Воскресенье, 05.05.2024, 21:11Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Требование к моделям-теориям ресоциализации
09.10.2013, 18:57

Модели-теории различаются лишь по степени близости к действительности. А потому в зарубежных странах принято строить концепции, полнота информационной насыщенности которых (степень изоморфизма) может меняться по ходу поступления новых исследований[1]. Ввиду того, что дискуссия о приоритетности модели либо концепции в полном разгаре, нам придется принять сторону российских исследователей и практиков уголовно-исполнительной сферы, но попытаться при этом достичь высокой степени достоверности. А потому нам не обойтись построением лишь одной модели. Их будет как минимум четыре: правовая, так как мы рассматриваем ресоциализацию в рамках правовых механизмов; антропологическая – так как мы выбираем в качестве объекта ресоциализации осужденного, принадлежащего к роду человеческому; социологическая – так как ресоциализация отдельного индивида происходит в рамках общества в соответствии с требованиями последнего; культурологическая (цивилизационная) – так как ресоциализация иначе понимается как энкультурация и участие в общем процессе передачи культуры от поколения к поколению.

Сразу же возникает вопрос о приоритетности той или иной модели. В рамках специальности мы могли бы сказать, что более приоритетным является правовая модель-теория, но это подразумевало бы ограничение рамок исследования и наличие искаженного, чисто юридического мировоззрения[2], а потому придется начинать с антропологической либо иной другой. В соответствии с приоритетностью объекта исследования мы предпочтем первый вариант.

Создание антропологической модели-теории ресоциализации осужденных связано с концептом человека[3], лишь затем могут быть введены схемы рассуждения[4]. В настоящее время человек на Западе начинает пониматься больше как мыслящая система в мире информации[5]. Вряд ли подобное понимание нас устроит. Наличный концепт человека должен быть более реалистичным. Представляется целесообразным при анализе процессов ресоциализации применение концепта «человека перехода» – человека непостоянного, исчезающего и появляющегося вновь для социальной жизни[6]. С.А. Смирнов объясняет данный феномен тем, что «Я как субъект, движущийся к будущему, к себе иному, вне меня положенному, чтобы ухватывать и понимать шаги движения, должен делать при этом каждый раз рефлексивные шаги назад, чтобы обращаться вперед»[7].

Индивид имеет механизмы временного либо постоянного ухода из социальной жизни, которые могут быть классифицированы на: а) материальные и б) нематериальные. Среди первых наиболее наглядными являются пространственная изоляция (уход в монастырь, в тайгу, пещеру), которая на Руси всегда не только имела место, но и пользовалась успехом вследствие масштабности территории; суицид, который в последнее время тоже пользуется большим успехом, и т.д. Среди вторых выделяются коммуникативная, социальная изоляция и т.д., которые достигаются при тех или иных измененных состояниях сознания, психических заболеваниях и т.д.

Технологически оформленная социализация (социально организованная трансляция социального опыта) все более размывается в стохастической ее части (стихийном процессе приобщения к культуре), где более актуализируются факторы развития (индивидуализации)[8].

Среди осужденных появляются те, которые не только полностью изолируют себя от каких-либо контактов[9] либо вовсе пытаются уничтожить себя физически. Игнорировать данную проблему далее не представляется возможным, так как она ставит, по сути, вопрос об исполнимости наказания в виде лишения свободы.

Если мы не упустили ресоциализируемое лицо, то можем приглядеться к нему, понять, что он как объект всего живого обладает фундаментальным качеством – способностью к развитию. Одной из известных моделей в данной сфере можно считать модель А. Маслоу, указывающую на наличие в структуре потребностей любого индивида естественных, социальных и метапотребностей. Приходится говорить о том, что без удовлетворения естественных потребностей в виде физиологических потребностей и потребности в безопасности мы не можем говорить о социализации-ресоциализации, а без последнего – не может быть и речи о более высоких потребностях, отсутствие удовлетворения которых снова возвращает ресоциализируемого в состояние «томления души», метанию в поисках «пятого угла», уходу в «романтику» агрессии, деструкции или саморазрушения[10]. То есть, для анализа потребностей в принадлежности и причастности, которые и лежат в основе ресоциализации, а значит и всех иных проблем необходим хотя бы первый уровень потребностей[11]. Если еще проще – невозможно говорить о ресоциализации осужденных, если они будут голодны и жить в холоде.

При переходе к основам социальной модели-теории ресоциализации сразу же возникает множество новых проблем. Они могут быть как чисто теоретического, так и прикладного характера. К ним относятся, прежде всего, проблема ожиданий общества и связанная с ним проблема цели уголовного наказания, а также вытекающая из них проблематика реализуемости уголовного наказания. Последняя и рождает многострадальную проблему реформирования уголовно-исполнительной системы опять же в соответствии с требованиями общества либо без их учета.

Первые теории о наказании и его целях опирались на постулаты Ветхого Завета, где наказание понималось как воздаяние за зло, а устрашение предполагалось по принципу Талиона[12]. В дальнейшем представители классической школы уголовного права отстаивали точку зрения, согласно которой наказание означает «кару» и «страдание», представители позитивной – что наказание есть превентивная и репрессивная оборона. В странах обычно-традиционного права по-прежнему сохранялась регуляция общественной жизни в большей мере при помощи этических норм.

В России воззрения как западных, так и восточных правоведов соединились[13]. Долгое время преобладала точка зрения, представленная ярче всего высказыванием академика А. Я. Вышинского в 1937 году: «наше наказание не есть буржуазное наказание, оно вовсе не лишено моментов педагогического характера. Наоборот, наше наказание тем то и отличается от наказания буржуазного, что оно заключает в себе нечто такое, что не свойственно юстиции капиталистического строя, именно это – воспитательное воздействие. Поэтому само наказание по советскому праву должно быть организовано так, чтобы оно было разумным, то есть, чтобы оно могло воспитывать. Даже тогда, когда назначают наказание в виде лишения свободы на неопределенное количество лет, необходимо «организовать отсиживание этих лет не так, чтобы человек в конце концов превратился в какую-то тень человека, абсолютно бесполезного впоследствии для общества, а нужно сделать наоборот, так, чтобы он вышел из этого испытания окрепшим физически и морально, иначе говоря перевоспитавшимся»[14].

Можно сказать, что наше исследование также полностью направлено на то, чтобы разработать механизм возврата осужденного обратно в общество в указанном виде. Но, при этом, наряду с А.Н. Алексеевым, А.А. Герцензоном, М.Д. Шаргородским, А.Л. Ременсоном, А.А. Пионтковским, И.С. Ноем и другими мы являемся сторонником исключения кары из числа целей наказания[15]. Произошел отказ от объективного момента целеполагания, которое должно учитывать будущее состояние общества, системы[16]. По нашему мнению, цель исправления осужденного необходимо вывести за пределы части уголовно-правовой и уголовно-исполнительной сферы, касающейся ресоциализации осужденных[17]. Иследователи пишут, что основным недостатком определения содержания цели исправления, как социально желаемого результата, является отсутствие хотя бы приблизительного критерия, по которому можно было бы предполагать возможность достигаемости поставленной цели[18]. Мы придерживаемся того же мнения.



[1]В российской практике, например, это привело к многолетней дискуссии о преимуществах характеристики и модели преступления. См.: Папышева Е. Криминалистическая характеристика и модель преступления // Уголовное право. – 2009. - №3. – С.103-107 и др.

[2] Юридическое мировоззрение понимается как идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. См.: Большая советская энциклопедия (в 30 томах). Т.30; гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: «Советская энциклопедия», 1977. –С. 412.

[3] Концепт понимается как содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. Концепты есть средства, организующие в своей некой целостности способы видения («задания», конструирования, конституирования) реальности. См.: Новейший философский словарь: 3-е изд., исправ. – М.: Книжный Дом, 2003. – С. 503.

[4] См.: Ковлер, А.И. Антропология права: учебник для вузов / А.И. Ковлер. – М.: НОРМА, 2002. – С.47; Рулан, Н. Юридическая антропология: учебник для вузов: пер. с фр. / Н. Рулан; отв. ред. и авт. предисл. к рус. изд. В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 1999. – 301 с.

 и др.

[5] Именно вследствие этого  моделирование принимается в качестве центрального познавательного механизма, то есть считается, что поведение человека определяется посредством конструирования субъективно полезных моделей реальности с использованием метафорической формы. Но человек рассматривается как мыслящее и активно адаптирующееся существо, учитывающее экологическую ситуацию. Отметим, что имеются разработки в сфере психологии личности как «открытой системы», которые нами будут применены далее. См.: Анцыферова Л.И. Психология личности как «открытой системы» (о концепции Гордона В. Олпорта) // Вопросы психологии. – 1970. – № 5. – С. 168-177.

[6] В философской антропологии принято по этому поводу говорить о «смерти человека» и появлении человека перехода. См.: http// antropoloqy.ru/texts/shilkov/educinnov_31. html. С.А. Смирнов на основе исследований Г.Л. Тульчинского, С.С. Хоружего, М. Эпштейна окончательно определяет данные воззрения как концепцию «человека перехода» См.: Смирнов С.А. Проблема культурного развития человека. Философский анализ: автореф. дис. …д-ра. филос. Наук / С.А. Смирнов. – М, 2004. – С. 38.

[7] См.: Смирнов С.А. Практики работы с будущим: http: //www.antropolog.ru /doc/persons/smirnov.

[8] Е.М. Николаева вовсе пишет об аттракторах развития, выносящих человека за пределы общества. См.: Николаева Е.М. Социализация личности: синергетический дискурс (опыт социально-философского исследования). – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – С.123.

[9] Проблема самоизолировавшихся осужденных до сих пор пенитенциаристами чаще умалчивается, хотя изоляция является широко распространенной формой психологической защиты и приводит не только к обособлению, но и сенсорному голоду либо травме, надолго выводящей индивида из активной общественной жизни.
См.: Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации. Учеб. пособие для вузов. – Казань: Изд. РИЦ «Школа», 2006.– С. 92; Маковик Р.С. Стадийность изоляции личности: монография. – Рязань: Академия ФСИН России, 2009. – С.108-119 и др.

[10] Меньчиков Г.П. Указ. соч. – С.189.

[11] Галкин В.П. Блошенков А.Н. Обеспечение жизнедеятельности человека и общества. Медицина, право, социология, философия, экология. – Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 1999. – 28 с.

[12] См.: Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: (законодательство, теория и практика): дис. …. д-ра юрид. наук / В.И. Зубкова. – Рязань, 2002. – С. 86.

[13] Бурная дискуссия между сторонниками отнесения кары к целям наказания и их противниками на основе анализа воззрений западных правоведов продолжалась в России почти полвека. В основе полемики, по мнению многих, лежала не вполне удачная формулировка понятия наказания в Основах уголовного законодательства 1958 г. и ст. 20 УК РСФСР 1960 г. См. подробнее: Маликов З.Б. Лишение свободы в политике наказания и законодательстве России. – Самара: Изд-во Самарского юридического института Минюста России, 2003. – С.77-101.

[14] Удивляет, на первый взгляд, лишь сам стиль изложения сложнейшего вопроса. Задачи наказания излагаются вполне понятно: не столь важно, кого и на сколько лет осудить и поместить в какие угодно учреждения, главное, чтобы процесс приводил к результату – формированию окрепшего телом и духом полезного для общества индивида. См.: Советское уголовное право. Часть общая. – М.: Гос. изд-во юрид. литературы, 1952. – С. 325.

[15] По-прежнему дискуссии о каре не прекращаются, они лишь переместились в иную плоскость – в плоскость понимания содержания «социальной справедливости», которая упоминается в ч.2 ст. 43 УК РФ как цель наказания.

[16] По мнению А.Ф. Мицкевича, цели наказания ранее в основном воспринимались как субъективные устремления законодателя. См.: Мицкевич А.Ф. Уголовное наказание: понятие, цели и механизмы действия / А.Ф. Мицкевич. – СПб.: Изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – С. 100-114.

[17] В своих воззрениях мы не одиноки, но наши предложения не радикальны. А. Усс писал, что демократическое государство не имеет право принудительно «улучшать» своих граждан. А.В. Минин указывает на неприемлемость данной цели для современной уголовно-правовой политики, а И.Я. Козаченко определяет данную цель как утопическую. См.: Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль (Законодательство, теория и практика): дис. …. д-ра юрид. наук / В. И. Зубкова. – Рязань, 2002. – С. 120-121; Громов В.Г. О возможности реализации целей наказания в местах лишения свободы / В.Г. Громов, К.И. Бондаренко, С.О. Свиркина // Современное право. – 2009. - №8. – С.107-113 и др.

[18] См.: Степанов В. Критерии оценки степени исправления осужденных при применении к ним условно-досрочного освобождения// Уголовное право. – 2009. - №5. – С.82-86; Галикеев Р.Г., Чакубаш Ю.В. Ресоциализация как цель наказания / Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы его ресоциализации // Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Уфа, 1994. – С.133-135 и др.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 1042 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz