Суббота, 18.05.2024, 22:41Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Стадии и формы ресоциализации осужденных к лишению свободы
09.10.2013, 18:39

 

Методологическое значение имеет рассмотрение стадий и этапов ресоциализации, ибо на них решаются самостоятельные, существенные задачи[1]. Но часто исследователями за критерий разделения на стадии применяется лишь факт применения наказания в виде лишения свободы. Так, А.Ф. Степанюк и В.М. Трубников в ресоциализации выделяют два этапа – пенитенциарный (во время отбывания наказания) и постпенитенциарный (после освобождения от наказания). При этом пенитенциарный этап ресоциализации они рассматривают лишь как подготовительную стадию к последующему постпенитенциарному этапу[2]. Примерно того же мнения придерживается П.П. Сербун, рассматривающий лишь ресоциализацию освобожденных из мест лишения свободы[3].

В.Е. Южанин, Ю.В. Жулева различают допенитенциарный, пенитенциарный и постпенитенциарный этапы[4]. М.С. Рыбак выделяет пять стадий ресоциализации осужденного как процесса реструктуризации и корректировки свойств его личности. Среди них им выделяется: 1) установление принадлежности осужденного к положительной или отрицательной группе, к которой он может относиться с учетом его интеллектуальных и волевых качеств; 2) создание условий для разрыва негативных связей с асоциальной средой; 3) исправление осужденного как средство его ресоциализации; 4) воспитательная работа с осужденным как средство ресоциализации; 5) социальная адаптация лишенного свободы[5].

Критерий подразделения ресоциализации осужденных к лишению свободы на стадии у М.С. Рыбак представляется спорным, если не сказать более,  как вследствие использования оценочных понятий типа «положительных» и «отрицательных» групп, так и вследствие отнесения процесса исправления осужденного в средствам ресоциализации последнего[6]. И.И. Евтушенко на основе исследований М.С. Рыбак уже пишет о семи стадиях, среди которых представляют интерес отдельно выделенные стадии восстановления и укрепления положительных связей с семьей и сохранения социально-полезных связей[7]. Но ввиду отсутствия объективных критериев разделения на стадии первая из них включена в группу стадий постпенитенциарного этапа, а вторая – пенитенциарного[8].

Более предпочтительной представляется система стадий, предложенная Е.Г. Багреевой. Рассматривая реалии мест лишения свободы, она пишет о первичности «вживания», социализации осужденного в имеющуюся субкультуру, и только затем о последующей ресоциализации из контркультуры преступного мира в общество. То есть, по мнению               Е.Г. Багреевой, «процесс ресоциализации состоит как бы из двух этапов: а) разрушения итогов социализации в субкультуре мест лишения свободы и переориентирования основных личностных компонентов – десоциализации; б) адаптации и вторичной социализации в обществе – ресоциализации»[9]. Нам кажется не вполне аргументированной позиция автора об обязательной необходимости «вживания» осужденных в имеющуюся в местах лишения свободы контркультуру преступного сообщества[10]. Но Е.Г. Багреева сделала  главный шаг в исследовании ресоциализации и даже в методологии исследования – она сумела выйти за рамки юридического мировоззрения и взглянуть в целостности на ресоциализацию в общекультурном плане. Таким образом, ее можно считать пионером новой парадигматики, в рамках которой происходит становление принципиально иного взгляда на ресоциализацию.

В рамках данного взгляда необходимой составляющей ресоциализации осужденных к лишению свободы придется признать и индивидуализацию[11], к исследованию которой никто из исследователей проблематики ресоциализации не обращался[12]. Под индивидуализацией в уголовно-правовой сфере понимается назначение виновному наказания в соответствии с принципом справедливости и общими началами назначения наказания[13]. Однако термин «индивидуализация» в той же мере применяется для обозначения одного из самых сложных составляющих внутренней жизнедеятельности индивида. Принято утверждать, что стадия индивидуализации определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями в общности и потребностью общности одобрить и культивировать лишь те особенности, которые способствуют ее совершенствованию[14].

С точки зрения стадийности индивидуализации предшествует адаптационный синдром[15], со стадиями тревоги, резистентности и истощения. Она может закончиться и психологическими расстройствами, внутриорганическими патологиями, либо вовсе смертью[16]. В традиционных обществах для преодоления донного синдрома применялись экстатические ритуалы намеренного вызывания одержимых, патоморфных, по форме сходных с патологией, состояний[17]. А  поэтому о последних можно говорить  как о сформированном нейробиологическом механизме, органической основе возникновения социальных уз, привязанности, социального типа жизнедеятельности[18].

Таким образом, имеются биологические механизмы ресоциализации, которые были дополнены позднее исследованиями в экологической антропологии М. Бэкона, Г. Барри, Р.Б. Тейлора и других[19]. К подобным разработкам в нашей стране можно отнести изучение деятельности национально-культурных объединений; изучение ритуалов и обрядов, способных в ситуации враждебности полностью раскрепощать личность, вызывая своего рода духовный взрыв путем создания атмосферы праздничности, в которой во все века общество освобождалось от накопленного негатива[20]и т.д.



[1] Содержание данной главы более подробно изложено в монографии. Баранов Ю.В. Стадии ресоциализации осужденных к лишению свободы в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 275 с.

[2] В оглавление А.Ф. Степанюком и В.М. Трубниковым выносится понимание исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в качестве приспособительного фактора к условиям социального существования осужденных. См.: Степанюк А.Ф., Трубников В.М. Исполнение наказания в виде лишения свободы и особенности постпенитенциарной адаптации освобожденных: учебн. пособие. – Киев: УМК ВО, 1992. – С. 3-5.

[3] См.: Сербун П.П. Ресоциализация лиц, освобожденных из мест лишения свободы: Монография / П.П. Сербун, Мин-во внутр. дел Респ. Беларусь, Академия МВД. – Минск, 2004. – 88 с.

[4] Южанин В.Е. Указ. соч. – С. 19-28; Жулева Ю.В. Указ. соч. – С. 27.

[5] См.: Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики. – 2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. – С.42-51.

[6] Рыбак М.С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы (проблемы теории и практики): дис. … д-ра юрид. наук / М.С. Рыбак. – Саратов, 2001. – С. 15.

[7] Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение в аспекте ресоциализации осужденных к лишению свободы: дис. … канд. юрид. наук / И.И. Евтушенко. – Саратов, 2003. – С. 210.

[8] Как ни странно звучит, деление на стадии в зависимости от факта изоляции поддерживается авторами до последнего времени. См.: Полякова Е.А. Стадии процесса ресоциализации осужденных, отбывающих наказание  виде лишения свобды / Е.А. Полякова // Человк: преступление и наказание. – 2009. - №4(67). – С.114.

[9] Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е.Г. Багреева. – М., 2001. – С. 35.

[10] Проведенные нами прикладные исследования показали, что во всех видах пенитенциарных учреждений до 40% осужденных считают невозможным свою адаптацию к имеющимся в местах лишения свободы условиям.

[11] К этому выводу в своей теории деятельностного опосредствования пришел по отношению к социализации А.В. Петровский. См.: Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология : в 15 т. Т.8: Социализация и образование. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С.22.

[12] Концепция индивидуализации была разработана Б.Ф. Поршневым и считается одним из выдающихся достижений советской гуманитарной науки, но его основные труды до сих пор не опубликованы. См.: Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А.  Антропология / Под ред. Е.А. Сигиды. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.216.

[13] См. например: Современное уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / Под ред. проф. А.В. Наумова. – М.: Илекса, 2007. – С. 23-24, 252-253.

[14] Сущность и процесс индивидуализации исследователями зачастую рассматриваются лишь поверхностно, хотя большинство из них признают формирование именно на данной стадии индивидуальности, творческой личности, способной успешно интегрироваться в общество. См.: Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизм процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе [Электронный ресурс]: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.13.

[15] Адаптация в биологическом смысле представляет совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды, а также сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине также обозначает привыкание. См.: Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С. 9.

[16] Некоторые исследования в уголовно-правовой сфере по данному вопросу в России уже имеются, в частности к ним можно отнести работы Г.В. Назаренко. См. например: Назаренко Г.В. Уголовно-релевантные психологические состояния лиц, совершивших преступления и общественно-опасные деяния. – М.: Ось-89, 2001. – 238 с. и др.

[17] Более подробно и системно вопросы рассматривались и нами. См.: Баранов Ю.В. Правовая социализация: традиции и новации / Ю.В. Баранов. - Казань: Издательство «Познание» ИЭУП, 2007. – 156с.;  Баранов Ю.В. Антропологические критические периоды и их воздействие на правовую социализацию / Ю.В. Баранов, А.Д. Димитриев. – Чебоксары: ЧГИГН, 2007. – 108с.

[18]  См.: Абасова С.А. Указ. соч. – С. 8, 14.

[19] Например, вредность перемещения осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы за пределы мест проживания напрямую вытекает из  феномена привязанности к месту Р.Б. Тейлора, обозначенного им как «аффективные связи между индивидом и его непосредственным окружением». См.: Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учебное пособие. – М.: Рос. гос. гуман. ун-т, 2000. – С. 166.

[20] Д.В. Шамсутдинова пишет, что условиями, обеспечивающими эффективное решение консолидирующих задач национально-культурными объединениями становятся: личностная и общественная значимость мира ценностей и целей объединения; высокий социальный статус и признание досуговой общности; содержательное многообразие и смысловая насыщенность деятельности, выход на наиболее актуальные проблемы культуры человека и общества; ценностно-нормативная и социально-психологическая совместимость участников; соответствие содержания деятельности ожиданиям личности и наличие ресурсов для их решения; высокий социально-психологический статус участника в группе, дающий ощущение личной незаменимости; содержательная и статусная дифференциация коллективных ролей, создающая условия для лидирования в различных областях совместной деятельности См.: Шамсутдинова Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05. – С. 276.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 2430 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergVor  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/stroitelstvo-kommunikatsionnykh-estakad-iz-metallokonstruktsiy/>байпас в метро что это</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz