Ошибки в применении
уголовного наказания приобретают все большую значимость. Суды должны будут в
каждом случае тщательно решать вопросы: кого наказывать, какое наказание
применить, на самом ли деле данное наказание приведет к ожидаемым результатам,
не перевешивают ли возможные негативные последствия ценность наложения
наказания? В то же время необходимо значительно уменьшить количество лиц, в
отношении которых применяется наказание в виде лишения свободы[1]. В
подтверждение данных замечаний можно привести положения недавно принятого
Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №20 от 29 октября
2009 года «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения
уголовного наказания».
Анализ материалов рассмотрения судами дел осужденных
показывает, что часто судьи с целью не обременять себя проблемами доставки в
здание суда осужденных вынуждают их обращаться с заявлениями о согласии
рассмотрения их ходатайств в свое отсутствие, не извещают ни о времени, ни о
дате и месте рассмотрения их ходатайств, не говоря уже о выяснении тех или иных
реальных оснований для их поощрения при помощи УДО и т.д.[3]
Положения концепции должны стать руководством к действию работников органов местного самоуправления,
органов исполнительной власти на местах. Для этого придется выполнить огромную
работу по принятию законов и подзаконных актов в субъектах РФ; привлечению их к
созданию общественных объединений, участвующих в процессе ресоциализации;
созданию отдельной службы, обеспечивающей участие данных органов в процессе
ресоциализации и т.д.
Положения концепции ресоциализации осужденных не должны быть чужды и для
представителей общества, что поднимает проблемы изменения нравов, повышения
общего культурного уровня всего населения. В.Н. Кудрявцев пишет, что к нравам
относятся взгляды и нормы поведения (в том числе религиозные, правовые,
моральные), отношения между людьми, типы человеческих характеров, преобладающие
ценности, потребности и интересы. Но нравы в обществе формируются исторически,
существует прямая и обратная связь нравов с образом жизни людей, под которым
понимается совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных
групп, общества в целом в единстве с условиями их жизни[4].
Нравы могут пониматься и как совокупность общественной психологии,
культуры и образа жизни людей, которые вырабатывают отношение людей к обычаям и
традициям, правовым актам, религиозным и светским моральным предписаниям. В.Н.
Кудрявцев пишет, что положительно на общественные нравы влияет соблюдение
обычаев и традиций, которые сами по себе способны быть действенной формой
социального контроля. Но, по его мнению, правовая система оказалась исторически
более устойчивой и эффективной[5]. Последние события
опровергают данный тезис, ибо право эффективно действует лишь в более менее
стабильной ситуации и не столь эффективен в условиях аномии и чрезвычайных
ситуаций (ЧС)[6].
Соответственно,
более приоритетным является разработка модели-теории ресоциализации осужденного
как модели приобщения его к наличной
культуре (энкультурации). В данном аспекте ресоциализация понимается как
процесс, длительный и самодостаточный. Цель
– получение того уровня и качества культурного состояния, которое необходимо
для полноценного и бесконфликтного функционирования в рамках наличного
общества, таким образом, достигается путем приобщения лица к процессу
окультуривания земли, как изначально это и происходило. Пропуск периода социализации,
связанного с изначальными процессами общения с землей, объектами и предметами,
расположенными на ней, и рождает проблему ресоциализации.
Но может оказаться так, что даже при проведении
вышеуказанных мероприятий модель ресоциализации осужденных не даст высоких
результатов. Для устранения последних препятствий на пути ресоциализации
осужденных необходима культурная революция, которая должна содержать в себе в
качестве неотъемлемой и составной части программы ресоциализации. В данном
контексте реально говорить о ресоциализационных межкультурных, межнациональных,
межэтнических, межконфессиональных процессах.
В данном аспекте предлагается не только культурное развитие самих
осужденных, но и культурное развитие всего общества. Среди рекомендаций в
данном аспекте могут выступить такие как: 1) должности непосредственно
контактирующих с массой осужденных лиц в уголовно-исполнительных учреждениях
должны занимать лица иной культуры, чем основная масса осужденных; 2) создание
условий для изучения не только религиозной, но и духовной литературы; 3)
пропаганда среди осужденных систем самосовершенствования и т.д.
Условия российской действительности позволяют претворять в жизнь ту
модель ресоциализации осужденных, которая в других странах не может быть
реализована даже при наличии всех иных условий даже в силу расположения России на стыке великих культур
Востока и Запада. Россия вправе и способна сформировать свою модель
ресоциализации, какие бы аргументы против этого не выдвигались[9]. Они беспочвенны, так как в некоторых регионах
России программы ресоциализации осужденных имеют место быть. Так, например, в
рамках разработки программы ресоциализации осужденных Постановлением бывшего
Губернатора Тюменской области от 26 января 2004 г. №11 была утверждена
областная целевая программа «Социальная реабилитация граждан, освободившихся из
учреждений УИН Минюста РФ по Тюменской области, на 2004-2005 годы». В ней
отмечается, что освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют
социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин
трудоспособного возраста и подростков, что именно они могут стать опорой для
значительного количества семей. Указаны конкретные мероприятия, направленные на
создание условий для ресоциализации[10].
Но они не смогли сформировать общей модели-теории ресоциализации осужденных.
Мы
предлагаем на основе всего изложенного свою модель-теорию ресоциализации
осужденных. Она должна состоять из двух взаимосвязанных подсистем, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, а ее внутренне содержание видится нам как
совокупность сценарных полей движения осужденного в координатной плоскости
развития и социализации и их антиподов на фоне общекультурных процессов.
Идеальные варианты состыковывания процессов развития и социализации в данной координатной
плоскости представлены лишь отрезком от рождения до первичного уровня
социализации на начальном этапе жизнедеятельности. Далее простираются наиболее
вероятные варианты как развития с учетом социализации, так и социализации с
учетом развития. Каждый осужденный проходит свою, индивидуальную траекторию
движения как внутри наиболее вероятных сценариев, так и может выходить за их
пределы.
Анализ
биопсихофизиологических процессов осужденного дает нам вполне ясную картину
совмещения процессов десоциализации и деградации. В рамках стандартных
сценариев здесь будет наблюдаться процесс постепенной утраты попавшим на данные
сценарные поля осужденными возможности ресоциализироваться. В частности это
касается как больных лиц, для которых более подходит процесс реабилитации, так
и престарелых осужденных. Процесс ресоциализации указанных лиц прерывается
наступлением физической немощности и смерти.
Постановление
Верховного суда РФ №20 почти полностью посвящено реализации реализационных
мероприятий: индивидуализации наказания с уточнением всех факторов, помещения
несовршеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и иного пути
ограждения их от помещения в места лишения свободы и т.д. См.: О некоторых вопросах судебной практики назначения
и исполнения уголовного наказания [Текст]: [Постановление №20 Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 2] // Бюллетень
Верховного суда Российской Федерации. – 2010. - №1. – С.3-7.
[10] См.: Областная целевая программа «Социальная реабилитация
граждан, освободившихся из учреждений УИН Минюста РФ по Тюменской области, на
2004-2005 годы» // Тюменские известия, 2004. – 29 января.
|