Воскресенье, 19.05.2024, 01:43Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Ресоциализация - как работа на будущее
09.10.2013, 18:08

Можно полагать, что на этапе подготовки осужденных к освобождению в большей мере присутствует работа будущего. Осужденные должны настраиваться на эффективные действия в обществе, а не в рамках пенитенциарного учреждения. Стоит отметить и то, что в аспекте сказанного для сотрудников и персонала пенитенциарного учреждения подготовка должна пониматься как интенсивная работа непосредственно с самими осужденными, а не работа с бумагами и цифрами. Она должна связываться с процессом их социальной адаптации к условиям свободной жизни[1].

Необходимо сосредотачивать усилия на приобщении осужденных к социальной среде, либо к конкретному коллективу, группе, семье, к другим условиям, предполагающим в конечном итоге осознанное подчинение с их стороны правовым и иным социальным нормам в добровольной либо принудительной форме.

Провозглашаемая до сих пор оптимальной система социализации личности, ресоциализации осужденного предполагала формирование личности путем привития ей определенных шаблонов поведения, гарантировавших самостоятельность личности в определенных рамках. Она подразумевала одинаковое понимание людьми правил поведения, норм закона, с соответствующей стандартностью их представлений, реакций, мотивов и т.п. Сознание осужденного в данном контексте может трактоваться как знание – знание правил, норм, схем деятельности или как заполнение психики социально одобряемыми формами поведения. При подобном подходе к ресоциализации личность осужденного, его личностные усилия как бы никого не интересуют. И вообще организация ресоциализационной деятельности воспринимается как нечто, не нуждающееся в каких-либо личностных усилиях осужденного.

Новая концепция ресоциализации должна быть основана на новых принципах: а) уважения к индивидуальности осужденного либо освобожденного; б) его выбора стратегии и сценария собственной жизнедеятельности; в) учета его желаний. При подобном подходе универсальным критерием оценки поведения осужденного, которую возможно было бы применять для решения вопроса об его освобождении, могло бы, соответственно, стать начало его самодетерминации, самореализации. А уклонение от собственного саморазвития со стороны осужденного следует признавать формой паразитирования, и расцениваться оно должно как уклонение от процесса ресоциализации[2].

Другой аспект – взаимодействие осужденного с социальными работниками (кураторами). Сами механизмы ресоциализации и закрепления должны применяться к осужденным теми субъектами, которые понимают процессы ресоциализации и имеют наработанные навыки и способности к данной деятельности. Под вопросом оказываются не нормы закона, не стандарты, а место, позиция, функция их во время взаимодействия с осужденными, их позиция стороннего наблюдателя. М. Платек пишет, что многие страны Совета Европы только начинают выстраивать концепцию обучения персонала тюрьмы и идентифицировать специфику данной проблемы. Действие персонала должно основываться на логике и логической аргументации. Сравнительно хорошая зарплата и чувство безопасности не всегда компенсируют чувство изоляции. Персонал тюрем многие годы сталкивался с отчуждением институтов, которые приняли их на работу; общества, которое изобрело тюрьму; многих других организаций и учреждений, интересующихся реформами тюремной системы, а также отчуждением со стороны увеличивающегося числа осужденных[3].

Вследствие вышесказанного сотрудники, представители администрации, как и осужденные, приобретают в качестве привычки самую обычную реакцию – недостаток доверия, выражающегося в осторожности ко всему, что происходит извне. Преодолеть данную стену отчуждения весьма проблематично[4].

В связке общения представитель общества – осужденный, первый пытается фактически внедрить второго в среду заранее построенных ориентаций, характеристик и идей, а последние понимают, что выполняется социальный заказ, следует почти автоматическое отчуждение данных конструкций, общественного видения мира. При применении со стороны агента общества тех или иных технологий неосознанного внедрения социальных конструктов у общества появляется обязанность до конца контролировать подобного осужденного, после освобождения гарантировать ему безбедную жизнь, социальные выплаты, гарантии. Ибо иначе встает вопрос о несправедливости данной формы ресоциализации. При принятии осужденным схемы объект-субъект он должен быть крепко связан со своим воспитателем, слушаться его во всем и выполнять приказания, только лишь в случае невыполнения приказа общество получает право осудить его снова.

Осужденный на этапе подготовки к освобождению в деталях начинает продумывать день своего освобождения. А поэтому, важным, с точки зрения социальной философии и антропологии, представляется продумывание ритуала освобождения. Освобождающийся должен удостовериться, что это действительно важное событие, при этом все ему завидуют, все хотят быть на его месте. Но в то же время процесс освобождения должен быть постепенным и ровным, с незаметным переходом к свободной жизни.



[1] Данная позиция стыкуется с исследованиями психологов, в частности Д.В. Сочивко, выявившего у адаптивных типов спиралевидную структуру субъективного времени. Он пишет, что если для неадаптивого типа характерна отражательная позиция по отношению ко времени мира, то для адаптивного типа характерна преобразовательная, творческая позиция, складывающаяся из связи прошлого (эмоции) и будущего (воли), реализуемого через настоящее (познание). См. подробнее: Сочивко Д.В. «Чувственная ткань» «психоида» (теоретический аспект)// Гуманитарно-пенитенциарный вестник: научно-публицистический альманах / Под общ. ред. Ю.А. Рента. – Вып. 2. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. – С. 57-58.

[2] Данные выводы вполне стыкуются с позицией С.Ф. Милюкова, А.И. Сидоркина и О.В. Старкова о преждевременности удаления из системы наказаний ссылки и высылки. См. подробнее: Сидоркин А.И. Генезис наказаний, связанных с лишением и ограничением свободы в русском уголовном праве IХ-ХVII вв. / А.И. Сидоркин. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – С. 3-4 и др.

[3] См.: Предварительное заключение в регионе Балтийского моря Министерство юстиции Норвегии, Комиссар СГБМ). Обзор с дополнительными статьями и рекомендациями. Июнь, 2003. – Министерство юстиции Норвегии. Осло Норвегия. – С. 133.

[4] Стена отчуждения рождает парадоксальный феномен теплоты и человечности отношений среди «своих» по ту и другую сторону стены, и кристально чистую ненависть, неприятие представителей другой стороны, которые им становятся «чужими». Для решения проблемы удаления стены отчуждения необходимо удалить на определенное расстояние от нее и стороны. Подобная ситуация возможна, например, если в качестве персонала пенитенциарного учреждения будут приниматься представители иной культуры, чем основной состав отбывающих наказание осужденных. Те же требования выставляются и к представителям общества, участвующим в процессе ресоциализации. Но в данном случае возникает не менее острая проблема смешения культур и замещения коренного населения эмигрантами.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz