Второй
способ овладения накопленным опытом основан на том, чтобы найти свой путь
поведения в ситуации коллизий, свою стратегию и тактику действий в условиях
конфликтных отношений. При данном способе и осужденный, и представитель
администрации могут через определенное время почувствовать эффективность своих
тактических действий. Далее возможно совершенствование их на основе внутренних
ощущений, которые у каждого индивида абсолютно разные, чисто собственные,
личностные. Несомненно, данный способ может быть более эффективным и результативным,
ибо включает возможность учета своих интересов каждым из участников процесса, в
наиболее оптимальной форме. Сложность данного подхода состоит лишь в том, что
данный процесс должен быть беспрерывным, непрекращающимся. Но возникает
проблема оптимизации сочетания процессов ресоциализации и самовоспитания.
На
данном этапе общество уже приходит к пониманию того, что понятие воспитания
связывали с понятием наказания в эпоху «более низкой культуры», и ныне попытки
подавления, искоренения неугодных обществу склонностей отдельного индивида
становятся роскошью. Приходит понимание необходимости выработки таких методов воздействия
на человека, взаимодействия с ним, которые позволили бы не сломать силу,
лежащую в основе антиобщественных действий индивида, но создать такие
состояния, при которых она могла бы проявляться с пользой.
Социальные системы должны дорожить людьми, без которых они не могут
существовать.
Таким
образом, формируется оппозиция представителям функциональной школы, ратующей за
жесткую социализацию, за признание главной функцией социализации адаптацию к
сложившимся в обществе структурам и образцам путем отождествления,
идентификации личности с социальными ожиданиями. Оппозиция формируется в рамках
«нового гуманизма» в «критической теории социализации» Ю. Хабермаса, в «теории
эмансипирующей социализации» В. Орбана, где предпринимаются попытки
моделирования взаимодействия с человеком на основе развития его независимости,
творческой индивидуальности. В России они разрабатываются в рамках
неоклассической философии гуманизма, утверждения достоинства каждой личности
взамен превращения человека в средство для гуманизма.
Становится важным понять живого человека, в том числе и осужденного, а не
надуманного или упрощенного человека, осужденного.
Таким
образом, с точки зрения П. Бергера, социальная личность не есть некая
устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она,
скорее, представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в
каждой социальной ситуации. Представителям общества не нравится подобное
предельно релятивистское видение человека, и ближе теория Т. Адорно,
утверждающего личность как главного репрезентанта социального, по которому
можно судить о сущности социальной жизни. Именно Т. Адорно понимает под
образованием не только приспособление, но и выработку в личности «стойкости к
превращениям субстанционального», к мутациям сущности социальной жизни. Но это
вряд ли так. Скорее истина сокрыта посередине. Поэтому возможно некоторое
упрощение изложения за счет применения ролевой теории, позволяющей рассмотреть
становление, поддержание и трансформацию соответствия осужденного общественным
требованиям упрощенно.
Соответственно,
приходим к выводу о необходимости переосмысления процесса образования, в том
числе в местах лишения свободы. Образование должно стать одним из эффективных
средств ресоциализации осужденных, при том не только общее.
Таким
образом, промежуточным выводом можно считать положение о том, что действие
(бездействие) осужденного должно оцениваться только с точки зрения его
подготовки к освобождению, через процессы его ресоциализации. С данной точки
зрения закрепление умений и навыков, полученных в результате воздействия на
осужденных установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима) в
условиях рыночной экономики не может считаться актуальным. Режим не может
восприниматься как средство ресоциализации. Он может применяться по отношению к
предположительно «неисправимым» осужденным, содержащимся в особо строгих
условиях. Подобное видение места и роли режима наблюдается в какой-то мере в
Японии. Несмотря на то, что информации о пенитенциарной системе Японии явно
недостаточно, можно представить, что режим в учреждениях данной страны имеет
отличительные признаки. В частности, среди требований режима выделяются такие,
как длительное нахождение в неподвижном состоянии в рамках ограниченного
пространства, закрытие глаз в течение длительных периодов и т.д.
Данные различия меняют суть режима, он начинает пониматься как средство для
изменения внутреннего мира осужденного, что прямо противоположно пониманию
процесса и цели применения данного средства исправления в российских реалиях.
Как
средство ресоциализации, воспитание также претерпевает некоторую трансформацию
от первичного его понимания, содержащегося в уголовно-исполнительной сфере. На
основе вышеприведенного анализа можно утверждать, что итоги воспитания должны
выделяться из закрепления навыков свободной жизнедеятельности. Вначале должны
прививаться элементарные умения, что может выражаться в умении поддержания
осужденным социально полезных связей с внешней средой, даже умение
самостоятельно перемещаться в среде множества себе подобных и т.д. Лишь затем
осужденному могут прививаться умения в восстановлении, построении реальных
социально-полезных связей и отношений, в первичной адаптации в форме участия в
общественных процессах, в формировании первичного капитала знаний для изменения
механизмов взаимодействии с представителями свободного общества и т.д.
Необходимо
иметь ввиду, что в воспитании не может быть привития навыков при помощи
ограничения в чем-либо. Ограничение осужденного в действиях в направлении ресоциализации
может приводить к явлениям минимизации и прогрессирующего отказа от всяких
желаний, от всех устремлений на этапе умаления. Если на этапе защиты требуется
в большей мере привитие знаний, то на последующем этапе необходимо всяческое
мотивирование активности осужденного. Данный процесс похож на синусоиду: если
на этапе защиты выделяется чрезмерная активность осужденного, то на этапе
умаления она резко падает, приближаясь к нулю. При отсутствии мотивации
формируется пассивная личность.
См. подробнее: Греков М.Л. Тюремные системы:
состояние, перспективы /дис. … канд. юрид. наук / М.Л. Греков. – Краснодар,
2000. – С. 81 и сл.
|