Выработка второго определения,
необходимого для применения в научно-практических целях, представляется весьма
проблематичной. В чем-то процесс может быть аналогичен процессу выработки
определения «права». Оно не может быть идеальным, и будет в тот же момент, как
появится, раскритиковано представителями тех или иных направлений, групп
исследователей. Если же попытаться полностью охватить все моменты процесса в
одном определении, то оно станет сложным и практически неприменимым в
исследованиях. Но все же рискнем ввести определение, схожее с пониманием
процесса ресоциализации со стороны пенитенциарных педагогов. Ресоциализация
осужденных к лишению свободы понимается ими как процесс их повторного,
возобновленного вхождения в рамки общественно-приемлемых форм жизнедеятельности
(социализации), выражающееся в возобновлении, поддерживании и развитии
социально-полезных связей и отношений осужденных, их безболезненное вхождение в
общество.
Термин
«ресоциализация» подразумевает рассмотрение двустороннего процесса с участием
правоприменителя и лица, нарушившего правила и нормы, в котором стороны имеют
разные статусы. Вырисовывается первоначальное неравенство в отношениях, в
статусе, что делает процесс исправления нарушителя невозможным с самого начала
и в принципе.
Это
одно из первых существенных препятствий на пути объективного исследования
проблематики ресоциализации. Препятствием, даже более существенным, является
встроенность проблематики ресоциализации в систему привычных оценок,
посредством которых традиционно характеризуется сущность и содержание
деятельности по исправлению преступников. Можно утверждать о наличии
юридического фетишизма в самом начале исследования.
Становится
ясным и то, что проблематика ресоциализации может исследоваться на различных
уровнях. При этом классификация уровней тоже может быть различной. В соответствии
со знаниевыми практиками возможно изучение данной проблематики на уровне
функционирования уголовно-исполнительного права, на уровне уголовного права, на
уровне правовых наук, уровне гуманитарных наук, а также уровне философии и
культурологии. В соответствии с материальным содержанием классификация может
быть иной и содержать общематериальный уровень, уровень функционирования
человеческой цивилизации, уровень функционирования отдельно взятого общества,
уровень сообществ и групп, уровень отдельно взятого индивида. Возможны тысячи
других классификаций.
Вторая
классификация в том порядке, которой нами изложен, всегда привлекала
исследователей. Легче всего рассуждать об общих проблемах, которым нет конца.
За бесконечной словесностью и дискурсами легко спрятать дисциплинарность
знаниевых практик, интересы, далекие от науки. Наука, в том числе и правовая,
до сих пор не может подобраться ближе к проблеме отдельно взятого индивида, в
качестве которого выступает и ресоциализирующийся осужденный.
Но есть
и положительные моменты, например, разработка концепций дифференциации и
интеграции. В структурно-функциональной школе социальная дифференциация
рассматривается не только как наличное состояние социальной структуры, но и как
процесс, ведущий к возникновению деятельностей, ролей и групп,
специализированных на выполнении отдельных функций, необходимых для
самосохранения социальной системы. Они исходят из того, что любая социальная
система может существовать только в том случае, если в ней выполняются
определенные жизненно важные функции: адаптация к среде, постановка целей,
регулирование внутренних конфликтов (интеграция) и т.д. Если для
недифференцированных обществ характерна слитность действий экономического,
политического, правового характера с родственным, кастовым, местным и т.д.
контекстом, то в дифференцированном обществе личные и родственные связи
уступают место безличным вещным отношениям между членами общества.
В
концепциях социальной интеграции последнее означает состояние связанности
отдельных дифференцированных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому
состоянию. При этом подразумевается наличие упорядоченного бесконфликтного
отношения между индивидами, организациями и т. д.
Т.
Парсонс считал, что проблемы интеграции возрастают по мере дифференциации и
усложнения систем действия. В
данном аспекте проблема ресоциализации выступает как проблема преодоления
отчуждения. С. Акидзава пишет, что для преодоления отчуждения необходимы три
условия: быстрое развитие материальных производительных сил, совершенствование
демократии и культурная революция. При этом самым важным он называет третье
условие, которое, по его мнению, должно привести к формированию всесторонне
развитого свободного субъекта.
Т. Парсонс считал, что любая система имеет ориентацию на
внутреннее – внешнее по отношению к сиюминутным, актуальным либо долговременным
потребностям и целям. Т.е. из четырех функциональных проблем
общества – адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства
структуры и снятия напряжения – две первые располагаются вне его системы, а
последние располагаются в самой системе.
В социальной системе функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема,
целедостижения – политическая; функцию интеграции, как и воспроизводства
системы и снятия напряжения, должны выполнять органы социализации и правовые
институты.
Даже при первом взгляде просматривается чрезвычайная сложность задач,
возложенных на последние две группы органов.
На
настоящем этапе развития общества невозможно возлагать на правовые органы
задачи воспроизводства и интеграции. Остаются органы социализации, то есть в
российском понимании – семья, коллективы и институты образования. Однако, как
мы видим, наступает кризис семьи, а также коллективной организации российского
общества. Можно говорить и об отделении от процессов ресоциализации системы
образования. Что же делать в данной ситуации атомизации общества и наступления
постмодернизма и after-postmodernismа? Как сохранить тот уровень оптимальной
интеграции, необходимой для выживания системы, в том числе и путем решения
проблемы ресоциализации? Одной констатации факта, что восстановление утраченных
ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни и есть
ресоциализация[7],
мало[8].
См.: Линден, С.
Возвращение в общество / С. Линден // В защиту прав и свобод в
уголовно-исполнительной системе: сборник материалов 16-ого заседания
Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 г.) / под общ. ред.
Ю.И. Калинина. – М., 2003. – С. 99-102.
|