правовой защите интересов осужденных и лиц, освобожденных из пенитенциарного учреждения. Так, принятие закона Республики Башкортостан «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» явилось вехой в начале построения механизма ресоциализации в России[7].  В законодательном порядке впервые лица, освобожденные из мест лишения свободы, были признаны объектами социального контроля, осуществляемого государственными учреждениями и обществом.

Строительство механизма социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений в законодательном порядке начато с определения прав и обязанностей сторон[8]. Особое внимание уделяется уязвимым категориям осужденных[9], трудоустройству освобожденных[10], обеспечению лица жилой площадью. Строится договор, построенный на проявленном со стороны общества негласном доверии, признании освободившегося из исправительного учреждения лица полноправным гражданином; с другой стороны предусматривается негласное обязательство освобожденного на оправдание данного доверия. При нарушении закона освобожденным лицом общество получает право упрека, наказания вследствие нарушения подобного договора[11].

В законе РБ предусмотрен контроль за исполнением положений закона со стороны компетентных органов, органов государственной власти и местного управления, а также прокурора Республики[12]. Имеются, конечно же, и некоторые упущения, заключающиеся в том, что в указанном законе почти все полномочия предоставлены государственным органам, отсутствуют механизмы общественного контроля, участия общественных организаций в данном процессе. Огорчает и то, что указанный Закон распространяется на осужденных, проживавших до осуждения на территории Республики Башкортостан[13]. Но на фоне новшеств, введенных в указанный закон, они как бы «растворяются».

Впервые в законодательном порядке в РБ была утверждена мобильная система социальной адаптации освобожденных лиц. Но общество быстро меняет свой облик, и темп изменений нарастает. Встает проблема ресоциализации осужденных в общество будущего. В данном аспекте возможен анализ процессов в виде прогноза общемировых, российских и региональных тенденций.

Среди общих сценариев более реальным выглядит социум в рамках  теорий Хабермаса и Лиотара. Если образ общества, который имеется сегодня, может быть обозначен как «множество конфликтую­щих факторов, ограничива­ющих связанных между собой индивидуумов», то общество будущего скорее может быть обозначено как «социум с предельно допустимыми индивидуальными различиями в рамках общих идеалов». А далее недалеко и до «более или менее случайных сообще­ств индивидуумов»[14].

Для прикладной сферы ресоциализации осужденных данные тенденции, в свою очередь, означают размывание границ пенитенциарной системы и строительство социума одиночества. В рамках воспитания, как основного средства ресоциализации, при этом могут остаться способы воздействия через жесты, символы и личный пример. Данные тенденции не должны нас пугать, так как система пенитенциарных учреждений в том виде, которая существует на данном этапе, итак не способна поддерживать ресоциализационный процесс[15]. Основная часть ресоциализационного процесса, в данных условиях, несомненно, будет проходить после освобождения осужденного. Но она не может проходить без помощи со стороны общества. Работа с освобожденными заключенными требует наличия определенных навыков и умений, проявления доброжелательности, уважения и твердости. Не каждый представитель общества обладает подобными личными качествами[16].

Другая форма механизма, способствующего социальной адаптации и ресоциализации, вырисовывается при рассмотрении практики в данной сфере в европейских странах. Там обычно применяется практика досрочного освобождения большинства заключенных[17]. Сама структура может носить и аморфный характер при наличии минимума организационных центров, как, например, это происходит в Швеции[18]. Для того, чтобы следить за выполнением условий освобождения, назначаются профессиональный и общественный опекуны. Их действия подпадают под Европейские правила применения общественных санкций и мер, которые содержатся в Рекомендации № R (92) 16 Совета Европы. Глава VII данных правил к тому же рассматривает вопросы привлечения общества к работе с заключенными в период опеки после освобождения.[19] Среди одиннадцати правил важное место занимает правило, согласно которому органы, отвечающие за опеку в период после освобождения должны использовать существующие в обществе ресурсы, особенно при решении вопросов трудоустройства, жилья, здравоохранения. Таким образом, освобожденный заключенный получает доступ к системе социальной поддержки, что способно значительно упростить процесс его адаптации.

Но даже в европейских странах общество не совсем готово к осознанной встрече с бывшими заключенными, к общению с ними[20].  В обществе бытуют негативные представления о лицах, отбывших наказание в пенитенциарных учреждениях. Т. Колинд вводит новый термин - «обусловленное принятие». Под ним он понимает сложившиеся в обществе правила взаимоотношений с лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.[21] В соответствии с ними, как он отмечает, бывшие заключенные обязаны показать свою готовность к нормальной, законопослушной жизни в обществе, всячески избегая при этом ситуаций, которые могут помешать гражданам оценивать их как нормальных, полноценных членов общества[22].

А потому бывшие заключенные не всегда могут четко определить, что им мешает, в чем затруднения при адаптации и реинтеграции.[23] Возникает некая ситуация выжидания, в котором первый шаг сделан освобожденным, и для подтверждения его правильных с точки зрения общества намерений требуется второй шаг. Лишь после этого возможно встречное движение к освобожденным лицам со стороны представителей общества.

В России к данным проблемам добавляется множество других. Общество в нашей стране в силу общинности жизнеустройства будет требовать от освобожденного жертвенности без желания достичь лучшего удела. Вся жизнь, по мнению представителей общества, должна быть подчинена достижению русской идеи. Необходимо отметить и такую особенность российского логоса, как размытое, нефиксированное видение социальности, человека, некое предпочтение неопределенности перед определенностью.[24]

В данных условиях ресоциализация осужденных и освобожденных в реалиях России может подразумевать их использование для сельскохозяйственной деятельности и экономического оживления регионов Сибири и Дальнего Востока. Большую настороженность при этом может рождать вопрос построения глобальной системы слежения за осужденными и необходимости разработки инженерно-технических средств[25]. Однако опасения по поводу возможностей контроля и надзора при предполагаемой форме исполнения наказания необоснованны. Возможно в целях наиболее эффективного контроля и надзора предусмотреть две взаимосвязанные системы. Первая из них может обходиться без применения средств электронного мониторинга (слежения) и может базироваться на системе заявок органов местного самоуправления на предоставление под их контроль и надзор осужденных – специалистов того или иного профиля для работы на подконтрольной им территории[26].

Вторая система может быть основана на применении технических средств контроля, которые осужденный должен иметь право выбрать в том числе. При этом необходимо построить систему градации как самих осужденных, так и территорий, в которые они могут попроситься для дальнейшего отбывания наказания[27]. Должен иметься определенный спектр вариантов выбора для той или иной категории осужденных.

При этой системе осужденные могли бы сами выбирать удаленные от урбанизированных центров территории - места их дальнейшего отбывания наказания – проживания и деятельности[28]. Россия достойна иметь свою систему ресоциализации всех десоциализированных граждан и лиц без гражданства, ибо величие любого государства заключено в его подданных, в отношении государства к ним. При наличии человечного отношения к «уязвимым» лицам проявляется встречное человечное отношение к государству, доверие к нему и всех остальных.

Ю.В. Баранов

 

428025 г.Чебоксары,

ул. Гузовского, д.15, корп.1, кв.47

Баранов Юрий Валерианович.

Д.ю.н., профессор кафедры уголовного права и процесса

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Д.т. (8352) 40-92-72  Сот.т. 8-927-884-10-20

 

 



[1] Баранов Ю.В. Проблема методологии правовой науки и ее воздействия на процессы дифференциации и интеграции в обществе  // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2006. - №1. – С.46-53.

[2] Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. – М.: Академический проект, 2001. – С.119.

[3] Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: Дис. … д-ра юрид. наук. – М., 2009. – С.283 -310.

[4] При этом законы функционирования осужденного на стадии индивидуализации характеризуются принципиальной невозможностью познания: процессы не поддаются анализу, методом поддерживания связей остается лишь понимание.

[5] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П.Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.268.

[6] Приходится констатировать, что данная конструкция применима лишь к тем осужденным, либо освобожденным лицам, которые сохранили способность к обучению и не являются больными лицами, требующими срочного лечения.

[7] Данный закон не в полной мере действует из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны Федерального бюджета. См.: Преступление и наказание. – 1999.  - №7. – С.54-55.

[8]Так, в указанном законе, на органы местного государственного управления Республики Башкортостан возложены конкретные обязанности. Они обязаны по запросу исправительного учреждения в месячный срок определить возможность трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства и направить обоснованное заключение; обеспечить трудовое устройство освобожденных лиц в организации, а лицам, утратившим социальные связи, - с предоставлением места в общежитии; организовать наблюдение за образом жизни лиц, утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания, и проводить с ними воспитательную работу.

[9] В Башкортостане инвалиды и лица престарелого возраста, освобожденные из пенитенциарных учреждений, при утрате социальных связей направляются в дома инвалидов и престарелых; несовершеннолетние, не имеющие родителей, направляются в школы-интернаты или другие детские учреждения.

[10] Проблема безработицы тоже способна подорвать процесс адаптации на начальном этапе. В Башкортостане, в целях содействия в устройстве на работу лицам, освобожденным из исправительных учреждений, производится ежегодное квотирование рабочих мест в организациях на основании договоров, заключаемых органами исполнительной власти с указанными организациями. При этом решения органов местного государственного управления о трудовом и бытовом устройстве освобожденных из учреждений признаются в законном порядке обязательными для исполнения руководителями организаций.

[11] Данным актом передачи в пользование освобожденного жилья продлевается предметное воздействие. Условием нормальной адаптации в общество освободившегося лица становится обладание и пользование им какой-либо собственностью.

[12] Механизм принимает завершенный вид в связи с наличием в его конструкции рычагов обжалования лицами, освобожденными из учреждений, действий должностных лиц при нарушении их прав и законных интересов вплоть до  судебного обжалования и ответственности руководителей организаций за невыполнение решений о социальной адаптации освобожденных. В данном случае размер налагаемого штрафа достигает десяти минимальных размеров оплаты труда, и налагается судом.

[13] Необходимость принятия аналогичного закона на уровне Российской Федерации не вызывает сомнений, но при этом необходимо будет принять во внимание все упущения и недостатки данного Закона РБ с целью их устранения.

[14] В научном плане данная тенденция превращает критический взгляд на позна­вательную деятельность - в трансцендентальный, а затем в эмпирический. Направление познавательной деятельности от «столкновения различ­ных взглядов к конечному разрешению противоречий» переходит к «разрешению противоре­чий между различными взглядами без конфрон­тации», что повлечет возрастание числа различных взглядов на последующем этапе.

[15] Предлагается три новых типа пенитенциарных учреждений в рамках возможной ресоциализации различных категорий осужденных. Это промышленное предприятие по месту постоянного проживания осужденного с доминированием общения с обслуживающим технические средства персоналом; сельскохозяйственная артель закрытого цикла, а также центры для предположительно «неисправимых» преступников.

[16]Поэтому Европейские правила, например, содержат требование наличия четких критериев и процедур отбора общественных участников, информирование добровольцев об их задачах, обязанностях и рамках полномочий. В.М.Трубников называет последних социальными кураторами, а М.С. Рыбак сотрудниками патронажной службы. См.: «Порядок оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве гражданам, освобожденным из мест отбывания наказания и прибывших на жительство в города и районы Саратовской области». Рыбак М.С.  – С.201-205.

[17] Кстати, о возможности подобной комбинации реального и условного исполнения наказания в виде лишения свободы все более настойчиво говорят и российские исследователи. См.: Маликов Б.З. Теоретические проблемы сущности и содержания лишения свободы и их выражение в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве России .// Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Рязань, 2004. - С.41.

[18] См.: Остердаль Б. Шведский опыт привлечения общества к помощи заключенным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод  в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 года) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – С.68.

[19] Бишоп Н. Европейские правила применения общественных санкций и мер: привлечение и участие общественности // В защиту прав и свобод  в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 года) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – С.41.

[20] И. Хальфман, эксперт Совета Европы из Германии пишет о протесте местных жителей, которые выступали за помощь заключенным, заботу о них, возвращение к нормальной жизни в обществе. Но, где-нибудь в другом месте, а не по месту их жительства. Это, по мнению автора, показывает наличие скрытого неприятия, отторжение, страх общества. См.: Хальфман И. Реабилитация заключенных – миссия «Шайдевег». // В защиту прав и свобод  в уголовно-исполнительной системе: Сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 года) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – С.91-97.

[21] См.: Колинд Т. Указ. соч. – С.44-61.

[22] Т. Колинд раскрывает две стратегии, которыми пользовались освобожденные в странах северной Европы, которые он называет «стратегиями забвения и честности»См.: Колинд Т. Указ. соч. – С. 49-53.

[23] Kolind T. Den betingete accept: Losladtes identitetsproblemer; modet med den «normale» verden // Nord. . tidsskr. for kriminalvid. – Kobenhavn, 1999. – Arg. 86, №1. - S. 44-61.

[24] Так, российский стереотип коллективизма ставит условие, что освобожденный сначала должен устроить дела чего-то социально целого, и это более важно, чем его собственные дела. А потом, мол, это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению. Действия освобожденного не должны носить целерационального характера и просчитываться заранее. Следующим устойчивым стереотипом выступает справедливость, которая совместно с идеей равенства вытеснили ценность богатства, а соответственно и ценность труда. Соответственно, нельзя требовать от освобожденного из мест лишения свободы немедленного обустройства на работу. Он изначально не ориентирован на постоянный, кропотливый, нацеленный на накопление богатства труд. Но, в то же время, легко может сотворить невозможное на удивление окружающих, совершить действия, совершенно бессмысленные для семьи и хозяйства. См.: Кемеров В.Е. Указ. соч. – С.52.

[25] Под инженерно-техническими средствами принято понимать комплекс инженерных, технических и организационных мероприятий, направленных на создание условий для изоляции либо контроля за осужденными к лишению свободы и освобожденными от этого наказания. См.: Пленкин Ю. В. Правовые и организационные основы изоляции осужденных к лишению свободы : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю.В. Пленкин. – Самара, 2007. – С.15.

[26] Органы местного самоуправления вместе с получением достаточно дешевой рабочей силы должны гарантировать их законное поведение на указанной территории. Более конкретно система может иметь варианты их прихода для регулярной фиксации в те же органы, постановка на условия более жесткого контроля в уголовно-исполнительных инспекциях, оповещение органами местного самоуправления о нарушении данными осужденными правил и норм отбывания наказания и т.д. При этом правоохранительные органы могут оставить за собой контроль за количеством и качеством поступающего на данную территорию контингента осужденных, а также устранение возможных конфликтных либо иных незаконных ситуаций при оповещении их со стороны органов местного самоуправления.

[27]Данная градация может носить характер индексирования.

[28]При данной системе вместе с получением электронного браслета (средства электронного мониторинга), подсоединенного к глобальной системе GPS (Global Position Sistem) осужденный должен взваливать на себя большую ответственность и больше требований (например, может быть предусмотрена более жесткая система кары за оставление территории и т.д.) Соответственно, должна иметься эффективная система возврата осужденных в систему исполнения уголовного наказания.

Категория: Человек и Граница | Добавил: Pogranichnik (11.10.2013)
Просмотров: 478 | Теги: ресоциализация, механизм ресоциализации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz