Проблема ресоциализации осужденных к лишению свободы становится одним из
актуальнейших проблем современности[1]. В данном русле мировое сообщество занимается
моделированием как системы самих пенитенциарных учреждений, так и процессов,
происходящих внутри них с целью достижения результатов ресоциализации. Модель
понимается при этом как: а) мысленный или условный образ, аналог какого-либо
процесса, явления, объекта, воспроизводящий в символической форме их основные
типические черты; б) формализованная теория, на основе которой может быть
сделан ряд предположений; в) символическое изображение структуры, типа
поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах[2]. В конечном
счете, нет четкого различия между терминами «модель» и «теория» [3].
При рассмотрении
ресоциализации осужденных приходится рассматривать не только правовую модель,
но и антропологическую, социологическую, культурологическую модели. При этом,
их приоритетность расположена в обратном порядке. Если создание антропологической
модели-теории ресоциализации осужденных связано с концептом человека[4], то при
формировании социальной модели-теории ресоциализации возникают проблемы
ожиданий общества, цели уголовного наказания, проблематика реализуемости
уголовного наказания и т.д. Она почти всегда формируется в рамках
господствующей парадигматики, что приводит к почти
полному исключению из сферы исследований моделей и воззрений традиционной и
иных школ права и связанных с ним практик, существующих даже на Западе.
К тому же в новых реалиях
возникла насущная потребность в формировании большей автономности,
самостоятельности личности[5], приходится говорить о смешанной (интегральной)
модели социализации, построенной на единстве рационального и иррационального,
социализации с учетом индивидуализации[6].
Культурная модель-теория
ресоциализации осужденных связана не столько с наращиванием социально полезных
контактов осужденного, сколько с полным повторным освоением культурного
пространства общества. Этот процесс, по мнению М. Беннет, включает
последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, и лишь затем – признания,
адаптации и интеграции[7]. Появляется возможность использования для целей
ресоциализации различных способов приобщения осужденного и к миру природы,
аграрному хозяйствованию и т.д.
В аспекте вышеизложенного и на основе
анализа можно утвердительно сказать, что моделированию ресоциализации служат международные стандарты обращения с осужденными,
ставшие одним из критериев «цивилизованности» отечественной системы уголовной
юстиции в целом[8]. В России выполняются большинство правил и Минимальных
стандартных правилах обращения с заключенными, принятые Конгрессом ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1955 года[9], и
Европейские тюремные правила (ЕТП). Можно утверждать, что в данные акты
существенно отличаются от ранее принятых не только потому, что в них в деталях
прорабатываются[10] и защищаются права осужденных, в большей мере – тем, что
они носят «личностный», а не «инструментальный» характер[11].
Законодательство стран, воспринимая
указанные основы и нормативные модели,
доводит их до прикладной сферы своих территориальных учреждений. Своеобразным
событием в сфере решений проблем постпенитенциарной адаптации и ресоциализации
в странах СНГ явилось появление Закона Азербайджанской Республики «О социальной
адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного
учреждения» от 31 мая 2007 г.
Закон появился вкупе с Правилами участия общественности в исправлении
осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений,
исполняющих наказания, утвержденными приказом за №4-Т министра юстиции
Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г. [12]
В
России также необходим закон, объединяющий воедино все процессы в сфере
ресоциализации осужденных и освобожденных. До настоящего времени имелось много
предложений в данном направлении, даже разрабатывались проекты подобных
законов. В проекте закона, предложенном в 1991 г. авторским
коллективом в составе Н. Тарасенко, А. Дубровина, Н. Лыгина, Б. Козаченко,
больше говорилось о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, а
также восстановлении утраченных социально полезных связей[13].
В Законе Республики Башкортостан «О социальной адаптации лиц,
освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания»
уже частично охватываются проблемы этапа освобождения[14]. Сейчас больше
говорится о социальной реабилитации осужденных. Ресоциализация же охватывает
все процессы вхождения лиц, отбывающих и отбывших наказание в виде лишения
свободы в общество - и реадаптацию, и реабилитацию, и реинтеграцию.
Нами
предлагается закон, содержащий концептуально иные модели как самой
ресоциализации осужденных, так и уголовно-исполнительной системы, созданной для
реализации перспективной цели ресоциализации. Мы предлагаем трехзвенную систему ресоциализационных
учреждений. Первый тип учреждений может
представлять центр (участок, предприятие) с развитой сетью производств
небольшой и средней сложности. Второй – являться центром производства
сельскохозяйственной продукции. Третье звено учреждений должны составлять
Центры ресоциализации для предположительно «неисправимых» осужденных.
При этом
необходимо построить систему градации как самих осужденных, так и территорий, в
которые они могут попроситься для дальнейшего отбывания наказания[15].
Учреждения первого типа могут находиться по месту проживания осужденных и
представлять некое образование полузакрытого типа. Оно могло бы сочетать
свободную работу осужденных с возвращением в отдельные помещения либо в иное
жилье (в том числе и на праве собственности) на ночь. Второй тип учреждений по
своим задачам должен находиться в сельскохозяйственном районе, преимущественно
вдалеке от городов, размещать осужденных при этом представляется возможным в
домах, заброшенных сельским населением.
При этой системе
осужденные могли бы сами выбирать удаленные от урбанизированных центров
территории места их дальнейшего отбывания наказания – проживания и
деятельности[16].
Третий тип учреждений
должен также находиться по возможности в отдалении от городских условий, но
здесь не требуются сельхозугодия[17]. Поэтому, они могут иметь тип
специализированных учреждений для тех или иных категорий граждан.
На основе понимания
процессов в данных учреждениях возможно построение уголовно-правовой и
законодательной моделей ресоциализации осужденных, более приближенных к
реалиям, чем это предлагается в проекте реформирования уголовно-исполнительной
системы[18]. Мы их также предлагаем.
Список литературы:
|