Суббота, 18.05.2024, 22:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Закон и ресоциализация
09.10.2013, 18:48

К настоящему времени разработано немало заслуживающих поддержки предложений в данном направлении,  разработаны проекты подобных законов. Например, в проекте, предложенном в 1991 г. авторским коллективом в составе Н. Тарасенко, А. Дубровина, Н. Лыгина, Б. Козаченко, больше говорится лишь о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, а также восстановлении утраченных социально полезных связей[1].

В Законе Республики Башкортостан «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» уже охватываются проблемы этапа освобождения[2]. Кроме того, данный закон делает акцент на практическую сторону реализации ресоциализационных мероприятий. Закон РБ «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» выносился на обсуждение в Государственную Думу РФ, но безрезультатно.

В регионах, где подобного закона не имеется, пытаются также решить проблемы адаптации бывших осужденных. Разрабатываются Положения о Центрах социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих жилья[3], Центры социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы с введением института социальных кураторов[4] и т.д.
С. Абасова предложила создать единый подобный орган в масштабах всей страны, но это чревато еще большей бюрократизацией и неминуемым отторжением его массой освобожденных лиц[5].

В Законе Республики Башкортостан под социальной адаптацией лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания (далее учреждения), понимается комплекс государственно-правовых, организационно-практических мер по оказанию содействия в их трудовом и бытовом устройстве. Указывается в этом Законе на то, что цели социальной адаптации освобожденных считаются достигнутыми, если созданы необходимые условия нормальной жизнедеятельности освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполнияющих уголовные наказания[6].

Подобное становится возможным потому, что в законодательном порядке лица, освобожденные из мест лишения свободы, признаются объектами социального контроля, осуществляемого государственными учреждениями и обществом, а также практическиреализуется задача строительства механизма социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений.

Прежде всего, данное строительство начинается с определения в законодательном порядке прав и обязанностей обеих сторон, в том числе и обязанностей государственных органов. Так, на органы местного самоуправления Республики Башкортостан возложена обязанность по запросу исправительного учреждения в месячный срок определить возможность трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства и направить обоснованное заключение; обеспечить трудоустройство освобожденных из мест лишения свободы в организации, а лицам, утратившим социальные связи, предоставить места в общежитии; организовать наблюдение за образом жизни лиц, утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания и проводить с ними воспитательную работу и т.д.

Особое внимание должно уделяться уязвимым категориям осужденных. В Башкортостане инвалиды и лица престарелого возраста, освобожденные из пенитенциарных учреждений, при утрате социальных связей направляются в дома инвалидов и престарелых; несовершеннолетние, не имеющие родителей, направляются в школы-интернаты или другие детские учреждения.

Особая актуальность трудоустройства требует серьезного отношения к данному вопросу. Безработица на начальном этапе способна полностью подорвать процесс ресоциализации осужденных. В Башкортостане в целях содействия в устройстве на работу лицам, освобожденным из исправительных учреждений, производится ежегодное квотирование рабочих мест в организациях на основании договоров, заключаемых исполнительными органами местного самоуправления с указанными организациями. При этом решения органов местного самоуправления о трудовом и бытовом устройстве освобожденных из учреждений признаются в соответствии с законодательтвом обязательными для исполнения руководителями учреждений и организаций на данной территории. Данный механизм способен ликвидировать неприятие осужденных в трудовых коллективах, которое является одной из трудноразрешимых проблем.

Законом предусматривается также обеспечение лица, освобожденного из исправительного учреждения, жилой площадью. При этом предусматривается предоставление жилой площади при ее отсутствии у освобождаемого в течение шести месяцев с момента его обращения освободившегося лица. Наличие жилья, места постоянного проживания способно в корне изменить отношение освободившегося лица к обществу. Обычно это лица, утратившие веру, глубоко разочарованные и ни на что не надеющиеся, но не переставшие быть людьми. При встречном движении к ним общества, проявлении внимания к интересам освобожденных, заботы об их первичных нуждах появляется негласный договор между ними и обществом. Данный договор, построенный на проявленном со стороны общества негласном доверии, признании освободившегося из исправительного учреждения полноправным гражданином, предусматривает столь же негласное обязательство со стороны указанного лица на оправдание данного доверия. При нарушении закона освобожденным общество получает право упрека, наказания вследствие нарушения подобного договора со стороны самого освобожденного, ибо ему была предоставлена возможность стать полноправным гражданином. Более того, данным актом предоставления в пользование освобожденного жилья продлевается предметное воздействие. Условием нормальной адаптации освободившегося лица в общество становится обладание и пользование им какой-либо собственностью.

Механизм социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений, был бы неполон при отсутствии контроля над исполнением данных положений Закона со стороны компетентных органов. В указанном случае предусмотрен контроль со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также прокурора Республики Башкортостан. Механизм принимает завершенный вид в связи с наличием в его конструкции рычагов обжалования лицами, освобожденными из учреждений, действий должностных лиц при нарушении их прав и законных интересов вплоть до судебного обжалования и ответственности руководителей организаций за невыполнение решений о социальной адаптации освобожденных. В данном случае размер налагаемого штрафа установлен до десяти минимальных размеров оплаты труда и налагается судом.

Вместе с тем просматривается некоторая половинчатость решения проблем освобождающихся лиц в указанном законе Республики Башкортостан, проявляющаяся в предоставлении почти всех полномочий государственным органам, отсутствие механизма общественного контроля, участия общественных организаций в данном процессе. Это может напрямую сказаться на процессах адаптации освобожденных лиц. За годы изоляции от общества у осужденных формируются стойкие стереотипы поиска «врагов», виновных в их неудачах и огорчениях, лишениях. В первую очередь данные стереотипы распространяются на определенные структуры и группы, каковыми и будут выступать государственные структуры и организации. Освободившееся лицо не должно постоянно сталкиваться и контактировать со структурами, похожими на структуры пенитенциарного учреждения: правоохранительными органами, органами власти. Оно не должен контактировать и с прежней асоциальной средой.

Огорчает и то, что указанный Закон распространяется лишь на осужденных, проживавших до осуждения на территории Республики Башкортостан. Но на фоне новшеств, введенных в указанный закон, данный недостаток как бы «растворяется». Впервые в законодательном порядке утверждается мобильная система социальной адаптации освобожденных лиц. Она выражается в законодательном положении о возможности поселиться в любом месте, где органы местного управления способны обеспечить социальную адаптацию освобожденного лица. Данное новшество способно переломить ситуацию попадания освобожденного в прежнюю среду[7]. Таким образом, так или иначе, вопрос адаптации освобожденного упирается в институты общества, во взаимодействие его с общественными организациями.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что на данном этапе определенные модели ресоциализации осужденных к лишению свободы имеются. Однако, они не срабатывают в той мере, на какую ни рассчитаны.

В принципе нужна обобщенная модель ресоциализции осужденных, учитывающая антопологическую, социальную и культурную модели их ресоциализации.



[1] См.: Воспитание и правопорядок. – 1991. – № 7. – С. 38-42.

[2] См.: Закон РБ «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» // Преступление и наказание. – 1999. – №7. – С.54-55.

[3] См., например: Примерное положение о Центре социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих жилья // Собрание законодательства Чувашской Республики. – 2003. – №9. – Ст. 635.

[4] См.: Проект типового положения о центрах социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, создаваемых при исполнительных комитетах районных Советов народных депутатов Украинской ССР // Трубников В.М. Указ. соч. – С. 168-172.

[5] См.: Абасова С. Социальная адаптация осужденных женщин, освобожденных из исправительных учреждений / С. А. Абасова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2003. – № 7. – С. 29.

[6] См.: Закон РБ «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания» // Преступление и наказание. – 1999. – № 7. – С. 54-55.

[7] Там же, С.54-55.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 756 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz