Социальная модель-теория ресоциализации осужденных должна
учитывать большинство основных компонентов, воздействующих на ресоциализируемое
лицо, и при этом не забывать об антропологической модели. Но
она почти всегда формируется в рамках гоподствующей парадигматики и тех или
иных научных школ, их воззрений и подходов. Можно утверждать, что Ю.М.
Ткачевский, А.В.
Бриллиантов,
А.С. Севрюгин,
А.Ф. Сизый, хотя
и рассматривают различные и существенные проблемы исполнения наказания в виде
лишения свободы, но принадлежат к одной и той же школе и имеют относительно нее
одну и ту же точку зрения. Это приводит к почти полному исключению из сферы
исследований моделей и воззрений традиционной и иных школ права, связанных с
ними практик, существующих вне тех школ и научных сообществ.
Вслед
за С.В. Познышевым, В.Ф. Ширяевым и
другими мы вынуждены констатировать, что необходима одна идея наказания в виде
лишения свободы. Она, по сути, пенитенциаристами приводится. Так, высказывание
А.Ф. Сизого, что в целом исправление осужденного состоит в достижении
результата полезности и безопасности для окружающих людей осужденного и
освобожденного лица,
и определяет цель наказания в виде лишения свободы. В науке и практике
Российской Федерации лишь широко не применяется термин, обозначающий данный
процесс в целом
– ресоциализация .
Трудноразрешимой
проблемой социальной модели-теории становится проблема реализуемости уголовного
наказания.
Реализация наказания в виде лишения свободы на данном этапе приводит к
психологическому травмированию осужденных, наблюдается регрессия, дезадаптация
и другие негативные явления, приводящие к их преждевременной смерти. Цель
исправления при этом не достигается, но за пределы социальной жизнедеятельности
выводится наиболее активная часть населения, что может стать причиной падения
не только деловой активности, но и дальнейшего демографического спада.
Данные выводы слишком болезненны, а потому целесообразнее подобные процессы рассмотреть
применительно к другим странам.
Трудно
отрицать тот факт, что даже в самых передовых странах, например в Великобритании,
тюремное заключение продолжало оставаться основной формой уголовного наказания
вплоть до середины XIX века. Лишь затем
процессы либерализации подвигли к созданию передовых на то время «систем
раздельного (сепаратного) содержания» и «безмолвной системы». Однако наряду с
ними в Великобритании широко применялась «транспортация».
Вследствие стечения многих факторов, после открытия австралийского континента
правительство Великобритании не проявило дальнейшей заботы о судьбе данного
института, а у основ системы на удаленном континенте оказался А. Макконочи.
Именно его усилиями была построена пятиступенчатая система полного
восстановления свободы.
Данная система предполагала уже на второй ступени меры поощрения, а на третьей
– относительную самостоятельность осужденных на предписанной им территории, на
четвертой – предлагалось право жить на определенных условиях на выбранной ими
территории («отпускной билет»). Данная система, как ни странно звучит, не
прижилась в самой Великобритании, но получила развитие в «ирландской
прогрессивной системе» в институте «переходных тюрем».
С.К. Гогель указывал, что с принятием ирландской
прогрессивной системы в большинстве Европейских государств мы действительно можем
говорить о водворении в тюрьмах пенитенциарной системы, как совокупности мер,
направленных к нравственному возрождению преступника, к подготовке его для
возвращения в ряды нормального общества в качестве честного труженика.
Она показала свою эффективность и преобразована в самые совершенные
пенитенциарные системы нынешнего времени. В произведениях Н. Кристи красной
нитью проходит мысль о необходимости максимального введения системы
некарательного воздействия в связи с совершением преступления. При этом он,
рассматривая самые различные аспекты отбывания уголовного наказания
(контркультуры, преобразования самого общества, одиночества,
структурно-функционального построения пенитенциарной системы)
анализирует не только и не столько условия отбывания наказания, сколько условия
реализуемости его.
Идея
реализуемости, а значит и ресоциализации, тесно связана с пониманием процессов
социализации. Социализация давно считается изученным явлением и нередко речь о
ней заканчивается на констатации факта передачи в ходе социализации
социально-исторического опыта, норм, ценностей, символов и т.д. Давление
делается в основном на труд, а
ресоциализация вследствие этого рассматривается лишь как реадаптация.
Иногда возникает необходимость говорить о социализации больных, что выдвигает
на передний план в основном условия их реабилитации, но
не более того.
Но при
учете фактора глобализации и формирования новой картины мира возникает
необходимость строительства новой модели социализации, учитывающей не только
опыт Запада, но и достижения традиционного Востока. Таким образом, необходимо
говорить о смешанной (интегральной) модели социализации, построенной на
единстве рационального и иррационального, социализации с учетом
индивидуализации.
Возникла насущная потребность в формировании большей автономности,
самостоятельности личности.
Но как
это обычно бывает в России, повсеместное пропагандирование индивидуализации
привело к быстрому освобождению от исторически заданных социальных форм и
связей, утрате традиционной стабильности с точки зрения действенного знания,
веры и принятых норм, но не привело к новой форме интеграции, что полностью
оправдывает теорию общества риска У. Бека по отношению к нашему социуму.
Культурная модель-теория ресоциализации осужденных связана
с анализом глобальных процессов. Они закономерно приводят нас к мысли о том,
что осужденный находится на стыке двух культур - общепризнанной культуры
данного общества и культуры внутри криминального сообщества. Данное сравнение
позволяет провести нить аналогии между ресоциализацией и моделью освоения чужой
культуры. Г. Триандис говорит о пяти этапах адаптации к новой среде: а)
энтузиазма, больших надежд и приподнятого настроения; б) фрустрации и
депрессии; в) критической точки дезадаптации (проявляющйся в серьезных болезнях
и чувстве полной беспомощности); г) преодоления различий; д) полной адаптации.
По мнению автора, на весь процесс уходит от нескольких месяцев до 4-5 лет.
Но нас не
интересуют процессы адаптации осужденных, даже их реинтеграция (возвращение в
общество) по отдельности. Нас интересует в рамках решаемых задач целостный
процесс ресоциализации, который включает в себя все вышеназванные процессы. Модель,
охватывающая их в целостности, имеется и изложена она в теории межкультурной
коммуникации. По мнению известного специалиста и основоположника данной науки М. Беннет,
освоение нового включает в себя последовательно этапы отрицания, защиты,
умаления, и лишь затем – признания, адаптации и интеграции.
А.В. Кисляков, Н.А. Крайнова и О.В. Павленко прямо
пишут о необходимости данного шага. См.: Павленко О.В. Постпенитенциарное
поведение лиц, отбывших наказание за корыстные посягательства: автореф. дис. …
канд. юрид. наук / О.В. Павленко. – Омск, 2003. – С. 8; Крайнова Н.А. Вопросы
законодательной регламентации ресоциализации осужденных в уголовном праве /
Н.А. Крайнова // Уголовное право: стратегия развития в ХХI веке: сборник материалов третьей Международной
научно-практической конференции. – М., 2006. – С. 100-103; Кисляков А.В.
Проблемы ресоциализации осужденных, отбывающих уголовные наказания //
Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: Материалы
научно-практической конференции. Ч.2. – М.: НИИ ФСИН России, 2005. – С.39-42.
Ресоциализацию осужденных в аспекте реализуемости
наказания подробно рассматривает В.Е. Южанин. См.: Южанин В. Е. Процесс
ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве / В. Е. Южанин. –
Рязань : Ин-т права и экономики МВД России, 1992. – 115 с.; Южанин В. Е.
Реализация наказания в виде лишения свободы : монография / В. Е. Южанин. –
Рязань : Ин-т права и экономики МВД Рос. Федерации, 1995. – 171 с.; Южанин,
В.Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы: автореф. дис. … д-ра
юрид. наук / В.Е. Южанин. – М., 1996. – 47 с.
др.
См.
подробнее: Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу
западного образца / Н. Кристи / Пер.с англ. А. Петрова, В. Пророковой, предисл.
Я. Гилинского, 2-е изд. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного
правосудия», 2001. – 224 с. и др.
См.: Шамсунов, С.Х. Труд и социализация личности осужденных
к лишению свободы в России: монография / С.Х. Шамсунов. – Самара: Самар. науч.
центр РАН, 2005. – 375 с.; Шамсунов, С.Х. Правовые и организационные основы
привлечения к труду осужденных к лишению свободы (по материалам республики
Татарстан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.Х. Шамсунов; Акад. упр. МВД
России. – М., 2001. – 22 с. и др.
|