Воскресенье, 05.05.2024, 16:56Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Социальная модель-теория ресоциализации осужденных
09.10.2013, 18:56

Социальная модель-теория ресоциализации осужденных должна учитывать большинство основных компонентов, воздействующих на ресоциализируемое лицо, и при этом не забывать об антропологической модели[1]. Но она почти всегда формируется в рамках гоподствующей парадигматики и тех или иных научных школ, их воззрений и подходов. Можно утверждать, что Ю.М. Ткачевский[2], А.В. Бриллиантов[3], А.С. Севрюгин[4], А.Ф. Сизый[5], хотя и рассматривают различные и существенные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы, но принадлежат к одной и той же школе и имеют относительно нее одну и ту же точку зрения[6]. Это приводит к почти полному исключению из сферы исследований моделей и воззрений традиционной и иных школ права, связанных с ними практик, существующих вне тех школ и научных сообществ.

Вслед за С.В. Познышевым, В.Ф. Ширяевым[7] и другими мы вынуждены констатировать, что необходима одна идея наказания в виде лишения свободы. Она, по сути, пенитенциаристами приводится. Так, высказывание А.Ф. Сизого, что в целом исправление осужденного состоит в достижении результата полезности и безопасности для окружающих людей осужденного и освобожденного лица[8], и определяет цель наказания в виде лишения свободы. В науке и практике Российской Федерации лишь широко не применяется термин, обозначающий данный процесс в целом[9] – ресоциализация [10].

Трудноразрешимой проблемой социальной модели-теории становится проблема реализуемости уголовного наказания[11]. Реализация наказания в виде лишения свободы на данном этапе приводит к психологическому травмированию осужденных, наблюдается регрессия, дезадаптация и другие негативные явления, приводящие к их преждевременной смерти. Цель исправления при этом не достигается, но за пределы социальной жизнедеятельности выводится наиболее активная часть населения, что может стать причиной падения не только деловой активности, но и дальнейшего демографического спада[12]. Данные выводы слишком болезненны, а потому целесообразнее подобные процессы рассмотреть применительно к другим странам[13].

Трудно отрицать тот факт, что даже в самых передовых странах, например в Великобритании, тюремное заключение продолжало оставаться основной формой уголовного наказания вплоть до середины XIX века. Лишь затем процессы либерализации подвигли к созданию передовых на то время «систем раздельного (сепаратного) содержания» и «безмолвной системы». Однако наряду с ними в Великобритании широко применялась «транспортация»[14]. Вследствие стечения многих факторов, после открытия австралийского континента правительство Великобритании не проявило дальнейшей заботы о судьбе данного института, а у основ системы на удаленном континенте оказался А. Макконочи. Именно его усилиями была построена пятиступенчатая система полного восстановления свободы[15]. Данная система предполагала уже на второй ступени меры поощрения, а на третьей – относительную самостоятельность осужденных на предписанной им территории, на четвертой – предлагалось право жить на определенных условиях на выбранной ими территории («отпускной билет»). Данная система, как ни странно звучит, не прижилась в самой Великобритании, но получила развитие в «ирландской прогрессивной системе» в институте «переходных тюрем»[16].

С.К. Гогель указывал, что с принятием ирландской прогрессивной системы в большинстве Европейских государств мы действительно можем говорить о водворении в тюрьмах пенитенциарной системы, как совокупности мер, направленных к нравственному возрождению преступника, к подготовке его для возвращения в ряды нормального общества в качестве честного труженика[17]. Она показала свою эффективность и преобразована в самые совершенные пенитенциарные системы нынешнего времени. В произведениях Н. Кристи красной нитью проходит мысль о необходимости максимального введения системы некарательного воздействия в связи с совершением преступления. При этом он, рассматривая самые различные аспекты отбывания уголовного наказания (контркультуры, преобразования самого общества, одиночества, структурно-функционального построения пенитенциарной системы)[18] анализирует не только и не столько условия отбывания наказания, сколько условия реализуемости его.

Идея реализуемости, а значит и ресоциализации, тесно связана с пониманием процессов социализации. Социализация давно считается изученным явлением и нередко речь о ней заканчивается на констатации факта передачи в ходе социализации социально-исторического опыта, норм, ценностей, символов и т.д. Давление делается в основном на труд[19], а ресоциализация вследствие этого рассматривается лишь как реадаптация[20]. Иногда возникает необходимость говорить о социализации больных, что выдвигает на передний план в основном условия их реабилитации[21], но не более того.

Но при учете фактора глобализации и формирования новой картины мира возникает необходимость строительства новой модели социализации, учитывающей не только опыт Запада, но и достижения традиционного Востока. Таким образом, необходимо говорить о смешанной (интегральной) модели социализации, построенной на единстве рационального и иррационального, социализации с учетом индивидуализации[22]. Возникла насущная потребность в формировании большей автономности, самостоятельности личности[23].

Но как это обычно бывает в России, повсеместное пропагандирование индивидуализации привело к быстрому освобождению от исторически заданных социальных форм и связей, утрате традиционной стабильности с точки зрения действенного знания, веры и принятых норм, но не привело к новой форме интеграции, что полностью оправдывает теорию общества риска У. Бека по отношению к нашему социуму[24].

Культурная модель-теория ресоциализации осужденных связана с анализом глобальных процессов. Они закономерно приводят нас к мысли о том, что осужденный находится на стыке двух культур - общепризнанной культуры данного общества и культуры внутри криминального сообщества. Данное сравнение позволяет провести нить аналогии между ресоциализацией и моделью освоения чужой культуры. Г. Триандис говорит о пяти этапах адаптации к новой среде: а) энтузиазма, больших надежд и приподнятого настроения; б) фрустрации и депрессии; в) критической точки дезадаптации (проявляющйся в серьезных болезнях и чувстве полной беспомощности); г) преодоления различий; д) полной адаптации. По мнению автора, на весь процесс уходит от нескольких месяцев до 4-5 лет[25].

Но нас не интересуют процессы адаптации осужденных, даже их реинтеграция (возвращение в общество) по отдельности. Нас интересует в рамках решаемых задач целостный процесс ресоциализации, который включает в себя все вышеназванные процессы. Модель, охватывающая их в целостности, имеется и изложена она в теории межкультурной коммуникации. По мнению известного специалиста и основоположника данной науки М. Беннет, освоение нового включает в себя последовательно этапы отрицания, защиты, умаления, и лишь затем – признания, адаптации и интеграции[26].



[1] К антропологическому постижению права обращались лишь немногие, и обычно это происходило запоздало. См.: Ратинов А. Р. К ядру личности преступника / А. Р. Ратинов // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. – М.: Юрид. лит., 1981. – С. 72-74; Ратник С. Д. Наказание в контексте дихотомичности бытия / С. Д. Ратник // Вестник Самарского юридического института ФСИН России: Межвузовский сборник научных статей по проблемам юридических, гуманитарных и социально-экономических наук. – Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2006. – С.113-117; Пучков О.А. Антропологическое постижение права: монография / О. А. Пучков. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. – 384 с.

[2] Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. – М.: Зерцало, 1997. – С. 114.

[3] См.: Бриллиантов А.В. Проблемы классификации осужденных в целях дифференциации условий отбывания наказания / А.В. Бриллиантов. – М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. – 144 с.

[4] Севрюгин А.С. Методика оценки поведения осужденных (на опыте аттестования в отряде ИТК) / А.С. Севрюгин, Н.И. Соколов. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1978. – 32 с.

[5] Сизый А.Ф. Оценка степени исправления и перевоспитания осужденных / А.Ф. Сизый, А.И. Васильев. – Рязань: РВШ МВД СССР, 1986. – 80 с.

[6] См.: Синичкин А.А. Оценка степени исправления осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Казань, 2003. – С.14-15.

[7] См.: Ширяев В.Ф. Наказание в системе мер уголовно-правового воздействия: (содержание, проблемы совершенствования): дис. …. канд. юрид. наук. – Ярославль, 2001. – С. 56.

[8] Сизый А.Ф. Указ. соч. – С. 107.

[9] В отличие от России, в романо-германской и англосаксонской правовых системах, ориентированных более на утилитарные цели, процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду разрабатывается давно. Американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером в указанном понимании процесса возвращения индивида в рамки общественной формы жизнедеятельности был введен термин «ресоциализация». Е.Г. Багреева пишет, что на сегодня данный термин понимается достаточно широко, а именно, как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха. См.: Багреева Е. Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е. Г. Багреева. – М., 2001. – С. 34.

[10] А.В. Кисляков, Н.А. Крайнова и О.В. Павленко прямо пишут о необходимости данного шага. См.: Павленко О.В. Постпенитенциарное поведение лиц, отбывших наказание за корыстные посягательства: автореф. дис. … канд. юрид. наук / О.В. Павленко. – Омск, 2003. – С. 8; Крайнова Н.А. Вопросы законодательной регламентации ресоциализации осужденных в уголовном праве / Н.А. Крайнова // Уголовное право: стратегия развития в ХХI веке: сборник материалов третьей Международной научно-практической конференции. – М., 2006. – С. 100-103; Кисляков А.В. Проблемы ресоциализации осужденных, отбывающих уголовные наказания // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: Материалы научно-практической конференции. Ч.2. – М.: НИИ ФСИН России, 2005. – С.39-42.

[11] Ресоциализацию осужденных в аспекте реализуемости наказания подробно рассматривает В.Е. Южанин. См.: Южанин В. Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном судопроизводстве / В. Е. Южанин. – Рязань : Ин-т права и экономики МВД России, 1992. – 115 с.; Южанин В. Е. Реализация наказания в виде лишения свободы : монография / В. Е. Южанин. – Рязань : Ин-т права и экономики МВД Рос. Федерации, 1995. – 171 с.; Южанин, В.Е. Механизм реализации наказания в виде лишения свободы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / В.Е. Южанин. – М., 1996. – 47 с.  др.

[12] См.: Ионесов В.И. Преступление и наказание в системе культуры / В.И. Ионесов // Преступление и наказание в пространстве культуры: теория, история, современность. Международная научная конференция / Под общ. ред. А.В. Горожанина. – Самара: Изд-во Самарского юридического института Минюста России, 2003. – С.48-108.

[13] Оговоримся, что мы являемся сторонником возврата в систему видов наказаний  ссылки. Она длительное время занимала доминирующую позицию в системе организационных мер по исполнению наказаний в Российском государстве. См.: Аладьина Л.С. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. – Владимир: ВЮИ ФСИН РФ, 2007. – С.18-29 и др.

[14] Траспортация («transportation») предполагала ссылку – высылку преступников сначала на американский, а затем, после открытия, и на австралийский континент, близлежащие острова Тасмания и Норфолк. Она представляла собой вынужденный шаг английской уголовной юстиции вследствие следующих основных причин: 1) неспособности Короны к борьбе с рецидивной, профессиональной и организованной преступностью и неугодными властям маргинальными слоями общества; 2) отсутствием должной исправительной системы; 3) транспортация представляла собой более дешевый способ обращения с осужденными; 4) потребностью колониальных территорий в даровой рабочей силе. См. подробнее: Тепляшин П.В. Истоки и развитие английского тюрьмоведения: монография / П.В. Тепляшин. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005. – С.101-122.

[15] А. Макконочи в английской истории права называют «отцом parole». См. подробнее: Тепляшин П.В. Указ. соч. – С.112-115.

[16] Там же. – С. 114-117.

[17] Тепляшин П.В. Указ. соч. – С.122.

[18] См. подробнее: Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца / Н. Кристи / Пер.с англ. А. Петрова, В. Пророковой, предисл. Я. Гилинского, 2-е изд. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. – 224 с. и др.

[19] См.: Шамсунов, С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: монография / С.Х. Шамсунов. – Самара: Самар. науч. центр РАН, 2005. – 375 с.; Шамсунов, С.Х. Правовые и организационные основы привлечения к труду осужденных к лишению свободы (по материалам республики Татарстан): автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.Х. Шамсунов; Акад. упр. МВД России. – М., 2001. – 22 с. и др.

[20] См., например: Головина Н.Н. Социализация личности ребенка в системе начального образования: Учеб. пособие/ Н.Н. Головина. – Йошкар-Ола: Изд. МГПИ, 2007. – С.3-9. 80с.

[21] Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска / Н.Ф. Дивицына. – М.: Гуманитарный  изд. центр ВЛАДОС, 2008. – С.283-287. 

[22] Абубикерова Г.О. Евразийская ментальность как основа создания интегральной модели социализации личности // Социс. – 2009. - №9(305). – С.42-47.

[23] Гиллер, Ю.И. Социология самостоятельной личности: монография/ Ю.И. Гиллер. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2006. – С.5-12. 

[24] Широканова А.А. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социс. – 2009. - №12(308). – С.121-125.

[25] Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Басова. – 7-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С.90.

[26] См.: Садохин А.П. Межкультурная коммуникация:  Учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. – С.129-130; Грушевицкая Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов /Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин / Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 268.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 664 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz