Понедельник, 29.04.2024, 05:31Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Поиск

Календарь

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Июнь » 5 » Уязвимость и неуязвимость русской цивилизации
16:46
Уязвимость и неуязвимость русской цивилизации
Ход наших рассуждений подталкивает нас к тому, чтобы отдельно рассмотреть вопрос уязвимости-неуязвимости, которая может трактоваться и как проблема защищенности-незащищенности русской цивилизации, так как в тех культурах и цивилизациях, которые имеют место ныне, вопросы эти, как и понимание  силы и мощи отдельных сообществ, этносов, культур и цивилизаций в целом занимает не последнее, если не первое место. До сих пор не улеглись страсти тех или иных культур по доминированию над другими культурами и цивилизациями. Но, при этом многие даже сами понятия силы и мощи, беззащитности-защищенности и т.д. понимают со своей точки зрения . При этом проблемы завоевания иных культур и цивилизаций пытаются решить при помощи тех или иных технологий. Очередная, принятая на вооружение технология зиждется на понимании всесилия средств лингвистики, а в общем контексте – мощи информационного потока . Создается временная иллюзия о возможности бесконечного распространения своей воли на всю территорию суши.
Но при отсутствии общего видения картины мира эти технологии будут давать сбои. Запад не видит культуры Востока, который всегда говорил не об информации, не о коммуникации, а о пустоте. Великая пустота, рождающая все, является главным достижением Востока. Запад пытается приспособить достижение Востока созданием все новых и новых технологий и методик. Невозможно понять методологию движения к истине через пустоту, не познав ее в реальности. Вы можете двигаться к истине другим путем, но вы в этом случае никогда не увидите того, что видит движущийся по другому Пути.
Есть довольно распространенная в России шутка по этому поводу. Русские говорят о том, что представители западной цивилизации получают удовлетворение от достижения цели. Если вы желаете что-либо получить, действительно целесообразно поставить некую цель, связанную с этим, и двигаться в сторону желаемого. В отличие от них, говорят русские, представители восточной цивилизации получают удовлетворение от самого процесса достижения цели. Т.е. для них, по мнению русских, не имеет особого значения, будет ли путь к цели длинным, коротким, сколько времени займет и т.д. Движение к цели имеется, цель не исчезает из поля зрения – ну и ладно, когда-нибудь достигнем. В отличие от всего этого, говорят сами русские, мы, мол, получаем удовлетворение от наблюдения за тем, как другие получают удовлетворение от процесса достижения цели, либо самого процесса движения к ней. Рассмотрим подробнее, что это означает.
Во-первых, что у русских нет цели. И на Западе, и на Востоке цель имеется, в России – ее нет, и, скорее всего, не было. Есть мелкие цели государства, отдельных групп, сообществ, но общей цели нет. Здесь нельзя путать национальную идею, в которой может отражаться цель, с самой целью. Идея, будь она национальная либо иная другая, может и не содержать ясно выраженной цели. Но цель имеется везде – то ли строительство демократии либо претворение в жизнь принципа социальной справедливости, то ли это достижении гармонии государства и общественного обустройства, мало ли чего можно нафантазировать. Но русским ничего этого не надо – им итак хорошо.
Во-вторых – русские просто наблюдают. Вот это понять уже сложнее. Ближе всего к пониманию «наблюдения русских» можно подобраться с анализа процесса созерцания, которое было не чуждо в свое время и грекам с римлянами, и восточным деспотиям. Созерцать – значит воспринимать в полной мере, в особом состоянии и при помощи отстраненного взгляда на все происходящее. В дополнение к этому, «наблюдение русских» включает в себя и множество эмоций по поводу и бес повода, неопределенность времени, непостоянство и т.д. В общем, все то, что присуще полному хаосу. Можно даже сравнить все это с неким рассеянным взором вдаль, в никуда.
Таким образом, мы выходим не передний край российской философии. Она в корне отличается от всего, что существует как на Западе, так и на Востоке. Если западная философия имеет своими столпами творения великих греков, римлян, храмовых философов Средневековья, а Восток до сих пор не может оторваться от философии Лао-Цзы и Конфуция, то российская философия изначально была философией неопределенности. Одни из русских философов рассматривали западную мысль, другие – восточную, а своя философия – как–то отходила на задний план. Да и не столь безопасно было оглашать свою позицию в стране, в которой довольно часто менялись не только режимы, но и сама философия в том числе. В России мы не можем говорить о Ломоносове, не вспоминая о Л.Н. Гумилеве; либо Т. Бульбе, не принимая во внимание заслуги беглого каторжника Ермака и т.д. Даже индустриализация здесь проходила своеобразно – часто силами и способностями осужденных. Сначала в России всех отличающихся чем-либо остальной массы людей (а их всегда хватало) пытались изолировать, а затем - их же использовать для строительства народно-хозяйственного комплекса, укрепления обороны страны и т.д.
Таким образом, уязвимость Российской цивилизации открывается с самого начала. Она принимала и принимает в свое лоно всех авантюристов, иноплеменников, всех – всех. Соответственно, мы видим нескончаемое разграбление страны. А в последнее время, она стала практически сырьевым придатком других стран, и как-то особо не пытается изменить свой статус.  Другой недостаток, который мы немного затрагивали и ранее – расточительное отношение к своему населению. Российские бескрайние просторы так и ни разу не заселялись плотно, они почти всегда пустовали либо были заселены местами, маленькими островками. И сегодня, хотя и с самых высоких трибун говорится о необходимости принятия во внимание проблемы демографии, на местах продолжается усиленное вымирание в основном работоспособной части населения.
Следующая уязвимая точка России – это активное избавление от своих гениев и даже просто способных людей. Основана она опять же на той же русской философии – нам и удовлетворения не надо, дайте созерцать, радоваться либо страдать вместе с другими, так старательно пытающимися достичь цели. Не стоит говорить о добровольном выезде многочисленной когорты российских ученых и исследователей, лидеров в той или иной области общественной жизни, гораздо более мрачны их потоки и их мысли в годины революций, всяких коллективизаций, войн и т.д.  Страна избавлялась от своих лидеров и гениев с таким ожесточением, как-будто именно они и мешали ей жить. Тенденция эта имеет место до сих пор, и добрались уже до преуспевающих бизнесменов. Другой стороной данной медали является активное культивирование общинных устоев и общинности как таковой. Местные элиты, да и сообщества, этносы по-прежнему, как и в те далекие архаические времена ранней Руси, живут общинами.
С другой стороны, наблюдается активное разрушение всего того, что может разрушаться. Так, если в начале ХХ века революция 1917 года разрушила устои монархического режима, то конец века ознаменовался разрушением социалистического строя и возвратом к довольно ранней форме капиталистического обустройства. Столь разрушительные процессы не оставляют ничего, кроме изначальных, архаических норм и традиций. В прошлое уходят не только заслуги, но и опыт многих поколений и все начинается сначала, на пустом месте.
Соответственно, отдельно стоит такое свойство русской цивилизации, как страдальчество. Невозможно не страдать, когда весь мир страдает. В России имеется множество граней данного явления, как и множество оправдательных аргументов. Русская цивилизация, по мнению самих ее представителей, страдает изначально не столько от завоевателей, войн, правителей руководства, она изначально настроена на страдание. Представим, что всеобщими усилиями мирового сообщества, либо еще как, в России будут созданы комфортные условия, подобные европейским либо американским. Стоит ожидать, что вскоре они будут разрушены, как вандалами, так и целенаправленно, самим населением. Комфортные условия не могут быть восприняты русской цивилизацией, они не только незнакомы ей, но в корне неприемлемы.
Внутри всех сидит глубокое чувство страдальчества – страдали предки, страдаем мы, и будут страдать наши дети и внуки. Что с этим поделаешь – такова наша доля. Примерно так звучит рассуждение рядового русского. Но если вы отвлечете его от этого страдания, то происходит что-то совсем непонятное – он сразу поднимает голову. Смотрит по сторонам и при необходимости производит два распространенных действия – бьет врага, либо, если бить некого – гуляет на широкую ногу. При этом под врагом понимается не только кто-то, но и что-то, например, какая-либо тяжелая работа, труд. Русский готов совершить подвиг, чтобы лишь потом не работать, а сидеть, сложа руки и страдать. Страдать от всего – от мух, жары, холода, надоедливых женщин, что еще «хуже» – от самих себя тоже. Страдание от самих себя часто пересиливает все остальное,  тогда начинается такое, что ввергает в ужас всех окружающих: либо он начинает беспробудно пить и буянить, либо вовсе уходит в тайгу, на море, к океану, забив накрест окна при живых детях и семье. По просторам России кочуют толпы мужчин, которые не интересуются ни семьей, ни женщинами, ни богатством, их манит что-то, чему они сами не могут найти обозначение.
В это время женская часть населения ищет свое счастье где попало. Интересная участь у русских женщин в России – не так ли? Итак, следующее уязвимое место русской цивилизации – это женщины. Они остаются беззащитными перед произволом приходящих со стороны мужчин, потому как чисто физиологически более слабы и не могут защитить себя от побоев, грубого насилия и т.д. Возникают особого рода отношения, когда либо сама женщина берет в свои руки свою жизнь и жизнь своих детей, либо она превращается в такого же философа, как и русский мужчина. В последнем случае она говорит о том, что является всего лишь капсулой для прихода ее детей в этот мир, и особого значения не имеет ни сам факт ее дикого существования, ни даже сама смерть от руки супруга.
