По существу ресоциализации, по
разделению данного процесса на стадии и этапы, отечественными и зарубежными
правоведами публикуется все больше работ, а, соответственно, накапливается и
больше мнений.
Российские ученые нередко при этом ставят знак равенства между ресоциализацией
и исправлением осужденного.
Некоторые ученые напрямую не говорят об исправлении, но смысл утверждений не
меняется. То есть ресоциализация раскрывается либо как система мер воздействия
на осужденного, комплекс мероприятий, призванных обеспечить его правопослушное
поведение, либо
как процесс восстановления утраченных или ослабленных в результате отбывания
уголовного наказания (изоляции) социальных связей, функций и статуса личности;
либо как усвоение осужденным стандартов поведения и ценностных ориентаций,
осознание подчинения правовым и иным моральным нормам поведения.
Корчагин В.М. вовсе определяет ресоциализацию осужденных как приобретение ими
умения дружить с законом, но добавляет, что подобное умение должно появиться
после освобождения.
Т. Предов, определяя понятие
ресоциализации на пенитенциарном этапе как целенаправленную, управляемую,
нравственно-психологическую подготовку осужденных к лишению свободы, относит ее
к профилактической деятельности. Пенитенциарное воздействие на осужденных в
местах лишения свободы, по его мнению, имеет криминологический характер и
осуществляется с целью предупреждения их преступного поведения в будущем.
Нет
ясности и в разграничении процессов адаптации и ресоциализации осужденных. М.И.
Коваль, например, пишет, что они различаются только по объему. С.В.
Шатилов утверждает, что социальная адаптация является более широким понятием,
чем ресоциализация.
И.В. Шмаров и А.М. Яковлев пишут, что социальная адаптация предполагает процесс
ресоциализации личности, переход ее в новую социальную среду, восприятие
нравов, требований, установок, социальных позиций и системы ценностных
ориентаций этой среды.
Связано
это, по нашему мнению, с тем, что исследователи начали углубляться в проблематику социальной
адаптации, что стало возможно после теоретического обоснования возможности
решения задач ресоциализации уже в процессе социальной адаптации.
Так, рассматривая проблематику социальной адаптации осужденных-инвалидов, Г.А.
Гадиев пишет: социальная адаптация есть комплекс ресоциализационных
мероприятий, проводимых после освобождения и направленных на обеспечение
восприятия освобожденными существующих в обществе ценностей, социальных норм,
законов и правил общежития, усвоения социально-полезных ролей, выработка
приемлемых в обществе способов взаимодействия в быту, трудовых коллективах,
социальных группах под контролем государства, общественных, религиозных и иных
организаций в целях закрепления (или продолжения) результатов исправления,
обусловленных состоянием их здоровья и фактом отбытия уголовного наказания.
М.Т. Дибиров утверждает, что под социальной адаптацией лиц, освобожденных из
исправительного учреждения, понимается сложный процесс, состоящий из стадий
нравственной, правовой, психологической и организационной подготовки осужденных
в исправительном учреждении к жизни на свободе (исправление) и этапа
взаимодействия личности с постоянно меняющейся ближайшей окружающей средой на
свободе, включающий восприятие ею нравственных требований, установок,
социальных позиций и системы ценностей микросреды в процессе социализации, а
также изменение, преобразование среды в соответствие с новыми условиями и
целями деятельности.
Не
вдаваясь в детальный анализ приведенных выше определений, скажем, что в них
отразились имевшие ранее взгляды теоретиков, заложивших основу исследований с
позиций деятельностного подхода.
Не
умаляя заслуг исследователей, можно отметить два крупных недостатка подобного
подхода. Первый – возникновение чрезвычайно сложных конструкций, в которых все
смешивается воедино. Где начинается социальная адаптация, где она стыкуется с
ресоциализацией, либо где ресоциализация находится или начинается, каковы ее
стадии, этапы, трудно понять. Второй недостаток подобного подхода к
проблематике в том, что при его помощи легко скатиться со сложнейшей проблемы в
чрезвычайно упрощенную сферу простого оказания социальной помощи данной
категории лиц.
Создается некая ситуация двойственного понимания одного и того же явления. Не
потому ли в указанных исследованиях имеются и иные конструкции понимания
процесса социальной адаптации.
Так, В.М. Трубников говорит о том, что в общем процессе
ресоциализация выступает в качестве способа адаптации.
Он под ресоциализацией в широком смысле понимает «процесс исправления и
перевоспитания судимых лиц», а в узком смысле – «социальный процесс в
постпенитенциарный период, когда происходят качественные изменения личности,
перестройка взглядов, представлений, мотивационной сферы поведения и т.д.,
находящие свое выражение в правопослушном поведении».
Примерно
так же ставится задача адаптации в работах и большинства зарубежных авторов.
См., например: Зукау, В. О работе отделения «Шайдевег» в Улан-Удэ / В. Зукау //
В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов
16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 г.) / под общ. ред.
Ю.И. Калинина. – М., 2003. – С. 97-99; Кёпсель, К. Германский опыт привлечения общества к
помощи заключенным и их последующей адаптации / К. Кёпсель // В защиту прав и
свобод в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов 16-ого заседания
Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной
системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 года) / под общ.
ред. Ю.И. Калинина. – М., 2003. – С. 66-69 и др.
|