Ф. Дж. Тёрнер, выступая о роли границы в американской
истории и делясь опытом нахождения на
ней, в свое время сделал несколько заявлений и выводов. Нам всем известна
американская концепция фронтира, и она до последнего времени была не столь
актуальна, как и высказывания самого Ф.Дж.Тернера. Однако, в русле последних
тенденций актуализации тематики границы они обретают смысл, который многих
может ввести в ложное понимание самой границы и ее реальностей.
Возьмем одно из таких утверждений, находящихся,
естественно, в канве американского противопоставления цивилизации и варварства.
Ф.Дж.Тернер пишет, что граница способствует индивидуализму, а дикость, присущая
ей, отбрасывает сложноустроенное общество к примитивной организации, в основе которой находится семья. Далее следуют его утверждения о том, что
именно индивидуализм способствовал росту демократии и т.д., не будем туда
углубляться. Нас пока интересует лишь первое, на первый взгляд весьма близкое к
истине, изречение Ф.Дж.Тернера.
Возникает довольно разумный вопрос – а в основе
нынешнего общества разве не находится та же семья? Или мы уже в рамках
постмодернизма и информационного общества перестали естественным путем
размножаться? Вроде пока нет инкубаторов для людских эмбрионов, социальная
инженерия так и не смогла проникнуть столь далеко, и биороботов до конца не
испытали, а семью, являющуюся естественным инкубатором, уже списывают? Ответ
довольно прост – или здесь присутствует манипулирование сознанием, или же автор
явно не договаривает. Не предполагая плохого, попытаемся разобраться в
заявленной теме чуть подробнее.
Природой так создано, что ни мужчина, ни женщина по
отдельности не могут зачать, а тем более и вырастить полноценного члена
общества. Когда два представителя противоположного пола встречаются – подобная
возможность появляется, и для обеспечения этого процесса им приходится
пользоваться культурными традициями и обычаями вкупе с теми брачно-семейными
регуляторами, о которых они сами договариваются. Когда вокруг первой семьи
появляется множество других семей – на первые регуляторы наслаиваются
корпоративно-психологические, затем мифолого-религиозные и правовые регуляторы.
Но никак не в обратном порядке – государства и права у двоих не бывает. А
потому и при миграции на свободные территории американцы брали с собой
бесшабашных спутниц, которых следом настигали торговцы и государство.
Ныне западные сообщества сполна развили концепцию
свободы и равенства, индивидуализма, следствием чего явилось материальное
благополучие, сокращение численности населения и полный крах духовной сферы.
Они как-то умудряются не смотреть на Восток – там все наоборот: материально
убогие и стремительно растущие сообщества, основанные на высокой духовности.
Западу и Востоку ничего не остается, кроме как взаимопроникать и обогащать друг
друга, но при чем здесь граница? Границы в Америке уже нет, об этом пишет сам
Ф.Дж.Тернер. На Востоке тоже все освоено – осталась территория между, и именно
она называется границей.
Итак, переходим к положению о том, что граница есть
дикость, основу которой составляет семья.
|