Воскресенье, 05.05.2024, 14:12Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Социальные контакты и ресоциализация
09.10.2013, 18:50

. Одним из инструментов в данном аспекте в них рассматривается институт отпусков (увольнений) для осужденных. В пенитенциарной системе Германии выделяется четыре вида отпуска: а) регулярный отпуск – продолжительностью до 21 дня ежегодно; б) особый отпуск для подготовки к освобождению; в) особый ежемесячный отпуск для лиц, имеющих право свободного передвижения; г) отпуск по важным причинам. При этом регулярный отпуск по решению судов федеральных земель предоставляется и осужденным к пожизненному лишению свободы при отбытии не менее 10 лет лишения свободы[2].

Несомненно, лидерами в обосновании и внедрении технологий поддерживания максимально возможного количества социально полезных контактов осужденных являются скандинавские страны. Достигнуто данное положение введением в практику деятельности пенитенциарных учреждений принципов максимального сохранения и укрепления социально полезных связей осужденных с внешним миром. Суть первого принципа сводится к тому, что осужденного нельзя лишить чего-либо еще, а второй принцип требует максимально приблизить условия жизни в тюрьме к условиям жизни на свободе. В рамках указанных принципов в Норвегии по отбытии 1/3 срока наказания осужденному независимо от его поведения в ходе отбытия наказания предоставляется возможность краткосрочного выезда за пределы учреждения в форме выдачи увольнительной записки сроком не более чем на пять дней без учета времени, затраченного на дорогу[3].

Достаточно широко и давно выезды за пределы пенитенциарного учреждения практикуются в Финляндии. Выделяются такие значимые для ресоциализации осужденных отпуска, как: а) отпуск на основании продолжительности наказания (целью выезда является поддержание психического и социального здоровья осужденного); б) отпуск в сопровождении конвоира сроком до шести чсов по причинам, согласующимся с обществнными интересами (воскресные религиозные службы, посещение спортивных мероприятий и др.). Как показывает практика, данный инструмент не только благотворно влияет на сохранение социально полезных контактов осужденных, но и является довольно безопасным инструментом[4].

Российская Федерация совсем недавно встала на путь демократизации и гуманизации, учета общечеловеческих ценностей и защиты прав человека и гражданина, не говоря уже о сфере исполнения наказания в виде лишения свободы[5]. Несмотря на это, нельзя говорить об отсутствии в российской правовой системе моделей ресоциализации. Необходимо понимать, что, в первую очередь, как модели социализации, так и ресоциализации задаются Конституцией Российской Федерации. Статья 15 Конституции РФ провозглашает приоритет международно-правовых стандартов по отношению к внутреннему законодательству, а значит, их прямое юридическое действие. А глава 2 ее создала универсальную модель прав и свобод, охватывающая собой личные, политические, экономические, социальные и культурные права, соответствующие своду общечеловеческих ценностей[6].

Следующим уровнем моделирования процессов социализации-ресоциализации выступают акты, касающиеся формирования социально-педагогических моделей. Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей, духовно-нравственное, правовое, патриотическое, эстетическое, профессионально-трудовое, физическое, семейно-бытовое, экологическое воспитание, как задачи, закладываются в программы воспитательной работы, а квалификационная характеристика социализированного индивида содержится в соответствующих Государственных образовательных стандартах.

Уровень моделирования при помощи законов и нормативно-правовых актов следует за ними. Но нарастающий объем законодательных моделей настораживает[7]. За первое десятилетие новейшей истории в России было принято более тысячи законов, в то время как за предыдущие полвека только порядка ста законодательных актов. По темпам принятия законов Россия вышла на первое место в мире. Исследователями отмечается, что российские законы лишены механизмов реализации и самореализации, что в аспекте рассматриваемого звучит как оторванность создавемых моделей от реальной ситуации.

Первым законодательным актом по вопросам содержания под стражей в истории советской и постсоветской пенитенциарной системы стал Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Именно он вобрал в себя прогрессивные (в том числе и международные) идеи обеспечения прав человека при реализации мер государствнного принуждения[8]. В главе второй данного закона правовое регулирование проблем ресоциализации осужден фактически приближается к международным стандартам в части поддержания заключенными связей с обществом, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения и т.д.[9]

Этим же вопросам были посвящены Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН и ФСБ РФ, на мирное время», Приказы МЮ РФ от 9 июня 2005 г. №85 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах»; от 2 августа 2005 г. №125 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН России, в мирное время»; Приказ ФСИН России от 27 сентября 2005 г. №787 «Об обеспечении столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами учреждений и органов ФСИН России» и последующие акты, что существенно улучшило ситуацию в местах лишения свободы[10].

Но сделанного мало, следует также обратить внимание на низкую дисциплину исполнения федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также на высокую степень зарегламентированости жизни осужденных к лишению свободы при помощи подзаконных актов, которые сами превратились в дополнительный вид наказания[11].



[1] В России исследователи также обращали внимание на необходимость более широкого общения осужденных с внешним миром. См., например: Ноянова, О.Е. Международные стандарты общения осужденных к лишению свободы с внешним миром и их реализация в российском законодательстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.Е. Ноянова; ВНИИ МВД РФ. – М., 2000. – 23 с.

[2] См.: Соколов А.А. Правовое регулирование предоставления выездов заключенным из пенитенциарных учреждений в некоторых зарубежных странах // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – С.159.

[3] Там же, С.160.

[4] Количество осужденных, допустивших правонарушения во время отпуска, незначительно. См.: Романов А.К. В тюрьмах Финляндии // Воспитание и правопорядок. – 1990. - №2. – С.51-53.

[5] См.: Зенина, О.Г. Гуманизация правового положения осужденных к лишению свободы на современном этапе: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.Г. Зенина. – М., 2001. – С.12 и др.

[6] Конституция Российской Федерации. Федеральные конституционные законы «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном гимне Российской Федерации / авт. историко-правового комментария М.В. Баглай. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – С.13-15.

[7] Законы об исполнении наказания в виде лишения свободы за рубежом обычно принимаются также отдельно. См., например: Gesetz uber den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Mabregeln der Besserung und Sicherung (Strafvollzugsgesetz) / BGB1.IS.581, 2088; 1977 IS. 436 и др. В Европейских странах, в Японии их насчитывается около шести. См. подробнее: Греков М.Л. Тюремные системы: состояние, перспективы / дис. … канд. юрид. наук / М.Л. Греков. – Краснодар, 2000.  – С. 84. и т.д.

[8] См.: Комментарий к Федеральному закону  «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный) / А.В. Бриллиантов, К.К. Горяинов, Л.П. Дубровицкий и др; науч. ред. В.И. Селиверстов. – М.: Проспект, 2010. – С.4.

[9] Там же, С.66-131.

[10] Пертли Л.Ф. Изменения в правовом регулировании материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – С.141-142

[11] Краев В. Зона уверенного приема // Российская газета. – 2010. - №5088 (9). – С.4.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 493 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz