Воскресенье, 05.05.2024, 17:33Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Тип общества и ресоциализация
09.10.2013, 19:02

В их основе лежат более древние ценности формировании российского общества и его менталитета - ценности общины[1]. Среди них древнейшей и важнейшей является сама община, «мир» как основа и предпосылка существования любого индивида. Издревле, на Руси, ради «мира» человек должен был быть готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью[2]. Стереотип коллективизма в российском обществе ставил и ставит интересы коллектива выше интересов личности, что ведет к выдавливанию личных целей и интересов[3]. Как следствие - способы действия ресоциализируемых лиц не носят целерационального характера и не просчитываются заранее. Данные действия содержат смысл в самих себе, приносят удовлетворение самим фактом участия в них, сознанием того, что именно этого требует сейчас социум, дают ему чувство полезности и значительности.

Следующим устойчивым стереотипом, вытекающим из коллективного обустройства российского общества, и одновременно ценностью выступает справедливость[4]. Исторически, в условиях российской общины, справедливость воспринималась как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве по отношению к земле. Данная ценность, являющаяся инструментальной, в русской общине стала целевой. Для русских стало не так уж важно, как было или есть на самом деле, намного важнее то, что должно быть. Таким образом, и ресоциализируемый оценивает, и со стороны его действия заранее оцениваются с позиций правды-справедливости, вечных истин[5].

Ценности общины в виде господства идеи равенства и справедливости закономерно вытеснили ценность богатства, а соответственно и ценность труда. Труд в российских условиях, по мнению исследователей, никогда не считался средством, автоматически обеспечивающим осуществление призвания человека и правильное устроение его души. Конечно, в российском обществе тоже признается полезность труда, но в системе ценностей он занимает подчиненное место[6]. В соответствии с вышесказанным, нельзя требовать от ресоциализируемого немедленного обустройства на работу. Скорее он изначально не ориентирован на постоянный, кропотливый, нацеленный на накопление богатства труд. Но в то же время легко может сотворить невозможное на удивление окружающих, совершить действия, совершенно бессмысленные для семьи и хозяйства. Наоборот, даже само хозяйство может быть подчинено этому, будь то чудачество или подвиг. Русское общество живет ради славы, и готово терпеть и страдать для этого, это и есть настоящие ценности.

Нельзя упускать из внимания и другие особенности российского логоса, скажем размытое, нефиксированное видение социальности, человека, некое предпочтение неопределенности перед определенностью[7] и т.д. Возникает вопрос о том, на каком этапе находится развитие самого российского общества?  Скорее он существует как неопределенная, или, недоопределенная совокупность социальных групп, региональных образований, субкультур, объединенных общим пространством, но слабо связанных временем социального воспроизводства, продуктивной деятельностью, представлениями и идеями[8]. Обнаруживаются различные «здравые смыслы», несоизмеримые контексты социальных взаимодействий, «разрывы» в структурах повседневности групп и субкультур, формально принадлежащих одному обществу[9]. Можно сказать, что российское общество как единое целое пропадает[10].

Но это не означает, что размывается сама культура, именно культура выступает в качестве перехода человека к антропосфере или обозначивания, обустройства, выстраивания границы между человеком и природой, жизнью и смертью, порядком и хаосом. Но и здесь до сих пор нет ясного видения механизмов интеграции, а значит и ресоциализации.  Социальную интеграцию как процесс, обеспечивающий ресоциализацию, определяют и как устранение конфликтов, и как совокупность процессов, благодаря которым происходит сцепление разнородных взаимодействующих индивидов в социальную общность. Выделяют различные классы социальных интеграций. Но из них так и не проглядывает механизм данного сцепления[11].

Методология, имевшаяся ранее, рассматривала интеграционные (ресоциализационные) процессы с точки зрения социума[12] и цивилизации, но потеряла ориентиры в связи чрезвычайным усложнением социальной жизни. Темпы изменений столь быстры, что начинают теряться и контуры энкультурации (ресоциализации)[13]. Стало возможным говорить о переходном периоде, пограничье, рубеже, Большой Границе и т.д. Господствующая идеология в таких состояниях перестает работать, наука зависает в состоянии собственного переосмысления, господствующие религиозные системы становятся также не способными формировать у субъектов пограничья новое мировоззрение[14].

В.И. Ионесов пишет, что мировоззренческий кризис и связанное с ним состояние панического страха в переходе заставляет членов общества спасаться бегством в себя и взывать на помощь агрессивно-эгоистические силы своей натуры. Размытость культурных границ делает невозможным распознание преступления, что в свою очередь не позволяет различать и оценивать нормативные действия и преступные. Все смешивается воедино – доброе и злое, духовное и плотское, мир и насилие, свет и тьма, свои и чужие, живые и мертвые, законность и беззаконие, добродетель и порок, порядок и хаос, спасители и убийцы, и пр.[15]

Ввиду того, что нового смысла, способного вывести культуру и всех субъектов из затяжного кризиса, так и не появилось, можно сделать определенный вывод о том, что мы еще находимся в пограничном периоде и будем вынуждены рассматривать ресоциализационные процессы в аспекте культурогенеза. А оно, прежде всего, есть наведение порядка внутри ресоциализируемого, в окружающем его социальном и природном мире[16]. Опредмечивание природы путем наделения образами и знаками позволяла мифологизировать мир, делая его доступным и прогнозируемым. Способом маркирования вещей (явлений) выступает при этом, прежде всего, ритуал, и в нем же культура находит свое последнее прибежище в переходное время[17]. Реинтеграционный потенциал ритуала поистине велик[18], но он работает в сфере неосознаваемого. В сфере сознательного культура часто выступает как сверхкультуризация, сверхнормированность, что причиняет ресоциализируемому духовные и телесные страдания[19], по-другому - это означает сверхсоциализацию.



[1] Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.– С. 308.

[2] Если возникновение данного стереотипа для российского общества объясняется длительным нахождением России в условиях осажденного военного лагеря, то для бывшего осужденного проблема не нова. В силу того, что осужденные воспринимают условия жизни в исправительном учреждении в качестве условий жизни в осажденном лагере, закономерно просится вывод о формировании общинных ценностей у каждого осужденного. Во второй раз, уже иным путем мы приходим к выводу о наличии в исправительном учреждении общинного устройства жизни. Кстати, этим и объясняется устойчивость, стабильность сообщества осужденных. Данную проблематику во взаимосвязи с проблемой тюремной субкультуры подробно рассматривает А.Н. Олейник. См.: Олейник А.Н. Указ. соч. – С. 221-349.

[3] По всем канонам русский человек должен сознательно откладывать свои личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет никакой выгоды. Но взамен русский человек рассчитывает на поддержку со стороны «мира» в будущем, когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами, что напоминает своеобразную круговую поруку. Таким образом, и освобожденный из мест лишения свободы даже без какого-либо воспитания твердо уверен, что сначала он должен устроить дела социально целого, и это более важно, чем его собственные дела. А потом, мол, это целое начнет действовать в его пользу по собственному усмотрению.

[4] В.М. Розин отмечает как бы зажатость развитого права между тремя полюсами: справедливостью, гарантированной властью и законом, справедливостью, как ее понимает отдельный человек («персональной») и справедливостью, декларируемой обществом. И в нашей стране, по его мнению, все эти три типа справедливости вошли в противоречие друг с другом, и разными субъектами понимается по-разному. См.: Розин В.М.  Генезис права / В.М. Розин. – М.: NOTA BENE, 2001. – С. 154-155.

[5] Важны сами истины, иначе никакой результат, никакая польза, производственный эффект не смогут оправдать данного поведения. Если результата нет, то это не страшно, лишь бы цель была благая.

[6] В конкретизации к осужденным см.: Рахимова Э.Р. Правовое обеспечение труда осужденных как одно из основных средств их социализации / Э.Р. Рахимова // Человек: преступление инаказание. – 2010. - №1(68). – С.143-145.

[7] Можно считать их менее существенными, но от этого их роль не может умаляться. См.: Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. – 4-е изд., испр. – М.: Академ. проект, 2001. – С. 52.

[8] Там же. – С. 304.

[9] А.Н. Олейник прямо говорит об обществе в России, как «разорванном» обществе, окончательной его атомизации. См.: Олейник А.Н. Указ. соч. – С. 216, 296.

[10] Моника Платек прямо пишет, что мнение общества не должно применяться в качестве ориентира для исследований. Оно стало размывчатым и произвольным. См.: Предварительное заключение в регионе Балтийского моря Министерство юстиции Норвегии, Комиссар СГБМ). Обзор с дополнительными статьями и рекомендациями. Июнь, 2003. – Министерство юстиции Норвегии. Осло Норвегия. – С. 133.

[11] Можно утверждать, что под социальной интеграцией понимается проблема общей теории социокультурных систем, затем условия и показатели сплоченности, минимально необходимые для существования и деятельности любой общественной группы, но не более того. См.: Современная западная социология: словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С. 120.

[12] В данном контексте ресоциализационный процесс может быть представлен в рамках концепции возрождения гражданина. См.: Ковтуненко Л.В. Воспитание как концепция возрождения гражданина (на материалах деятельности службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-2 февраля 2006 г.):
в 2 кн., кн. 2. – Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России,
2006. – С. 46.

[13] См.: Большой толковый социологический словарь (Сollins). Том 2 (П-Я): Пер с англ. – М.: ВЕЧЕ, АСТ, 1999. – С.221.

[14] В.Б. Земсков пишет, что переход – это универсалия, обнаруживающая себя на всех уровнях – от субъекта культуры до культуры как мета-субъекта, объемлющего всю смысловую целостность. См.: Земсков В.Б. Одноликий Янус. Пограничная эпоха – пограничное сознание // Общественные науки и современность. – 2001. – №6. – С. 132-139.

[15] Ионесов В.И. Преступление и наказание в системе культуры / В.И. Ионесов // Преступление и наказание в пространстве культуры: теория, история, современность. Международная научная конференция / Под общ. ред. А.В. Горожанина. – Самара: Изд. Самарского юридического института Минюста России, 2003. – С. 90.

[16] В данном аспекте возникают исследования Л.Сеа. См.: Масалова О.А. Диалог культур и становление латиноамериканской культурно-исторической идентичности в интерпретации Л. Сеа: автореф. дис. … канд. ист. наук / О.А. Масалова. – Казань, 2007. – С. 14.

[17] Ионесов В.И. Указ. соч. – С. 51-61.

[18] См. подробнее: Pessar P. R. Ritual of Antithesis: The Transformation of a Brasilian Curing Ritual // The Power of Ritual. Special Issue Series Social Analysis. – 1979. – 1. – P. 20-33.

[19] Н. Кристи соединяет данную проблематику с изложением основ «некарательного» уголовного права Гренландии в русле попыток кодификации традиций и обыкновений эскимосов, как условий создания пределов уголовного наказания, при наличии которых причинение боли наказанием имеет ограниченный характер. См. подробнее: Кристи Н. Пределы наказания / Пер. с англ. В.М. Когана; под ред. А.М. Яковлева. – М.: Прогресс, 1985. – С. 88-146.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 450 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz