Впервые за послевоенную историю в ФРГ стартует проект,
согласно которому заключенные нижнесаксонских тюрем будут привлекаться к труду.
Подписано соответствующее соглашение между земельным Министерством юстиции и
Объединением промышленных и строительных предприятий. «Работа – это важнейший
фактор, ресоциализации осужденных» – заявила на церемонии подписания Соглашения
глава Минюста Элизабет Хайстер Нойман . Требует решения и вопрос о необходимости устранения
такого свойства труда в местах лишения свободы, как принудительность. Возможно,
следует последовать в данной части примеру Испании. Недопустимость
принудительности труда осужденных прописана в ч. 2. ст. 25 Конституции этой
страны, в которой оговаривается и их право на пользование благами,
предусмотренными социальным страхованием, а также право на доступ к культуре и
на полноценное развитие личности.
В
уголовно-исполнительной системе на трудовой процесс необходимо посмотреть через
призму аналогичного процесса в рамках свободного общества, то есть через
возможность ресоциализации посредством труда. Так, представители японской
пенитенциарной системы не скрывают, что достигли больших успехов в
ресоциализации осужденных именно путем применения в качестве средства
ресоциализации труда. При этом они отмечают, что труд должен быть
целенаправленным и должен приносить ощутимую пользу обществу. Только при
наличии данных условий, а также при наличии реальной оплаты труда, возможности
выбора вида трудовой деятельности, трудоустройстве большинства осужденных
возможно достижение определенных результатов. Более 80% осужденных в Японии трудоустроены
на производствах с самой передовой технологией: 78% из них заняты в дерево- и
металлообработке, бумажной промышленности и полиграфии, ремесленных мастерских
и фермерских хозяйствах; около 20% – заняты обслуживанием мест лишения свободы.
Проводится подготовка специалистов по самым разным специальностям – вплоть до
садоводства.
Можно
отметить и положительный опыт других стран, которые эффективно применяют труд в
целях ресоциализации. Применяются в зарубежных странах такие методы, как: разрешение
пользоваться в процессе труда собственным инструментом (который в необходимых
случаях приобретается за деньги, полученные в качестве вознаграждения); дают
возможность в течение определенных часов работать на себя, при невозможности
работать по независящим от осужденного обстоятельствам выплачивается денежная
компенсация-вознаграждение. Но
принципиально новым уровнем работы по ресоциализации могут стать прототипы
центров, открытых Национальной ассоциацией по оказанию помощи осужденным и их
перевоспитанию в Англии, где основную работу осуществляют социальные работники.
Труд
осужденных в Российской Федерации организован в рамках имеющейся
уголовно-исполнительной системы, он отлажен и действует по ее законам. Как
следствие, в первую очередь в организации трудового процесса преследуются
интересы пенитенциарного учреждения. Существует насущная потребность в
поддерживании процессов эффективного функционирования и жизнедеятельности
учреждения в жестких условиях рыночного выживания. Должны учитываться и интересы
вышестоящих структур системы, на что также требуются определенные затраты,
получаемые за счет доходов от трудовой деятельности осужденных. Возникает
вопрос об интересах самого осужденного, ведущего определенную трудовую
деятельность. В принципе, можно утверждать, что его интересы и необходимость
получения навыков и умений для интеграции в общество отступают на второй план.
Таким
образом, приходим к закономерному выводу об отсутствии в пенитенциарных
учреждениях приоритета интересов осужденного в ходе трудовой деятельности. Если
в рамках свободного общества можно утверждать о наличии механизмов мотивации
человека к труду, то в пенитенциарном учреждении о них не принято говорить, ибо
они себя не проявляют в полной мере либо вовсе отсутствуют. Но
именно труд осужденных в большей мере способен решить вопросы первичной
подготовки к свободной жизнедеятельности в обществе.
Что
можно сделать в таком случае, как возможно выработать критерий оценки
позитивного поведения на основе трудовой активности? Эффективность,
результативность трудовой деятельности не могут стать такими критериями в силу
того, что они отрицаются сообществом осужденных, как и бережное отношение к
средствам производства, трудовая дисциплина. Д.Д. Данилов пишет о необходимости
формирования функциональной модели социально-производствнной системы,
приоритетных направлениях реформирования предприятий УИС, выдвигается множество
предложений по совершенствованию системы управления ими и т.д. Но изначально автор
видит их не за пределами уголовно-исполнительной системы – это не совсем
правильно. Осужденные
не должны связывать труд с отбыванием наказания, иначе они начинают отрицать
его и присваивать ему различные свойства и феномены противоестественности и
доходят в конце до полного отрицания общественно-полезного труда.
Реальным
критерием оценки позитивного поведения с учетом необходимости трудоустройства
осужденного после освобождения, может стать приобретение им трудовых умений и
навыков, своеобразная имитация труда на свободе. В
данном русле трудового воспитания уровень стимуляции должен быть связан не с
выполнением объема планового задания, а с умением выполнения тех или иных
производственных и технологических процессов, а по мере овладения навыками
трудовой деятельности – с их усложнением с целью приближения к условиям работы
на передовых производствах в промышленных предприятиях.
Таким
образом, средства исправления осужденных трансформируются в средства
ресоциализации следующим образом: 1) режим переходит в скрытую форму и начинает
применяться открыто только к предположительно «неисправимым» осужденным,
содержащимся отдельно от других категорий осужденных; 2) воспитательная работа
в качестве составляющей части начинает содержать в себе средство ресоциализации
в виде получения образования; 3) средство исправления в виде общественно
полезного труда трансформируется в средство ресоциализации в виде трудового
воспитания; 4) профессиональная подготовка осужденных начинает выступать
компонентом трудового воспитания. Все средства ресоциализации, кроме последнего,
начинают носить скрытый характер. В принципе можно говорить обо всех данных
средствах ресоциализации, как о едином средстве – воспитании.
В ст. 9
УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных называется общественное
воздействие. Его трансформацию в средство ресоциализации можно показать на анализе
понятия «общественного воспитания». Приходится учитывать тот факт, что
осужденные попадают в места лишения свободы, совершая опасные деяния, зачастую
против личности, его прав и свобод. В сознании членов общества существуют
феномены отторжения осужденных к лишению свободы. В ходе наших исследований
выяснилось, что многие члены общества не готовы участвовать в программах
ресоциализации осужденных.
Во
многих странах осознали данный факт. А потому существуют отлаженные механизмы
ресоциализации, построенные на основе официальных структур, работающих с
населением в области социальной защиты. Создаются и особые службы опеки, в
которые подбираются общественные опекуны, их специально обучают, прививают навыки
общения с осужденными. Подобная практика существует не только в европейских
странах, но и в бывших социалистических странах Балтии.
Общественное
воздействие, таким образом, превращается в общественную деятельность,
необходимую и организованную при помощи государственных структур. А
общественное воспитание отходит на второй план, преобразовываясь в добровольную
деятельность тех или иных общественных объединений, пользующихся в той или иной
мере поддержкой официальных структур, либо имеющие возможность получения
финансирования под те или иные программы ресоциализации, в которых они
участвуют. В целях предотвращения процессов отторжения осужденными,
общественное воздействие, трансформировавшееся в средство ресоциализации,
должно быть обозначено как «взаимодействие с представителями общества». И оно в
таком виде становится вторым открытым средством ресоциализации.
Итогом
данных рассуждений является то, что среди основных средств исправления,
пригодных для рассмотрения в качестве средств ресоциализации в отношении
большей части осужденных остаются всего два средства – воспитание и взаимодействие
с обществом.
На
основе анализа процесса трансформации средств исправления в средства
ресоциализации может быть сделан и другой значимый вывод: в российских условиях
реальным и необходимым представляется введение уголовно-исполнительных
учреждений «переходного» типа, как это практикуется в Великобритании, ФРГ и
других странах.
По мнению автора, именно понимание данных положений
привело законодателя к введению центров трудовой адаптации. См.: Российская
Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 103 и 141
Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской
Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде
лишения свободы»: Федеральный закон от 11 июня 2007 г. № 91 // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 24. – Ст. 2834.
|