.
Одним из инструментов в данном аспекте в них рассматривается институт отпусков
(увольнений) для осужденных. В пенитенциарной системе Германии выделяется
четыре вида отпуска: а) регулярный отпуск – продолжительностью до 21 дня
ежегодно; б) особый отпуск для подготовки к освобождению; в) особый ежемесячный
отпуск для лиц, имеющих право свободного передвижения; г) отпуск по важным
причинам. При этом регулярный отпуск по решению судов федеральных земель
предоставляется и осужденным к пожизненному лишению свободы при отбытии не менее
10 лет лишения свободы.
Несомненно,
лидерами в обосновании и внедрении технологий поддерживания максимально
возможного количества социально полезных контактов осужденных являются
скандинавские страны. Достигнуто данное положение введением в практику деятельности
пенитенциарных учреждений принципов максимального сохранения и укрепления
социально полезных связей осужденных с внешним миром. Суть первого принципа
сводится к тому, что осужденного нельзя лишить чего-либо еще, а второй принцип
требует максимально приблизить условия жизни в тюрьме к условиям жизни на
свободе. В рамках указанных принципов в Норвегии по отбытии 1/3 срока наказания
осужденному независимо от его поведения в ходе отбытия наказания
предоставляется возможность краткосрочного выезда за пределы учреждения в форме
выдачи увольнительной записки сроком не более чем на пять дней без учета времени,
затраченного на дорогу.
Достаточно широко и
давно выезды за пределы пенитенциарного учреждения практикуются в Финляндии.
Выделяются такие значимые для ресоциализации осужденных отпуска, как: а) отпуск
на основании продолжительности наказания (целью выезда является поддержание
психического и социального здоровья осужденного); б) отпуск в сопровождении
конвоира сроком до шести чсов по причинам, согласующимся с обществнными
интересами (воскресные религиозные службы, посещение спортивных мероприятий и
др.). Как показывает практика, данный инструмент не только благотворно влияет
на сохранение социально полезных контактов осужденных, но и является довольно
безопасным инструментом.
Российская
Федерация совсем недавно встала на путь демократизации и гуманизации, учета
общечеловеческих ценностей и защиты прав человека и гражданина, не говоря уже о
сфере исполнения наказания в виде лишения свободы. Несмотря
на это, нельзя говорить об отсутствии в российской правовой системе моделей
ресоциализации. Необходимо понимать, что, в первую очередь, как модели
социализации, так и ресоциализации задаются Конституцией Российской Федерации. Статья
15 Конституции РФ провозглашает приоритет международно-правовых стандартов по
отношению к внутреннему законодательству, а значит, их прямое юридическое
действие. А глава 2 ее создала универсальную модель прав и свобод, охватывающая
собой личные, политические, экономические, социальные и культурные права,
соответствующие своду общечеловеческих ценностей.
Следующим уровнем
моделирования процессов социализации-ресоциализации выступают акты, касающиеся
формирования социально-педагогических моделей. Формирование современного научного мировоззрения
и системы базовых ценностей, духовно-нравственное,
правовое, патриотическое, эстетическое,
профессионально-трудовое, физическое, семейно-бытовое, экологическое
воспитание, как задачи, закладываются в программы воспитательной работы, а
квалификационная характеристика социализированного индивида содержится в
соответствующих Государственных образовательных стандартах.
Уровень
моделирования при помощи законов и нормативно-правовых актов следует за ними. Но
нарастающий объем законодательных моделей настораживает. За
первое десятилетие новейшей истории в России было принято более тысячи законов,
в то время как за предыдущие полвека только порядка ста законодательных актов.
По темпам принятия законов Россия вышла на первое место в мире. Исследователями
отмечается, что российские законы лишены механизмов реализации и самореализации,
что в аспекте рассматриваемого звучит как оторванность создавемых моделей от
реальной ситуации.
Первым
законодательным актом по вопросам содержания под стражей в истории советской и
постсоветской пенитенциарной системы стал Федеральный закон РФ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Именно он вобрал в себя прогрессивные (в том числе и международные) идеи обеспечения
прав человека при реализации мер государствнного принуждения. В главе
второй данного закона правовое регулирование проблем ресоциализации осужден фактически
приближается к международным стандартам в части поддержания заключенными связей
с обществом, их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения и т.д.
Этим же
вопросам были посвящены Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. №205 «О минимальных
нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы,
а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах
ФСИН и ФСБ РФ, на мирное время», Приказы МЮ РФ от 9 июня 2005 г. №85 «Об утверждении
норм вещевого довольствия осужденных и лиц, содержащихся в следственных
изоляторах»; от 2 августа 2005
г. №125 «Об утверждении норм питания и
материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в
следственных изоляторах ФСИН России, в мирное время»; Приказ ФСИН России от 27
сентября 2005 г.
№787 «Об обеспечении столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и
моющими средствами учреждений и органов ФСИН России» и последующие акты, что существенно
улучшило ситуацию в местах лишения свободы.
Но сделанного мало, следует также обратить
внимание на низкую дисциплину исполнения федеральных законов, нормативных
правовых актов федеральных государственных органов исполнительной власти и
органов государственной власти субъектов РФ, а также на высокую степень зарегламентированости
жизни осужденных к лишению свободы при помощи подзаконных актов, которые сами
превратились в дополнительный вид наказания.
В
России исследователи также обращали внимание на необходимость более широкого
общения осужденных с внешним миром. См., например: Ноянова, О.Е. Международные
стандарты общения осужденных к лишению свободы с внешним миром и их реализация
в российском законодательстве: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.Е. Ноянова;
ВНИИ МВД РФ. – М., 2000. – 23 с.
Законы об исполнении наказания в виде лишения свободы
за рубежом обычно принимаются также отдельно. См., например: Gesetz uber den Vollzug der Freiheitsstrafe und der
freiheitsentziehenden Mabregeln der Besserung und Sicherung
(Strafvollzugsgesetz) / BGB1.IS.581, 2088; 1977 IS. 436 и др. В Европейских странах, в Японии их насчитывается около
шести. См. подробнее: Греков М.Л. Тюремные системы: состояние, перспективы /
дис. … канд. юрид. наук / М.Л. Греков. – Краснодар, 2000. – С. 84. и т.д.
|