Суббота, 18.05.2024, 22:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Второе определение ресоциализации
09.10.2013, 18:41

Выработка второго определения, необходимого для применения в научно-практических целях, представляется весьма проблематичной. В чем-то процесс может быть аналогичен процессу выработки определения «права». Оно не может быть идеальным, и будет в тот же момент, как появится, раскритиковано представителями тех или иных направлений, групп исследователей. Если же попытаться полностью охватить все моменты процесса в одном определении, то оно станет сложным и практически неприменимым в исследованиях. Но все же рискнем ввести определение, схожее с пониманием процесса ресоциализации со стороны пенитенциарных педагогов. Ресоциализация осужденных к лишению свободы понимается ими как процесс их повторного, возобновленного вхождения в рамки общественно-приемлемых форм жизнедеятельности (социализации), выражающееся в возобновлении, поддерживании и развитии социально-полезных связей и отношений осужденных, их безболезненное вхождение в общество[1].

Термин «ресоциализация» подразумевает рассмотрение двустороннего процесса с участием правоприменителя и лица, нарушившего правила и нормы, в котором стороны имеют разные статусы. Вырисовывается первоначальное неравенство в отношениях, в статусе, что делает процесс исправления нарушителя невозможным с самого начала и в принципе.

Это одно из первых существенных препятствий на пути объективного исследования проблематики ресоциализации. Препятствием, даже более существенным, является встроенность проблематики ресоциализации в систему привычных оценок, посредством которых традиционно характеризуется сущность и содержание деятельности по исправлению преступников. Можно утверждать о наличии юридического фетишизма в самом начале исследования.

Становится ясным и то, что проблематика ресоциализации может исследоваться на различных уровнях. При этом классификация уровней тоже может быть различной. В соответствии со знаниевыми практиками возможно изучение данной проблематики на уровне функционирования уголовно-исполнительного права, на уровне уголовного права, на уровне правовых наук, уровне гуманитарных наук, а также уровне философии и культурологии. В соответствии с материальным содержанием классификация может быть иной и содержать общематериальный уровень, уровень функционирования человеческой цивилизации, уровень функционирования отдельно взятого общества, уровень сообществ и групп, уровень отдельно взятого индивида. Возможны тысячи других классификаций.

Вторая классификация в том порядке, которой нами изложен, всегда привлекала исследователей. Легче всего рассуждать об общих проблемах, которым нет конца. За бесконечной словесностью и дискурсами легко спрятать дисциплинарность знаниевых практик, интересы, далекие от науки. Наука, в том числе и правовая, до сих пор не может подобраться ближе к проблеме отдельно взятого индивида, в качестве которого выступает и ресоциализирующийся осужденный.

Но есть и положительные моменты, например, разработка концепций дифференциации и интеграции. В структурно-функциональной школе социальная дифференциация рассматривается не только как наличное состояние социальной структуры, но и как процесс, ведущий к возникновению деятельностей, ролей и групп, специализированных на выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Они исходят из того, что любая социальная система может существовать только в том случае, если в ней выполняются определенные жизненно важные функции: адаптация к среде, постановка целей, регулирование внутренних конфликтов (интеграция) и т.д. Если для недифференцированных обществ характерна слитность действий экономического, политического, правового характера с родственным, кастовым, местным и т.д. контекстом, то в дифференцированном обществе личные и родственные связи уступают место безличным вещным отношениям между членами общества.

В концепциях социальной интеграции последнее означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. При этом подразумевается наличие упорядоченного бесконфликтного отношения между индивидами, организациями и т. д.[2]

Т. Парсонс считал, что проблемы интеграции возрастают по мере дифференциации и усложнения систем действия[3]. В данном аспекте проблема ресоциализации выступает как проблема преодоления отчуждения. С. Акидзава пишет, что для преодоления отчуждения необходимы три условия: быстрое развитие материальных производительных сил, совершенствование демократии и культурная революция. При этом самым важным он называет третье условие, которое, по его мнению, должно привести к формированию всесторонне развитого свободного субъекта[4].

Т. Парсонс считал, что любая система имеет ориентацию на внутреннее – внешнее по отношению к сиюминутным, актуальным либо долговременным потребностям и целям. Т.е. из четырех функциональных проблем общества – адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения – две первые располагаются вне его системы, а последние располагаются в самой системе[5]. В социальной системе функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, целедостижения – политическая; функцию интеграции, как и воспроизводства системы и снятия напряжения, должны выполнять органы социализации и правовые институты[6]. Даже при первом взгляде просматривается чрезвычайная сложность задач, возложенных на последние две группы органов.

На настоящем этапе развития общества невозможно возлагать на правовые органы задачи воспроизводства и интеграции. Остаются органы социализации, то есть в российском понимании – семья, коллективы и институты образования. Однако, как мы видим, наступает кризис семьи, а также коллективной организации российского общества. Можно говорить и об отделении от процессов ресоциализации системы образования. Что же делать в данной ситуации атомизации общества и наступления постмодернизма и after-postmodernismа? Как сохранить тот уровень оптимальной интеграции, необходимой для выживания системы, в том числе и путем решения проблемы ресоциализации? Одной констатации факта, что восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни и есть ресоциализация[7], мало[8].



[1] Определения при этом сохраняют оттенок идеологии исправления. Например, Н.А. Тюгаева пишет об обеспечении данного процесса субъектами исправления, к которым, скорее относит и педагогов. См.: Общее образование осужденных как средство их ресоциализации: монография. – Рязань : Академия ФСИН России, 2008. – С.64.

[2] Там же. – С. 224 - 225.

[3] На данную проблематику обращали внимание и российские ученые. Например,
И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин прямо указывают на то, что структурно-функциональный анализ не затрагивает проблем развития. См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход в социальных исследованиях // Вопросы философии. – 1967. – № 9. – С. 100-111.

[4] См.: Акидзава С. Отчуждение и его преодоление // Философские науки. – 1968. – № 1. – С. 147-156; Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е. Г. Багреева. – М., 2001. – С. 18-40.

[5] См.: Биография Парсонс Толкотт, там же. – С. 370.

[6] Необходимо отметить, что последние две группы органов не могут в полной мере функционировать без политической и экономической поддержки.

[7] Добавляется, что десоциализация есть отвержение старого, а ресоциализация – обретение нового. См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т.8: Социализация и образование. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.402, 404.

[8]См.:  Линден, С. Возвращение в общество / С. Линден // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 г.) / под общ. ред. Ю.И. Калинина. – М., 2003. – С. 99-102.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 385 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz