Рассмотрим
далее наиболее часто применяемое основание освобождения от отбывания наказания
в виде лишения свободы, как условно-досрочное освобождение. Отметим сразу, что
по проблематике УДО в уголовно-правовой сфере в последнее время появилось
довольно много исследований. Если
ранее основные дискуссии велись по критериям позитивных изменений личности как
основания УДО,
то в последнее время, в связи с изменениями в законодательстве, некоторые
авторы начали говорить о значительном упрощении условий УДО во вред достижению
целей наказания.
С другой стороны, стало возможным говорить о том, что в основе подобных
изменений находятся причины, лежащие вне юриспруденции.
Действительно, можно сказать, что изменилась сама политика в отношении
уголовного права. Так, А. Савинский и И. Циммерман выявляют в качестве
тенденции развития современного уголовного права активное применение
компромисса, понимая под ним допущение определенных послаблений преступникам в
обмен на позитивное постпреступное поведение, выгодное для органов уголовной
юстиции и общества в целом.
Противники
УДО, ратующие за сужение сферы его применения или подмену его применения
переводом в колонию-поселение, приводят, на первый взгляд, вполне разумные
доводы и причины. Так, С. Улицкий пишет о необходимости перевода большинства
осужденных в колонию-поселение вследствие отсутствия у них перспектив трудового
и бытового устройства, приводится и факт наличия определенной категории
неустойчивых осужденных, нуждающихся в содержании на полусвободном режиме. Но
при этом происходит искажение приоритетности целей, допускаются логические
несуразицы и т.д. Например, С. Улицкому можно было бы возразить, что нельзя
сравнивать свободу с полусвободным режимом, это две разные категории, которые
действуют на осужденных совсем по-разному.
А.В. Усс
отмечает, что трудно переоценить функцию поощрений, связанных с досрочным
освобождением осужденных, ибо стремление к свободе является одной из основных
потребностей человека. У
лица, осужденного к лишению свободы, данная потребность актуализируется.
Ранее, до назначения наказания, лицо может и не осознавать в полной мере
категории свободы-несвободы, но при попадании в места лишения свободы они
мгновенно начинают анализироваться. Остается лишь констатировать тот факт, что
многое понимается и осознается только в сравнении. А потому, как утверждает Ф. Паллин, для каждого, кто в
наказании видит реальную цель, а не просто возмездие, возможность условно-досрочного
освобождения должна представляться неотъемлемой частью приговора; ибо опыт показывает: чем дольше длится изоляция от общества, тем меньше
шансов на ресоциализацию.
С
другой стороны, имеется негативный опыт условно-досрочного освобождения
большого количества лиц, не заслуживших данного права. Но данный факт также не
может служить основанием для сворачивания института УДО. Следует понимать, что условно-досрочное
освобождение стало возможным вследствие отсутствия ясности в вопросе о
критериях позитивного поведения осужденного, который сложен с точки зрения
методологии, методики, но вполне разрешим в рамках новой концепции
ресоциализации.
Можно
видеть позицию перечисления критериев позитивного поведения в виде правомерного
поведения, ответственного отношения к порученному делу, стремления к повышению
своего профессионального и образовательного уровня и др.
Встречается и сравнительный подход, который вкратце сформулирован
И.А.Тархановым, как необходимость предъявления к осужденному, претендующему на
условно-досрочное освобождение, более высоких требований.
Практические
работники зачастую пытаются совершенствовать процесс на местах. Так, П.
Кукушкин и В. Курченко пишут об имеющейся практике требования к администрации
учреждений представлять на осужденного, претендующего на УДО, ежегодных
характеристик за весь период отбывания наказания с дневниками
индивидуально-воспитательной работы.
Критерий
«хорошего» или «плохого» осужденного, с точки зрения его примерного поведения в
исправительном учреждении, говорит лишь о его степени адаптации к жизни в
пределах учреждения. Подобное мнение высказывалось и ранее. Например, Э.Т.
Борисов еще в 1969 году писал, что примерное поведение и отношение к труду
могут быть не только результатом исправления осужденного, но и формой
приспособления неисправившегося осужденного к окружающей обстановке. Осужденный
к лишению свободы может быть примерным во всех отношениях, может быть признан
заслуживающим УДО, но при этом полностью социально дезадаптированным и
неспособным к жизни в обществе.
Новым
подходом в разработке критериев оценки позитивного поведения осужденного могла
бы стать оценка поведения осужденного с точки зрения его подготовки к
освобождению, через процессы его ресоциализации и социализации. Данные критерии
должны указывать на изменения в системе социализации осужденного, его
приспособления, подготовки и обучения к жизни в нормальной социальной среде.
Сторонники подобной точки зрения имеются. Так, В. Поздняков пишет, что
единым критерием оценки позитивного поведения осужденного должен стать прогресс
его ресоциализации, выражающийся в изменениях убеждений, взглядов и поведения
осужденного, обеспечивающих возможность стать законопослушным, полезным
обществу гражданином, стремящимся к собственной социальной реабилитации. Но
система показателей оценки позитивного поведения осужденных, предложенная им,
имеет существенные недостатки и требует усовершенствования, привязки к
реальному процессу ресоциализации.
Новая
система показателей оценки позитивного поведения осужденных на первом месте, по
нашему мнению, должна содержать подсистему показателей поддержания осужденным
социально полезных связей с внешней средой. В пользу этого выделяются следующие
аргументы:
1) поддержание осужденным социально полезных связей с внешней средой является
почти единственным каналом взаимодействия с социальной средой, которая ожидает
осужденного в ближайшей перспективе в виде освобождения из мест лишения
свободы; 2) социальные связи и отношения позволяют осужденному получать
информацию о происходящих изменениях в обществе, условиях его будущей адаптации
и интеграции в общество, которые при наличии доверия сторон могут быть
восприняты без критики;
3) осужденный может предпринять попытку первичной адаптации в форме восстановления
утраченных связей, участия в общественных процессах, формирования первичного
капитала знаний и умений во взаимодействии с представителями свободного
общества.
См. например: Малин П.М. Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные
проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения
свободы: дис. … канд. юрид. наук / РИПЭ Минюста России. – Рязань, 2000. – 216
с.; Улицкий С.Я. Условно-досрочное освобождение из исправительных учреждений
(история и современность): учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по юрид. спец./
Дальневост. гос.ун-т. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. – 129 с. и
др.
Проблемы досрочного освобождения подробно
рассматривалась и ранее. См., например: Дьяченко Р.А. Условно-досрочное
освобождение и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания:
автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Кубан. гос. ун-т. – Краснодар, 1999. – 23
с.; Ленский В.М. Организационно-правовые проблемы досрочного освобождения
осужденных из исправительно-трудовых учреждений: автореф. дис. … канд. юрид.
наук. – Рязань,1996. – 22 с. и др. По взаимосвязи ресоциализации и
условно-досрочного освобождения имеется и отдельная работа И.И. Евтушенко. См.:
Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации
осужденных к лишению свободы: дис. … канд. юрид. наук / И.И. Евтушенко. –
Саратов, 2003. – 247 с.
См.:
Поздняков В. Критерии оценки исправления осужденного: каким им быть? //
Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2003. – № 8. – С. 42-45;
Поздняков, В. Еще раз о критериях / В. Поздняков // Ведомости уголовно-исполнительной
системы. – 2005. – № 2. – С. 34-36.
|