Философия русской женщины делает ее особо привлекательной для всех мужчин, кроме самих русских. Она смотрится воздушной, легкой и парящей над землей; много умеет и много знает. Ее красота – особого рода, она замешана на смерти и разрушении. Как только вы отдадитесь в ее власть, она сделает с вами что угодно, так как вышла она из ада. Ей неведомы страх и поражение, также, как и предел силы и ярости. В ней сошлись крайности, а потому она способна как на безграничную любовь, так и лютую смертельную ненависть, одновременно ласкать вас «шелковыми» губами и жалить как змея. На этом разговор про уязвимые стороны российской цивилизации стоит прекратить, ибо вы можете вконец разочароваться. Но не стоит этого делать, так как скоро все мы окажемся в экстремальной ситуации и все будем вынуждены жить как на вулкане, что делает и нас особо привлекательными либо умирающими.
Переходя к доказательству неуязвимости русской цивилизации, мы вынуждены делать аналогию процессов межкультурной коммуникации с иными процессами. Иначе понять приводимые положения будет довольно сложно. Первое свойство можно понять при сравнении свойств русской цивилизации и процессов, происходящих в ней, с двуликим Янусом, либо с чем-то вроде зеркала, отражающего вас либо позволяющего видеть желаемое. О чем речь? А о том, что западные исследователи видят в России одно, а восточные – совсем другое. Запад видит желаемое в виде ресурсов, возможностей развития бизнеса и т.д., а Восток – видит пустоту. Когда вы вглядываетесь во что-то, но, в первую очередь, видите желаемое. Но если то, во что вы смотрите, очень большое и к тому и живое, то возникают различные феномены, связанные не только с состоянием смотрящего, но и состоянием самого объекта обозрения и преломления пространства между вами. Другими словами – при взгляде на русскую цивилизацию вы видите все, что вам кажется необходимым, но при внимательном, более близком обозрении вы видите и то, что вас так не прельщает.
Еже более интересным будет сравнение с взглядом в пропасть – «вы смотрите на нее, она - на вас». Аналогии можно продолжить. Российская цивилизация при первом взгляде с позиции разделения Запад-Восток смотрится как двуликий Янус. Но, она при этом целостна и просто так свои секреты не выдает.
Следующее свойства, которые делают Россию неуязвимой – свойства, схожие со свойствами неопределенности (хаоса), которые легче воспринимать при проведении аналогии с зоной сейсмической активности с множеством вулканов. Наверное, таким она и представляется, должна представляться из-за своей пограничности. Но, подобную зону невозможно представить без постоянных катаклизмов. Зона сейсмической активности, как и русская цивилизация, имеет четко выраженные периоды возрастания активности и извержений с периодами стабильности. Но, в последнее  время создается впечатление, что русская цивилизация, кстати, как и вся мировая, начинает разогреваться.
Что происходит при извержении вулкана? Вопрос кажется довольно прозаическим, но только в том случае, если мы не сравниваем процессы извержения с другими, скажем, как в нашем случае, культурно-цивилизационными процессами. Во-первых, вы видите предварительные процессы подготовки к извержению в виде тех или иных подземных толчков и т.д. Подобные процессы в русской цивилизации ознаменовались развалом СССР и последовавшими за ними «толчками» нестабильности. Далее начинает накапливаться напряжение от давления магмы, которая прикрыта довольно толстой коркой застывшей лавы от прежних извержений. Далее ждать всего лишь два сценария – либо извержение, либо более тихое вытекание лавы из открытого жерла. Но и в том и в другом случае, если процессы будут интенсивными, конфигурация цивилизации может измениться.
Соответственно, территории, которые занимает русская цивилизация, могут приводить только к культуре, идентичной русской. Модифицировать ее означало бы потерю связи данной культуры с природной средой, отдельными областями и климатическими поясами, что привело бы к изменению самой сути культуры. Таким образом, любой народ, этнос либо даже иная цивилизация, приходящая на эти территории, однозначно будет скатываться к тем характеристикам, которые сейчас имеет русская цивилизация. Эти территории невозможно завоевать в привычном смысле слова.
Что дает данный анализ? Понимание того, что на стыке более стабильных цивилизаций расположены нестабильные, пограничные цивилизации. Вроде бы данное явление относится к категории вполне понятных. Но далее так не кажется – пограничные цивилизации всегда рождают что-то новое, они всегда извергаются и выносят на поверхность все, что имелось в течение всей эволюции человечества. А потому вы здесь увидите все слои и всех цивилизаций, смешавшиеся воедино, все проблемы и все течения мыслей, истоки и начало одновременно. Здесь совмещается несовместимое. И это создает основное свойство этих цивилизаций – их неуязвимость. Сколько бы вы оттуда не брали, там не становится меньше. Вы можете пользоваться всем, что дает данная нестабильность, в том числе и разрабатывать новые теоретические конструкции для ее понимания и лучшего использования, типа синергетики, развития квантовой физики и т.д.
Но есть и другие истины. Когда вы берете с области нестабильности многое, то, во-первых, вы сами можете стать нестабильными. Такая участь ждет те сообщества, которые пытаются ассимилировать русских женщин. Их природу изменить очень и очень тяжело, как вы понимаете. Но породить области нестабильности у себя – довольно легко. Второй вывод касается излишнего вхождения и эксплуатации области нестабильности, в ходе которого можно разрушить довольно шаткие механизмы какого-либо вообще равновесия. Т.е. при неосторожном движении в этой области зона нестабильности может повести себя непредсказуемым способом. Первый, довольно реальный сценарий в этом случае – коллапс верхней части не столько самой цивилизации нестабильности, сколько всего того, что накопилось в ходе предыдущих столкновений и извержений.
Следующее свойство вытекает при анализе большой зоны сейсмической активности, скажем, не на нашей планете, а на более нестабильных планетах Солнечной системы. Если зона нестабильности довольно обширная, и на ней происходит катаклизм, связанный как с коллапсом самой зоны, так и сторонним поступлением импульса, может развиться необратимый процесс полного распада, либо трансформации зоны нестабильности во что-то иное. В данном случае трудно говорить об отдельных последствиях катаклизма.
Рассмотрим это на примере русской цивилизации. Никто особо не станет спорить с тем, что она не сложилась как стабильная и продолжает эволюционировать. Если присмотреться внимательнее, то видны процессы подготовки извержения, которые стимулируются активно как с Запада, так и с Востока. Давление со стороны нарастает – не только вследствие утраты части территории и буферных зон, но и самих внутрироссийских процессов. Следующим, вполне закономерным процессом может оказаться и сам катаклизм, расчленяющий российскую цивилизацию на более мелкие цивилизации. Рассмотрим возможные варианты этого не вполне желательного, сразу оговоримся, события. Зависит оно от мощности сил распада и может привести к полному либо частичному распаду.
Что имеется ввиду? Частичный распад предполагал бы отход от Центральных территорий европейской части России Дальнего Востока, Сибири и Поволжья. Естественно, на отошедших территориях в таком случае могут начаться быстрые процессы самоорганизации и цивилизация сможет продолжить свое существование в форме конфедеративного либо иного обустройства территорий. Города – мегаполисы Москва и Санкт-Петербург смогут удержать своей мощью европейскую часть в достаточно стабильном состоянии. То же можно сказать  о Сибири и Дальнем Востоке, так как особо далеко уйти от китайской цивилизации им не суждено, и она их будет сплачивать. Но, вот Поволжье вызывает тревогу, так как здесь имеет место преобладание мусульманской идеологии, что само по себе создает зону нестабильности при отходе от западных и восточных территорий и открытии границ выхода за пределы российской цивилизации на юг.
Мы снова возвращаемся к тому же, с чего и начали. Союз нерусских народов Поволжья – место, которое будет испытывать наибольшее напряжение при любом развороте событий. Именно здесь находится, и в ближайшем будущем будет находиться зона Большой нестабильности (или по терминологии исследователей Границы – зона Большой Границы). Здесь будут разворачиваться основные события, определяющие судьбу и будущее русской цивилизации, да и соседних культур (цивилизаций) тоже. Заранее можно предугадать, что мусульманские страны захотят присоединить их к своему миру и цивилизации, чему помешать будет довольно трудно. Но мы не принимаем во внимание то, что уже сейчас почти все население «котлована» культур в Поволжье состоит из смешанных народов, где принадлежность к мусульманской культуре особо и не принимается во внимание.
Мы вдруг понимаем, что смешение этносов и наций, народностей не приводит к доминированию той или иной культуры, той или иной цивилизации – оно приводит к новой культуре, цивилизации, не схожей ни с одной из имевшихся до смешения.
Межкультурная коммуникация, общение в зонах активного диалога культур, пограничья, обладает дополнительными характеристиками, которые делают их совсем не схожими на процессы, распространенные в стабильных культурах. Флуктуации и бифуркации в зоне диалога цивилизаций делает процессы непредсказуемыми и опасными, а саму подобную цивилизацию – неуязвимой.

Просмотров: 398 | Добавил: Pogranichnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz