Понедельник, 29.04.2024, 02:26Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Поиск

Календарь

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Июнь » 5 » Свойства русской цивилизации
16:42
Свойства русской цивилизации


Россия не всегда была великой империей, и территория суши, которую она занимала по историческим меркам совсем недавно, составляла не более территории нынешней Европы. Обширные территории Сибири и Дальнего Востока свалились на небольшую в то время цивилизацию русских как снег на голову – и в один миг она стала обладательницей бескрайних просторов, а вместе с ним и бескрайних запасов сырья, полезных ископаемых, людских ресурсов. До сих пор в самой русской цивилизации не могут решить вопрос – явилось ли это благом либо обернулось бедой для них[1].

С одной стороны русские смогли занять огромные территории и построить вокруг них оборонительные сооружения, зафиксировать свои владения, но последние оказались столь обширными, что ввергали в ужас при одной мысли об их освоении. А потому вновь приобретенные территории Сибири и Дальнего Востока, как и во многих иных колониях, использовались для ссылки туда неблагонадежных, а проще говоря, неугодных государству людей. Ссыльные и каторжане смогли построить на окраинах Руси особенную цивилизацию, в которой немалую роль играли, как вы теперь понимаете военные и казаки, а также осужденные. Почти по тому же сценарию, какому осваивались Америка и Австралия, территории Сибири и Дальнего Востока, были частично очищены от местных аборигенов. Часть коренных жителей проходил процесс ассимиляции, и в планах российского руководства было даже создание резерваций. Но до этого не дошло по причине специфики климатических и иных природных условий.

Если в Латинской Америке смешение культур происходило в более или менее пригодных для жизнедеятельности природных условиях, то вечная мерзлота и жесточайшие морозы Севера и Сибири, крайняя удаленность и малодоступность Дальнего Востока делали их непригодными для заселения и постоянного проживания коренных русских, а вместе с ними и остальных теплолюбивых народов. Не отличались комфортностью для проживания и южные рубежи – почти сплошь неплодородные почвы, переходящие в пустыни и горные массивы. Но более других юг был опасен набегами кочевников – Дикое поле долгое время оставалось диким для всех. И посередине появилась Русь. Как она выглядит с высоты?

Русь выглядит как птица, имеющая два крыла – левое европейское и правое крыло Сибири и Дальнего Востока, а тело ее может ассоциироваться с Уралом. И глядит она на Север. По обе стороны от нее Восток и Запад, а она летит на Север. Почему так, а не иначе, постараемся разобраться. Можно начать с анализа того, как такие территории наполнялись людским ресурсом – своеобразной кровью будущей империи. Данный неприглядный на первый взгляд вопрос способен раскрыть многие российские тайны.

Отдавая дань традициям и Киевской Руси, скажем, что европейские народы сыграли немаловажную роль в освоении восточных для них территорий. Здесь, скорее всего, оставили след не только викинги, германские и шведские воины, но и все этносы и народы, кто и ныне граничат с Запада с Россией. Невозможно отрицать и то, что большие потоки людей втекали на ту территорию с территорий Кавказа и нынешней Средней Азии. Именно они основались в течениях больших рек, торговых путях с Востока на Запад и обратно.

Большая группа народов и народностей обосновалась в пойме рек  Волга, Кама и Вятка. Именно они впоследствии создали монолит культур народов Поволжья, а заодно и «хребет»[2] России. Это и есть первая тайна Руси – ее хребтом является союз нерусских народов, проживающих между Волгой и Уралом. Он представлен этносами коми, мари, мордва, удмуртов, чувашей, татар и башкир. Первые три этноса проживают севернее других и относятся к финно-угорской группе, последние две – южнее, и относятся к тюркам. Посередине – чуваши и удмурты. Первые – западнее, вторые – восточнее, почти на Урале. Можно ассоциативно выразиться о частях тела птицы российской государственности, но лучше этого не делать в целях защиты чести и достоинства всех наций и народностей.

После распада СССР в 1991 году от России отпали почти все окраинные народы и этносы. Суверенитет обрели казахи, туркмены, таджики, киргизы, армяне, азербайджанцы, грузины, украинцы, молдаване, белорусы, литовцы, латыши и эстонцы; иные народности, проживавшие с ними на территориях соответствующих Республик. Данные этносы выполняли важные функции во всех сферах жизнедеятельности, но самая главная их функция была функция буфера между Россией и соседними странами, культурами, цивилизациями. После их ухода границы Руси оголились, а потому начали возрождаться казачьи войска, охранявшие российские рубежи еще раньше. Но это не могло вернуть Россию к почти абсолютной схеме безопасности, имевшейся в союзе с ушедшими народами.

Россия сами оказалась в роли буфера между набирающими мощь цивилизациями Востока и Запада. Она оказалась вновь один на один со всеми проблемами, в том числе вытекающими из факта нахождения ее на границе цивилизаций. Одни проблемы начали накладываться на вторые – мало того, что развал СССР повлек за собой развал отлаженного экономического комплекса, появились сильные соседи. В то время, когда в стране идут интенсивные процессы дифференциации, на Западе возникла интегрированная Европа с мощнейшим экономическим потенциалом. В то время, когда людской поток хлынул с Сибири и Дальнего Востока в европейские регионы, на Востоке возник целостный экономико-культурный комплекс Китая, показывающий интенсивный рост и в условиях кризиса, набирает мощь Индия. По сути, над огромными оголенными пространствами Сибири и Дальнего Востока висит огромная масса людского потока, желающего любым способом заселить и освоить их.

Таковы для России реалии сегодняшнего дня, которые могут быть совершенно оправданно обозначены как экстремальные, определяющие дальнейший сценарий развития страны на длительный в перспективе период.

Пограничность русской цивилизации начала проявляться во всем. Не затрагивая выведенных нами свойств пограничности чувашского этноса, постараемся рассмотреть подобные свойства русской цивилизации.

Первая особенность, которая бросается в глаза сразу после территориальности – это кажущееся отсутствие национальной идеи, которая смогла бы объединить столь обширный регион мира. Исследователи в самой России иногда говорят, что есть подобная идея, но она оказалась очень специфичной. Имеется ввиду то, что национальная идея в России оказалась замещенной идеей естественного эволюционного отбора. Это само по себе уникальный феномен – когда в человеческом сообществе возобладал принцип, закон, действующий в животном и растительном мире. Но, в отличие от последних, в человеческой среде закон естественного отбора претерпел трансформацию, которая делает их сравнение весьма относительным.

В животном и растительном мире закон естественного отбора полностью зависит от природных условий и, по сути, означает выживание сильнейших, наиболее приспособленных к условиям среды. Определенные навыки и способности, приобретенные в ходе этой адаптации к окружающему, не позволяют растениям и животным уничтожать данную среду, доминировать над всеми остальными видами и типами. Человек же давно ушел от этого и видит себя вне природы. Следствием явилось не только желание господствовать над ней, но и желание поработить и себе подобных представителей природы любыми способами. В итоге мы имеем бесконечные войны и конфликты, поставившие окружающую нас среду на грань гибели.

Но в русской цивилизации процессы носят еще более странный характер – половина населения усиленно уничтожает вторую половину. Оставшаяся половина сама, по всей вероятности в перспективе разделится и начнет уничтожают свою половину. Когда это началось и почему происходит, весьма трудно ответить. Но процесс самоуничтожения прогрессирует, и сильно видоизменился. В последнее время в Росси эти половины носят определенные половые характеристики, т.е. женщины начали целенаправленно уничтожать мужскую половину населения. Это не коснулось лишь немногочисленных регионов, где до сих пор господствуют исламские ценности. Следующим этапом вполне может стать истребление по религиозному принципу, о чем открыто говорится в аспекте будущих религиозных войн.

Хронология данного процесса начинается с междуусобиц древней Руси и ярко проявлен в репрессиях Петра 1, Октября 1917, голода 1920-х, репрессий 1930-1950-х годов. Не менее знаменательны кровопролитные войны, в которых Россия почти никогда не жалела свои людские ресурсы. Что это – расточительное отношение к людским ресурсам вследствие заблуждения об возможности их легкого восполнения либо недооценка человеческого фактора, его творческих способностей; или изначальная ненависть элит к населению своей страны либо что-то еще другое? Можно удалиться в бесконечные дебри бесплодных споров и доказательств, но более целесообразным выглядит изучение опыта малых народов и народностей, этносов, оказывавшихся в аналогичных условиях.

На опыте жизнедеятельности чувашского этноса на границе цивилизаций мы увидели трансформацию общества в том же направлении. Но при рассмотрении достаточно немногочисленного народа либо этноса как-то не принято говорит о его идейных основах, национальной идее, а потому мы и не останавливались на общих идеях данного этноса. Можно констатировать тот факт, что чувашский этнос также не имеет идейной платформы, отличной от идеи естественного отбора[3]. Но в аспекте анализа более масштабной цивилизации мы можем говорить о необходимости национальной идеи уже в силу возрастания территориальных и культурных масштабов.

В случае, когда в крупномасштабной цивилизации вместо объединяющей всех национальной идеи господствует изначальный закон естественного отбора, в силу указанных масштабов они объективно приводят к большим потерям людских ресурсов. Невозможно сдерживать большие территории только при помощи насаждения страха и укрепления вертикали власти. В России это приводит к удлинению вертикальных цепочек управления и уходу окраин их из-под контроля центральных властей, а потому центр вынужден сталкивать между собой различно направленные группы населения на местах. Это наиболее оточенная технология всех тоталитарных режимов, схожая с технологиями сдерживания масс в ограниченных пространственно резервациях, тюрьмах, иных изолированных территориях. Но она имеет одно негативное свойство – приводит к скатыванию данных сообществ к нормам и правилам жизнедеятельности архаических сообществ далекого прошлого.

В этой ситуации архаизации на передовые рубежи выдвигаются не умудренные опытом жизни старцы – аксакалы, не сильные и способные молодые граждане, не эрудированные юные, а те, кто соблюдает один из двух святых для них кодексов – правителей и язычников. Первый кодекс может быть охарактеризован как кодекс тех, кто надеется на всесилие манипулятивных технологий, второй – сторонников природных законов. В подобных условиях начинается эскалация бесподобного внутреннего насилия, ненависти и междуусобной вражды. Естественно, вывод о демографической катастрофе в данных условиях никого не может удивить.

Интересно другое – как на это реагируют сторонние цивилизации. Им представляется вполне приемлемым сценарий, когда погибает, как им кажется другая цивилизация, способная конкурировать с ними. Это их успокаивает и даже подвигает к помощи в падении – хочется быстрее увидеть падение колосса, а при возможности овладеть его наследством. Но данный процесс не так прост, как кажется. Сторонами не учитывается то, что в пограничной зоне на самом деле происходит не уничтожение очередной цивилизации, а лишь ее трансформация. В итоге на месте прежней цивилизации рождается что-то новое, до сих пор непроявленное¸ незнакомое, не исследованное. В философии принято обозначать это нечто как «Другое», а в цивилизациологии может быть обозначено как рождение «Новой цивилизации».

В ней все новое – люди, культура, нормы и сценарии жизнедеятельности, органы управления, механизмы развития и т.д. В отличие от аналогичных процессов в малых цивилизациях, в российском масштабе период формирования подобной цивилизации займет немного больший промежуток времени, но ненамного, с учетом сжатия времени под напором глобализации и иных глобальных процессов. Ее контуры уже начинают вырисовываться, но для большинства они неочевидны. Начнем их рассматривать более пристально.

Первое, что бросается в глаза в наше время, это - покинутость русской цивилизации. От нее отвернулись почти все прежние сторонники, друзья, а врагов становится все больше. Это сказывается не только на внешней политике, действии властей, но и на населении. Русские начали чувствовать себя покинутыми в той же мере – они погрузились в состояние одиночества. Это вполне закономерно, как нам удалось увидеть на примере чувашского этноса. Но русские имеют более насыщенное, глубокое состояние, которое будет переживаться столь же глубоко и болезненно. Приходится обращаться к своим истокам, ибо только там можно найти рецепт возрождения, что даст первичную основу, толчок, импульс для решительной трансформации.

Больше говорить о Киевской Руси и ее богатых традициях нет особого смысла в условиях, когда Украина стремительно удаляется от России. Столь же сомнителен вариант поиска своих корней и первобытной мощи в традициях братской белорусской нации. Так и напрашивается вывод о необходимости поиска рецептов возрождения внутри самой России. Куда смотрит двуглавый орел, или же птица русской цивилизации все же нормальная, одноголовая, но столь же мощная? Через столько веков кажется почти нереальным увидеть свои корни, но это не так. Корни всегда видны, просто мы на них не смотрим.

Вернувшись к чувашской цивилизации, мы увидим абсолютно аналогичную с русской ситуацию. Тюркская цивилизация имеет к ней серьезную претензию потому, что она приняла христианство и соблюдает ее каноны, российская не может простить ее тюркское происхождение. В обоих случаях мы видим к чувашской цивилизации снисходительно –пренебрежительное, высокомерное отношение. Народ, который не смог в войнах отстоять свое право на территориальную неприкосновенность вряд ли может требовать какое-либо иное отношение к себе. Но есть культура и цивилизация, которая считает чувашей своими – имеются ввиду марийская культура и цивилизация финно-угров[4].

Соответственно, мы можем сделать вывод о том, что покинутой русская цивилизация стала сразу же после того, как полностью заместила пространства между западными и восточными цивилизациями. Она оказалась пограничной во всех отношениях, а потому всегда чувствует себя «в осажденном лагере». Таким образом, данное свойство менталитета русских – чувствовать себя всегда в осаде и вести себя в качестве «отчужденной» культуры, не коренится ни в тех или иных событиях прошлого, не связан с правителями и системой власти в России – оно напрямую вытекает из географического положения. Более того, пограничность русской цивилизации начала проявляться в создании самой политической структуры – столица империи так и не смогла в полной мере обосноваться в г.Москве. Санкт-Петербург так и остался не второй, а первой столицей государства.

Месторасположение столицы России наталкивает нас и на другие размышления – как цивилизация русских осуществляла и осуществляет защиту своих интересов. Мы видим множество вторжений на территорию Руси, а затем и России. Некоторые из них заканчивались взятием Москвы, но север никогда не был сдан никому. Север России и не мог быть завоеван по одной простой причине – холода данных территорий просто экстремальны. Никакие войска не способны воевать в условиях, когда начинают разрушаться металлические конструкции вооружений. Как только войска противника появлялись на рубежах холода, русская цивилизация уходила под защиту его – дальше преследовать войска не было особого смысла, все вымерзало. И сейчас иногда на Севере создается впечатление, что холод замораживает сами мозги человека, он становится совсем другим. Его перестают волновать проблемы завоеваний – он встречает Природу –матушку, с которой поневоле приходится дружить.

Таким образом, мы подбираемся ко второй тайне Руси – ее северному происхождению. Финно-угры на территории России являются единственной цивилизацией, сохранившей историческую память и основанные на ней архаические языческие традиции. Они смогли пронести через тысячелетия тайны первобытной мощи человека, ее природы, законы функционирования всего Космоса. Эти тайны время от времени возникают в разных частях земного шара[5] и представляют раскрытие определенных аспектов многогранного единого Закона мироздания. По сути можно говорить об автохонности русской цивилизации.

В России указанный факт не только скрывался, но и камуфлируется под юмор (М. Задорнов), искусственные конструкции диалога сторонников Запада и Востока, многое другое. Но теперь становится все более очевидным, что голова у российского орла только одна, и смотрит она на север. Имея крылья русичей и тюрков, телом он соткан из культур между ними, а головой имеет холодный нордический дух Севера. Вследствие всего этого возникает особое свойство русской цивилизации – ее неуязвимость.

[1] Проблематика так называемого «сырьевого проклятия».

[2] Можно было бы обозначить данный союз и термином «сердце Руси», но термин этот был бы несколько слабее для выражения того, что и удерживает Россию от распада.

[3] А потому мы определили свойство данной цивилизации как «отсутствие жалости».

[4] До сих пор в марийском языке чувашей называют «суасла мари», т.е. марийцами, ушедшими к татарам.

[5] Вспомним наследие Ломоносова,  П.А. Сорокина, Л.Н. Гумилева и др.                               

Просмотров: 461 | Добавил: Pogranichnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz