Понедельник, 29.04.2024, 13:56Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2013 » Октябрь » 2 » Природное и культурное
11:22
Природное и культурное

 

Хотя и вынесено природное в заголовок первым, анализ придется начинать с культурного, ибо оно более ограниченное по отношению к природному, а значит и конечное, кризисное явление.

Когда я впервые услышал об изысканиях одного из русских антропологов по поводу причин возникновения языка у наших предшественников – полуобезьян, то вначале даже не понял, что я услышал. Один из староверов, не идущих в общей колее изысканий антропологов, вдруг предположил, что язык возник как средство защиты от нападения других животных, ибо останавливал нападение, давал время и возможность подготовиться к нападению. Выживание – вот единственная цель всех действий людей до настоящего времени, а потому культура и есть средство для такого выживания, не более того..

Культура – это некая фиксации реальности, типа крика, дубины, необходимой для выживания, для сохранения своей телесной сути. А потому она не могла и не способна в принципе обеспечить духовный рост человека. Культура лишь имитирует духовную деятельность, в то время, когда чувственная жизнь в ней вроде бы имеет место, но лишь для подобной имитации.

Итогом подобной жизнедеятельности является процесс, подобный на синусоиду с падением всех основ культуры и их восстановлением на следующем этапе и так бесконечно: сначала все культуру строят, под нее подводят все нормы и традиции, затем она начинает рушиться и хоронит под собой все созданное… И так проходили тысячелетия, и ничего не менялось – менялись лишь типы культур…

Но пришло время для иной жизни, так как культура в нашем современном мире достигла того уровня мощи и технического оснащения, что может на следующем этапе нисхождения уничтожить саму планету, на которой она развивалась. Сама жизнь, природа чувствуют данный предел, границу и начинают реагировать на происходящее, пытаясь выровнять кривую культурного развития в сторону гармонизации ее.

Но культурные нормы, а тем более традиции и обычаи настолько  входят в плоть и кровь каждого члена общества, построенного на ограниченности и нормах, правилах, что они часто неспособны от них отказаться, даже если стоят перед выбором жизни и смерти. По инерции они продолжают повторять их как мантры, так как, по их мнению – это единственное, что их спасает, что избавляет их от страха. Но что за такой страх присутствует в окружающем, что люди ради него готовы добровольно отказаться от жизни? Существует ли тот страх в природе, либо это культурное изобретение?

Сказать, что страх, от понимания и вида которого люди способны сами с собой покончить, в природе – звучит настолько дико, что даже анализировать данное предположение не возникает желания. Но придется, ради истины, ради нашего же блага… Посмотрим на любых животных, да хотя бы домашних… Вот лежит перед нами кошка, вдруг она встала и прыгнула в темноту – а вот уже держит в зубах мышь… Это природное явление, событие, либо культурное? Вроде это и есть природная жизнь, животные как-то у нас еще не поддаются окультуриванию…

Итак, кошка поймала мышку – в этом имелся страх той или иной стороны? Возможно, что мышь не сразу умерла, кошки иногда любят играть с ними, еще живыми, так они часто обучают своих котят искусству охоты… Но, давайте пример немного усложним – дадим кошке на блюдечке с голубой каемочкой только что вылупившихся мышат… Розовеньких, и которые еще еле-еле шевелят своими конечностями… Реакция совсем иная – кошка удивленно смотри на все это шевелящееся затем спокойно садится рядом и  ничего не предпринимает. Повторите опыт – если не верите…

Можно ли предположить, что у мышат, у дитя человека, только что родившегося, имеется страх и они способны покончить с собой в тот же момент? Вряд ли, они же еще не могут этого сделать чисто физически, да и сообщений о повесившихся мышках, кошках как-то не было в прессе… Итак, только культура и еще раз она, как единственное изобретение, отделенное от природного, внедряет в нас страх перед реальностью, делает нас «культурными». Культурное существо – это существо, живущее под постоянным страхом перед своей кончиной, а потому способное покончить со своей телесной оболочкой лишь для того, чтобы не ждать этого самого конца, не видеть своей ограниченности.

Поколение, которое начало приходить на смену старым поколениям в третьем тысячелетии, поставило неосознанно, а отчасти под воздействием научных исследований, тезис о конечности человека, о его смертности. Но от этого страх не ушел. Но если мы бессмертны, то чего мы должны бояться? Да-а, всего того, что происходит при переходе из одного состояния в другое… Но мы же не боимся сна, засыпаем и просыпаемся, потом снова наступает ночь и снова ложимся спать… При этом никто не кончает суицидом от страха перед наступлением сна. Чем же отличается наступление смерти от наступления сна?

Если сон наступает каждый раз по ночам, количество которых довольно большое, то смерть наступает один раз, в крайнем случае – два – три раза, не более. Если сон нами принимается с радостью и благодарностью, то смерть – как вынужденная, тяжкая и неприятная, связанная с муками и страданиями… А почему так? А потому, что мы много раз видели и воспринимали это событие на таком фоне. Но есть же другие примеры – примеры радостного ухода из этого мира: так уходят мудрецы и святые, которые заранее подготовились к нему.

Если мы вечером не подготовим себе мягкую постель, стоящую в теплом и уютном доме, заправленную постельными принадлежностями и вкусно пахнущую, чистую и свежую, то мы часто не можем заснуть. Представьте отсутствие постели и себя на природе, в лесу или степи – кругом только ветер и травы, листва, холодно и сыро, над головой только звезды и шум в кустах… Смогли бы вы заснуть без задних ног при этом? Трудно представить? Да-а, а заснуть будет еще тяжелее…

То же самое и со смертью – к ней можно подготовиться, а можно не готовиться… В первом случае она придет без особого страха и неприятностей, во втором – тяжело и со страданиями… Не особой разницы между сном и смертью, вечным, как нам кажется, сном. Есть же люди, которые засыпают и не просыпаются, кто находится во сне всегда… А вечной проблемой для философов всегда был вопрос о том, спим ли мы или бодрствуем, и когда спим? Возможно, что наша жизнь на Земле и есть сон, а проснемся мы в другом мире…

Но мы немного отвлеклись на некую проблему, которая казалась неразрешимой совсем недавно Ныне же, в связи с возникновением виртуальной реальности, мы вполне способны уйти в вечный сон при состоянии бодрствования, можем в той же мере уйти в состояние медитации, Нирваны и не вернуться, примеров множество… Все изменилось. На многие процессы мы способны взглянуть с иной точки зрения, точки зрения Вечности, то есть природной точки зрения.

Природа, Вселенная бесконечна и вечна, она была всегда и будет всегда, в отличие от культуры, которая может прекратить свое существование в ближайшее по космическим да и не по космическим, а культурным масштабам время. Человек объявил своей ограниченностью войну самой планете, не которой живет ради выдуманной культуры готов уничтожить и себя и всю планету. Парадокс, да и только… Так почему же так происходит? Не потому ли, что тот первый крик проточеловека, остановившего им бросок хищника, и стал основой всей культуры человечества, его так называемой цивилизованности. На все остальное мгновенно было наложено табу – только защита от коварной и дикой природы, только выживание и ничего более…

Культура – это страх, застывший в веках и тысячелетиях; страх перед природой, бесконечным и неизвестным, перед своей конечностью, это страх перед всем непонятным и неизвестным. А возникла культура лишь вследствие того, что однажды человек смог зафиксировать реальность и эту картину реальности перерисовать, перекроить по своим представлениям, картинам внутри себя. С тех пор он занимается лишь тем, что окружает себя все большим количеством измененных картин реальности, иллюзиями. Мы никогда после этого случая не жили в реальности, нам было просто запрещено смотреть на реальность, такую – какая она есть; нам запретили ее даже слышать, ощущать, принюхиваться к ней… Нам было запрещено в какой бы то ни было форме общаться с реальностью, мы должны были иметь дело с культурой - тем искусственным, что создавалось для всех людей.

Но почему так ценна культура, что ее возносят до небес, а природное уничтожается на корню? Неужели лишь из-за того, что она помогла нам когда-то выжить в конкурентной борьбе с другими типами и видами, обитавшими в природных условиях? Может быть есть что-то еще, что делает культуру столь ценной? Конечно же есть, представьте себе… Культура позволяет огранивать самого человека, как дитя природы.

Когда воин впервые остановил зверя, явно превосходившего его по всем физическим и иным данным, скорее всего он еще не осознавал всей важности и величия своего открытия. Он просто сохранил свою жизнь, но после этого произошло ряд первособытий, заложивших основы будущего строя, всей цивилизации. Можно вполне предположить, что соплеменники увидели этот геройский поступок, а может быть нет – но он смог передать жестами, каким-угодно способом, что он сделал или, как это часто бывает, подобных случаев было тысячи и миллионы, но наступил момент и это было замечено, воспринято соплеменниками…

Данный крик разделил моментально всех членов данного племени на того, кто может сильно крикнуть и на остальных. Первое разделение прошло – но что это означает? Только лишь то, что крикун, так его можно обозначить, будет иметь больше мяса и больше прав на самок? Конечно же, нет… Данный случай лишь выделяет крикуна из группы. По логике вещей можно предположить, что это был не самый сильный член группы, если он кричал от страха перед хищником. Был бы самым сильным – он бы бесстрашно бросился вперед, рыча и воя, но не крича при обороне… Но, даже если был сильнейшим – особо ничего не меняется: его опыт перенимается – многие начинают кричать на зверей, итогом является процветание группы и наличие обильного питания, а значит и свободного времени для осознания роли места крика в жизни племени, места крикуна в ней.

В наше время данный крик мгновенно назвали бы инновацией, изобретением всех племен и народов, а в то время дело скорее всего, завершилось поощрением крикуна, не более того. Но крикун был поощрен, ему досталось больше еды, а другим меньше. Как следствие – крикун получает свободное время, которое может направить на осмысление происшедшего, развитие орудия и на свое развитие. Он мог попытаться повторить свой поступок, мог отесать камень либо приобрести опыт создания более совершенного орудия у молчуна за оставшиеся излишки еды и т.п.

Итогом мог стать гвалт, много криков и шума, крики по поводу и без,  которые, наоборот, могли только мешать охоте – приходило время снова соблюдать тишину, а право крика передавалось лишь самому способному из крикунов, независимо от его физической силы и мощи. А скорее всего крикун становился обладателем более совершенного способа охоты – инноватом, остальным же приходилось лишь подражать либо вовсе платить новыми трофеями за все. В итоге в племени появлялись уже двое – крикун-инноватор и сильнейший, которые довлели над всеми другими.

Впоследствии крикуны - инноваторы стали жрецами, а сильнейшие – воинами, а остальных назвали народом. Так и возникла первобытная культура. В современном обществе крикуны широко представлены в органах власти и управления, воины же – в армии, а народ также остался толпой соплеменников. Жрецы довольно быстро поняли, что, если не останавливать желающих кричать, а позднее произносить слова, то вся жизнь племени превратиться в ор, а потому придуманы были глашатаи, доносящие записанные крики до толпы в определенное время и в определенном месте, а затем и средства массовой информации для консервирования и более эффективного применения криков. На поток был поставлен и процесс эксплуатации молчунов – инноваторов. Воинам же оставалось совершенствовать орудия защиты крикунов, а толпе все больше и больше слушать и слушать. Так и возникло первое потребительское общество – одни кричали, другие это потребляли, а если возмущались – к ним подходили воины и останавливали, а крикуны переносили крик ближе к ушам непослушных…

Появился новый механизм управления – менее кровавый, чем ранее. На соплеменников можно было наорать, а не убивать за непослушание. Итогом прогресса явились технологии, когда можно напрямую в головы соплеменников можно забрасывать нужные прототипы криков, и это называется в конечном счете культурой. Но страх потребителей так и остался, они не смеют говорить, боясь окрика и запрета. Страх во всем – в однажды проломленное страхом сознание ринулись все виды и типы страхов (надуманных инноваторами), страх всех сковал и превратил всех в послушное стадо, которое в итоге начало терять даже чувство самосохранения. Следовательно, мы просто подошли к порогу, после которого должны перестать культивировать страх, а это в свою очередь означает возвращение к природному.

Концепция (теория) устойчивого развития, принятая мировым сообществом – это не что иное, как переход к природным, изначальным законам жизнедеятельности, а не только «зеленая» экономика. Дальше можно сказать больше – это переход от линейного и системного мышления к логическим законам природного развития, тройственности, сферам и законам равновесия (гармонии)…

Просмотров: 321 | Добавил: Pogranichnik | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz