Воскресенье, 19.05.2024, 06:14Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Уголовно-исполнительные модели ресоциализации отдельных категорий осужденных
09.10.2013, 17:00

 

Следующим шагом становится формирование моделей ресоциализации тех или иных категорий осужденных, которые способны уточнять и дополнять общую модель-теорию. Они также должны учитывать большую часть общекультурных процессов и элементов образа жизни отдельных осужденных, что позволит выдержать достаточно высокую степень их достоверности[1].

В отсутствие четко выраженной системы социализации-ресоциализации вполне приемлемым представляется применение модели развития А. Маслоу, указывающее на наличие в структуре потребностей любого индивида естественных, социальных и метапотребностей[2]. Соответственно, всех осужденных мы могли бы разделить на тех, кто имеет тот или иной уровень развития потребностей. Так, первой категорией осужденных могли бы быть те, которые на первое место ставят удовлетворение физиологических потребностей. Осужденные должны иметь питание, обмундирование, условия проживания, которые не ограничивали бы возможностей реального восприятия происходящих событий. Иначе вряд ли правомерно выставление даже простых требований. Осужденные данной категории мало интересуются содержанием выполняемых действий, концентрируя свое внимание на условиях, удобстве, возможности избежать усталости, лишь бы его существование не отягощалось. По данным наших исследований, их количество среди впервые осужденных не превышает 6-7%, однако уже в колониях строгого режима их число увеличивается до 20% и более.

Вторая категория осужденных считает необходимым в первую очередь удовлетворение потребностей в принадлежности и причастности. В местах лишения свободы желание удовлетворять свои потребности указанной группы может выражаться в стремлении к участию в каких-то совместных действиях, жажде дружбы, любви. Стремление может трансформироваться в участие в любой совместной деятельности, как организуемой администрацией исправительного учреждения: участия в деятельности самодеятельных организаций, в различных общественных мероприятиях и т.п., так и в деятельности сообщества осужденных, получении оценки с их стороны. При отсутствии оценки своих действий со стороны администрации осужденный обязательно получает их со стороны самих осужденных. Данная категория осужденных осознанно может ограничить себя в физиологических потребностях ради групповых интересов. При этом осужденный знает, что его заслуги перед группой дадут ему возможность удовлетворения низших потребностей в будущем.В проведенных нами исследованиях она выражена в стремлении к общению, к некой совместной деятельности даже в процессе трудовой деятельности[3].

Осужденные стремятся быть сильными, способными, компетентными, уверенными в себе, а также к тому, чтобы их окружение признавало их именно таковыми и уважало за это[4]. Соответственно появляются три группы осужденных: лица, устремленные к состоянию удовлетворенности собой; лица, которые стремятся к лидерству либо положению признанного авторитета; лица, которые пытаются совмещать первое и второе.

Трудно отрицать тот факт, что осужденные первой группы имеют узкий круг интересов, и закрепление качеств лиц из данной категории закономерно приводит к установлению у них скрытых форм паразитирования, иждивения, безразличному отношению к положению окружающих. Возникает проблема поднятия их уровня развития до осознания потребностей более высокого уровня.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что закрепление качеств осужденных должно иметь место лишь по отношению к категории с доминантой социальных потребностей и выше. Они и составляют основную массу осужденных, гораздо меньшую часть составляют те, у кого выражены потребности в самореализации и самовыражении (метапотребности). Среди осужденных из последней группы может оказаться и категория метафизических террористов, уничтожающих любые проявления жизнедеятельности. По своей ментальности они более схожи с типом осужденных, уже достигших уровня самореализации до попадания в места лишения свободы, которые даже в самых жестоких условиях тюрем способны сохранить человеколюбие. Если процесс самореализации разворачивается в рамках пенитенциарного учреждения, построенного ими «правильного» мира, он способен возложить на себя миссию демиурга (творца) по переделыванию мира[5].

Механизм ресоциализации осужденных первой группы может быть увязан с приобретением навыков общения с предметами. Возможно предоставление им в пользование самых простых разновидностей техники в виде несложных станков, возможности ремонта автомобилей и т.п. Опыт европейских стран показывает актуальность профессиональной подготовки осужденных и их деятельности в строительстве, механике, автомеханике, электротехнике, работе с деревянными изделиями, информатике, реставрации, ремеслах, пошиве одежды[6]. Практикуется и работа по металлу, керамике, плотничное дело. При этом по желанию и на добровольной основе предметное воздействие можно сопровождать образовательным процессом. Но необходимо соблюдать два условия: не давать возможности общения большим группам осужденных (не более двух осужденных в одном месте), и должны быть созданы действительно безопасные условия для работы и учебы.

В качестве контактного лица может оказаться специалист, наделенный определенными полномочиями, имеющий возможность обеспечивать совместное удовлетворение потребностей в физиологическом плане: иметь возможность заработать материальные средства, иметь отдельное место отдыха и проживания, одежду и обувь[7].

Для осужденных с социальными потребностями целесообразно создание сельскохозяйственных учреждений «переходного типа». Осужденным в данном случае нельзя предоставлять общение между собой и урбанизированными конгломератами. Довольно спорным представляется и предоставление возможностей суррогатного общения либо просмотра телепередач, видеосвиданий и т.д.[8]

Предпочтительное общение должно носить характер сельского общения с обилием природной составляющей. Важно само по себе не то, что критерием оценки ресоциализации осужденных становится ведение сельскохозяйственного процесса, важнее процессы строительства взаимосвязей с субъектифицированными объектами окружающей действительности, привыкание к совместной деятельности. При руководстве процессом производства сельскохозяйственной продукции в центре-предприятии лицами, стремящимися к внешнему лидерству, решается двойная задача: становится возможным материальное самообеспечение осужденных и использование сельхозугодий, а также и достижение целей ресоциализации[9].



[1] Кардинальное изменение общественного строя, утрата вектора общественного развития и сопутствующее разрушение процесса социализации личности, правовой и духовно-нравственной регуляции привели к уравниванию инструментальных ценностей в образе жизни и к общему изменению ситуации. См.: Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений //  Социс. – 2010. - №1(309). – С.17-27.

[2] Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации. Учеб. пособие для вузов. – Казань: Изд. РИЦ «Школа», 2006. – С.189.

[3] Там же.

[4] В ходе апробации выяснилось, что уважение является насущной потребностью 39,1% несовершеннолетних осужденных и 30,6% осужденных женщин. В колониях общего режима она не столь проявлена, а в колониях строгого режима потребность в ней еще ниже. Однако по отношению к потребности в самоутверждении наблюдается обратная тенденция: если у несовершеннолетних она почти не проявлена, то в колониях строгого режима потребность в ней возрастает в пять и более раз, у каждой четвертой осужденной женщины она доминирует наряду с потребностями в общении и уважении. См.: Приложение 4.

[5] См. подробнее: Меньчиков Г.П. Указ. соч. – С. 181.

[6] Перейра Л.М. Португальский опыт привлечения общества к помощи заключенным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 г.) / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. – Саратов. – С. 85.

[7] По данным проведенных нами исследований, до 61,2% осужденных высказывают наличие желания во время нахождения в пенитенциарном учреждении в виде цели (приложение 5).

[8] Ф. Валкенхорст прямо говорит о необходимости ограничения времени нахождения перед экраном телевизора. См.: Ковалев О.Г., Данилин Е.М. Полезное сотрудничество – путь к успеху  // Международный опыт исполнения уголовных наказаний: Сб. науч. статей. Вып.1 / Сост. О.И. Макарчук. – М.: НИИ ФСИН России, 2008. – С. 23.

[9] Некое подобие данных рассуждений просматривается у П.М. Малина, но он ограничивается приведением достоинств колоний – поселений. См. подробнее: Малин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания лишения свободы / П.М. Малин. – Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД РФ, 2001. – С. 136.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 262 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz