Воскресенье, 19.05.2024, 06:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Участники процесса ресоциализации
09.10.2013, 17:02

Ошибки в применении уголовного наказания приобретают все большую значимость. Суды должны будут в каждом случае тщательно решать вопросы: кого наказывать, какое наказание применить, на самом ли деле данное наказание приведет к ожидаемым результатам, не перевешивают ли возможные негативные последствия ценность наложения наказания? В то же время необходимо значительно уменьшить количество лиц, в отношении которых применяется наказание в виде лишения свободы[1]. В подтверждение данных замечаний можно привести положения недавно принятого Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №20 от 29 октября 2009 года «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания»[2].

Анализ материалов рассмотрения судами дел осужденных показывает, что часто судьи с целью не обременять себя проблемами доставки в здание суда осужденных вынуждают их обращаться с заявлениями о согласии рассмотрения их ходатайств в свое отсутствие, не извещают ни о времени, ни о дате и месте рассмотрения их ходатайств, не говоря уже о выяснении тех или иных реальных оснований для их поощрения при помощи УДО и т.д.[3]

Положения концепции должны стать руководством к действию  работников органов местного самоуправления, органов исполнительной власти на местах. Для этого придется выполнить огромную работу по принятию законов и подзаконных актов в субъектах РФ; привлечению их к созданию общественных объединений, участвующих в процессе ресоциализации; созданию отдельной службы, обеспечивающей участие данных органов в процессе ресоциализации и т.д.

Положения концепции ресоциализации осужденных не должны быть чужды и для представителей общества, что поднимает проблемы изменения нравов, повышения общего культурного уровня всего населения. В.Н. Кудрявцев пишет, что к нравам относятся взгляды и нормы поведения (в том числе религиозные, правовые, моральные), отношения между людьми, типы человеческих характеров, преобладающие ценности, потребности и интересы. Но нравы в обществе формируются исторически, существует прямая и обратная связь нравов с образом жизни людей, под которым понимается совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом в единстве с условиями их жизни[4].

Нравы могут пониматься и как совокупность общественной психологии, культуры и образа жизни людей, которые вырабатывают отношение людей к обычаям и традициям, правовым актам, религиозным и светским моральным предписаниям. В.Н. Кудрявцев пишет, что положительно на общественные нравы влияет соблюдение обычаев и традиций, которые сами по себе способны быть действенной формой социального контроля. Но, по его мнению, правовая система оказалась исторически более устойчивой и эффективной[5]. Последние события опровергают данный тезис, ибо право эффективно действует лишь в более менее стабильной ситуации и не столь эффективен в условиях аномии и чрезвычайных ситуаций (ЧС)[6].

Соответственно, более приоритетным является разработка модели-теории ресоциализации осужденного как модели приобщения его к  наличной культуре (энкультурации). В данном аспекте ресоциализация понимается как процесс, длительный и самодостаточный[7]. Цель – получение того уровня и качества культурного состояния, которое необходимо для полноценного и бесконфликтного функционирования в рамках наличного общества, таким образом, достигается путем приобщения лица к процессу окультуривания земли, как изначально это и происходило. Пропуск периода социализации, связанного с изначальными процессами общения с землей, объектами и предметами, расположенными на ней, и рождает проблему ресоциализации[8].

Но может оказаться так, что даже при проведении вышеуказанных мероприятий модель ресоциализации осужденных не даст высоких результатов. Для устранения последних препятствий на пути ресоциализации осужденных необходима культурная революция, которая должна содержать в себе в качестве неотъемлемой и составной части программы ресоциализации. В данном контексте реально говорить о ресоциализационных межкультурных, межнациональных, межэтнических, межконфессиональных процессах.

В данном аспекте предлагается не только культурное развитие самих осужденных, но и культурное развитие всего общества. Среди рекомендаций в данном аспекте могут выступить такие как: 1) должности непосредственно контактирующих с массой осужденных лиц в уголовно-исполнительных учреждениях должны занимать лица иной культуры, чем основная масса осужденных; 2) создание условий для изучения не только религиозной, но и духовной литературы; 3) пропаганда среди осужденных систем самосовершенствования и т.д.

Условия российской действительности позволяют претворять в жизнь ту модель ресоциализации осужденных, которая в других странах не может быть реализована даже при наличии всех иных условий даже в силу  расположения России на стыке великих культур Востока и Запада. Россия вправе и способна сформировать свою модель ресоциализации, какие бы аргументы против этого не выдвигались[9]. Они беспочвенны, так как в некоторых регионах России программы ресоциализации осужденных имеют место быть. Так, например, в рамках разработки программы ресоциализации осужденных Постановлением бывшего Губернатора Тюменской области от 26 января 2004 г. №11 была утверждена областная целевая программа «Социальная реабилитация граждан, освободившихся из учреждений УИН Минюста РФ по Тюменской области, на 2004-2005 годы». В ней отмечается, что освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста и подростков, что именно они могут стать опорой для значительного количества семей. Указаны конкретные мероприятия, направленные на создание условий для ресоциализации[10]. Но они не смогли сформировать общей модели-теории ресоциализации осужденных.

Мы предлагаем на основе всего изложенного свою модель-теорию ресоциализации осужденных. Она должна состоять из двух взаимосвязанных подсистем, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а ее внутренне содержание видится нам как совокупность сценарных полей движения осужденного в координатной плоскости развития и социализации и их антиподов на фоне общекультурных процессов. Идеальные варианты состыковывания процессов развития и социализации в данной координатной плоскости представлены лишь отрезком от рождения до первичного уровня социализации на начальном этапе жизнедеятельности. Далее простираются наиболее вероятные варианты как развития с учетом социализации, так и социализации с учетом развития. Каждый осужденный проходит свою, индивидуальную траекторию движения как внутри наиболее вероятных сценариев, так и может выходить за их пределы[11].

Анализ биопсихофизиологических процессов осужденного дает нам вполне ясную картину совмещения процессов десоциализации и деградации. В рамках стандартных сценариев здесь будет наблюдаться процесс постепенной утраты попавшим на данные сценарные поля осужденными возможности ресоциализироваться. В частности это касается как больных лиц, для которых более подходит процесс реабилитации, так и престарелых осужденных. Процесс ресоциализации указанных лиц прерывается наступлением физической немощности и смерти[12].



[1] Например, во Франции суд, признав подсудимого виновным и назначив в случае необходимости конфискацию опасных или вредных предметов и веществ, вправе освободить лицо от наказания при условии, что ресоциализация виновного достигнута, причиненный ущерб возмещен, а нарушение, вызванное преступным деянием, больше не существует: Аскеров Э. Институт освобождения от уголовного наказания в уголовном законодательстве зарубежных стран / Э. Аскеров // Уголовное право. – 2005. – № 4. – С. 8-10.

[2]  Постановление Верховного суда РФ №20 почти полностью посвящено реализации реализационных мероприятий: индивидуализации наказания с уточнением всех факторов, помещения несовршеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и иного пути ограждения их от помещения в места лишения свободы и т.д. См.:  О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания [Текст]: [Постановление №20 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 2] // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации. – 2010. - №1. – С.3-7.

[3] Там же. – С. 7.

[4] Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества / В.Н. Кудрявцев. – М.: Гардарика, 2002. – С. 16.

[5] Хотя всем последующим исследованием он подводит нас к мысли, что государство всегда стремилось и стремится навязать обществу правовые нормы путем придания им позитивной моральной окраски, что приводит к нравственной аномии и преступному капкану человечества. См.: Кудрявцев В.Н. Указ. соч. – С. 51-175.

[6] В ходе исследований нами был рассмотрен и аспект взаимосвязи проблем ресоциализации с проблемами устранения чрезвычайных ситуаций. См.: Баранов Ю.В. Проблемы устранения чрезвычайных ситуаций во взаимосвязи с проблемами ресоциализации осужденных и освобожденных лиц / Ю.В. Баранов // Вестник Санкт-Петербургского Института государственной противопожарной службы МЧС России. – СПб.: СПб ИГПС МЧС РФ, 2006. – № 1 (12). – С. 160-161.

[7] Не будем забывать, что понятие «культура» в том виде, которое существует сейчас, появилась совсем недавно. Изначально же культура означала «окультуривание», обработку земли, изменение ее природы путем применения тех или иных сельскохозяйственных культур. См. подробнее: Культура и культурология: словарь /Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 450-452.

[8] В европейских языках (немецком, английском и французском) — слово «культура» поначалу служило сельскохозяйственным термином (обработка, культивирование земли), а в философской, научной и ху­дожественной литературе употреблялось скорее как метафора. В России, куда слово «культура» проникло вместе с пере­водными книгами, оно поначалу также относилось к сельскому хозяйству. Только в конце 18 в. оно приобретает два оттенка: первый господство над природой с помощью знания и ремесел, второй духовное богат­ство личности. В научный оборот его вводит Э. Тейлор родоначальник английской антрополо­гии. Он понимает под культурой уже совокупность знаний, верований, искусств, законов, обычаев и других уме­ний, приобретенных человеком как членом общества. Но с этого исследования культуры только начались. Родоначальник культурологии Л. Уайт приходит к весьма интересному выводу о том, что культуру надо рассматривать как процесс sui generis, т. е. имеющий причиной самого себя. Иначе гово­ря, культурология, в отличие от других наук, изучает только такие культурные явления, которые порождены опять же культурными причинами. См.: там же. С. 451.

[9] Так, А.В. Усс пишет, что, несмотря на то, что различные ресоциализирующие программы за рубежом осуществлялись на весьма серьезном уровне, ожидаемого эффекта они не принесли. См.: Усс А. Допустимо ли исправлять осужденных? / А. Усс // Человек: преступление и наказание. – 1994. – № 1-2. – С. 29.

[10] См.: Областная целевая программа «Социальная реабилитация граждан, освободившихся из учреждений УИН Минюста РФ по Тюменской области, на 2004-2005 годы» // Тюменские известия, 2004. – 29 января.

[11] См.: приложение 9.

[12] См.: там же.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 343 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz