Суббота, 18.05.2024, 20:32Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Труд - как средство ресоциализации
09.10.2013, 18:12

Впервые за послевоенную историю в ФРГ стартует проект, согласно которому заключенные нижнесаксонских тюрем будут привлекаться к труду. Подписано соответствующее соглашение между земельным Министерством юстиции и Объединением промышленных и строительных предприятий. «Работа – это важнейший фактор, ресоциализации осужденных» – заявила на церемонии подписания Соглашения глава Минюста Элизабет Хайстер Нойман [1].  Требует решения и вопрос о необходимости устранения такого свойства труда в местах лишения свободы, как принудительность. Возможно, следует последовать в данной части примеру Испании. Недопустимость принудительности труда осужденных прописана в ч. 2. ст. 25 Конституции этой страны, в которой оговаривается и их право на пользование благами, предусмотренными социальным страхованием, а также право на доступ к культуре и на полноценное развитие личности[2].

В уголовно-исполнительной системе на трудовой процесс необходимо посмотреть через призму аналогичного процесса в рамках свободного общества, то есть через возможность ресоциализации посредством труда. Так, представители японской пенитенциарной системы не скрывают, что достигли больших успехов в ресоциализации осужденных именно путем применения в качестве средства ресоциализации труда. При этом они отмечают, что труд должен быть целенаправленным и должен приносить ощутимую пользу обществу. Только при наличии данных условий, а также при наличии реальной оплаты труда, возможности выбора вида трудовой деятельности, трудоустройстве большинства осужденных возможно достижение определенных результатов. Более 80% осужденных в Японии трудоустроены на производствах с самой передовой технологией: 78% из них заняты в дерево- и металлообработке, бумажной промышленности и полиграфии, ремесленных мастерских и фермерских хозяйствах; около 20% – заняты обслуживанием мест лишения свободы. Проводится подготовка специалистов по самым разным специальностям – вплоть до садоводства[3].

Можно отметить и положительный опыт других стран, которые эффективно применяют труд в целях ресоциализации. Применяются в зарубежных странах такие методы, как: разрешение пользоваться в процессе труда собственным инструментом (который в необходимых случаях приобретается за деньги, полученные в качестве вознаграждения); дают возможность в течение определенных часов работать на себя, при невозможности работать по независящим от осужденного обстоятельствам выплачивается денежная компенсация-вознаграждение[4]. Но принципиально новым уровнем работы по ресоциализации могут стать прототипы центров, открытых Национальной ассоциацией по оказанию помощи осужденным и их перевоспитанию в Англии, где основную работу осуществляют социальные работники[5].

Труд осужденных в Российской Федерации организован в рамках имеющейся уголовно-исполнительной системы, он отлажен и действует по ее законам. Как следствие, в первую очередь в организации трудового процесса преследуются интересы пенитенциарного учреждения. Существует насущная потребность в поддерживании процессов эффективного функционирования и жизнедеятельности учреждения в жестких условиях рыночного выживания. Должны учитываться и интересы вышестоящих структур системы, на что также требуются определенные затраты, получаемые за счет доходов от трудовой деятельности осужденных. Возникает вопрос об интересах самого осужденного, ведущего определенную трудовую деятельность. В принципе, можно утверждать, что его интересы и необходимость получения навыков и умений для интеграции в общество отступают на второй план.

Таким образом, приходим к закономерному выводу об отсутствии в пенитенциарных учреждениях приоритета интересов осужденного в ходе трудовой деятельности. Если в рамках свободного общества можно утверждать о наличии механизмов мотивации человека к труду, то в пенитенциарном учреждении о них не принято говорить, ибо они себя не проявляют в полной мере либо вовсе отсутствуют[6]. Но именно труд осужденных в большей мере способен решить вопросы первичной подготовки к свободной жизнедеятельности в обществе[7].

Что можно сделать в таком случае, как возможно выработать критерий оценки позитивного поведения на основе трудовой активности? Эффективность, результативность трудовой деятельности не могут стать такими критериями в силу того, что они отрицаются сообществом осужденных, как и бережное отношение к средствам производства, трудовая дисциплина. Д.Д. Данилов пишет о необходимости формирования функциональной модели социально-производствнной системы, приоритетных направлениях реформирования предприятий УИС, выдвигается множество предложений по совершенствованию системы управления ими и т.д. Но изначально автор видит их не за пределами уголовно-исполнительной системы – это не совсем правильно[8]. Осужденные не должны связывать труд с отбыванием наказания, иначе они начинают отрицать его и присваивать ему различные свойства и феномены противоестественности и доходят в конце до полного отрицания общественно-полезного труда.

Реальным критерием оценки позитивного поведения с учетом необходимости трудоустройства осужденного после освобождения, может стать приобретение им трудовых умений и навыков, своеобразная имитация труда на свободе[9]. В данном русле трудового воспитания уровень стимуляции должен быть связан не с выполнением объема планового задания, а с умением выполнения тех или иных производственных и технологических процессов, а по мере овладения навыками трудовой деятельности – с их усложнением с целью приближения к условиям работы на передовых производствах в промышленных предприятиях.

Таким образом, средства исправления осужденных трансформируются в средства ресоциализации следующим образом: 1) режим переходит в скрытую форму и начинает применяться открыто только к предположительно «неисправимым» осужденным, содержащимся отдельно от других категорий осужденных; 2) воспитательная работа в качестве составляющей части начинает содержать в себе средство ресоциализации в виде получения образования; 3) средство исправления в виде общественно полезного труда трансформируется в средство ресоциализации в виде трудового воспитания; 4) профессиональная подготовка осужденных начинает выступать компонентом трудового воспитания. Все средства ресоциализации, кроме последнего, начинают носить скрытый характер. В принципе можно говорить обо всех данных средствах ресоциализации, как о едином средстве – воспитании.

В ст. 9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных называется общественное воздействие. Его трансформацию в средство ресоциализации можно показать на анализе понятия «общественного воспитания». Приходится учитывать тот факт, что осужденные попадают в места лишения свободы, совершая опасные деяния, зачастую против личности, его прав и свобод. В сознании членов общества существуют феномены отторжения осужденных к лишению свободы. В ходе наших исследований выяснилось, что многие члены общества не готовы участвовать в программах ресоциализации осужденных[10].

Во многих странах осознали данный факт. А потому существуют отлаженные механизмы ресоциализации, построенные на основе официальных структур, работающих с населением в области социальной защиты. Создаются и особые службы опеки, в которые подбираются общественные опекуны, их специально обучают, прививают навыки общения с осужденными. Подобная практика существует не только в европейских странах, но и в бывших социалистических странах Балтии[11].

Общественное воздействие, таким образом, превращается в общественную деятельность, необходимую и организованную при помощи государственных структур. А общественное воспитание отходит на второй план, преобразовываясь в добровольную деятельность тех или иных общественных объединений, пользующихся в той или иной мере поддержкой официальных структур, либо имеющие возможность получения финансирования под те или иные программы ресоциализации, в которых они участвуют. В целях предотвращения процессов отторжения осужденными, общественное воздействие, трансформировавшееся в средство ресоциализации, должно быть обозначено как «взаимодействие с представителями общества». И оно в таком виде становится вторым открытым средством ресоциализации.

Итогом данных рассуждений является то, что среди основных средств исправления, пригодных для рассмотрения в качестве средств ресоциализации в отношении большей части осужденных остаются всего два средства – воспитание и взаимодействие с обществом.

На основе анализа процесса трансформации средств исправления в средства ресоциализации может быть сделан и другой значимый вывод: в российских условиях реальным и необходимым представляется введение уголовно-исполнительных учреждений «переходного» типа, как это практикуется в Великобритании, ФРГ и других странах[12].



[1] См.: http://www.rg-rb.de/2006/32/ns_short.shtml.

[2]  См.: http://www.runiga.com/ruso/ home.php?pageid=159.

[3] См.: Греков М.Л.Указ. соч. – С. 86-88.

[4] Данилов Д.Д. Указ. соч. – С.22-24.

[5] Там же, С.25.

[6] По крайней мере, труд осужденных в соответствии с международно-правовыми нормами не должен преследовать цели извлечения прибыли, о чем напоминает Е.А. Сизая в своих Рекомендациях по повышению эффективности правоприменительной деятельности УИС, основным направлениям совершенствования уголовно-исполнительного законодательства РФ и внедрению международных норм и стандартов. См.: Сизая Е.А. Указ. соч. - С.348.

[7] Щедрин Ю.В. Формы и методы трудовой адаптации осужденных в современных условиях / Ю.В. Щедрин // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: Материалы научно-практической конференции. Ч.1. – М.: НИИ ФСИН России, 2005. – С. 54-59.

[8] См.: Данилов Д.Д. Проблемы формирования социально-производственной системы в исправительных учреждениях: монография. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2008. – С.26-45, 85-116.

[9] По мнению автора, именно понимание данных положений привело законодателя к введению центров трудовой адаптации. См.: Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 11 июня 2007 г. № 91 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 24. – Ст. 2834.

 

[10] Такой вывод подтверждается реальными фактами из жизни. Так, жители поселка Лермонтово Калининградской области обратились в городской Совет депутатов
г. Калининграда с просьбой не размещать в их окрестностях колонию – поселение ОМ – 216/9, на что депутаты были вынуждены вынести решение от 08.09.2004 г. об отказе в строительстве и реконструкции существующих зданий исправительного учреждения по ул. Полоцкого, д. 108 «б» под данную колонию. См.: http: www.klgd.ru.

[11] См., например, практику деятельности системы ресоциализации Латвии и их проекты в Валмиерской тюрьме, а также ознакомление министра юстиции Люксембурга Люка Фридена с инфраструктурой ресоциализации осужденных и их трудоустройства в ходе визита в Латвию 27 июля 2006 г.: http:www.reitingi.lv/reit.php?ln=ru.

[12] См.: Пленкин Ю.В. Правовые и организационные основы изоляции осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю.В. Пленкин. – Самара, 2007. – С. 14.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 607 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz