Можно полагать, что
на этапе подготовки осужденных к освобождению в большей мере присутствует
работа будущего. Осужденные должны настраиваться на эффективные действия в
обществе, а не в рамках пенитенциарного учреждения. Стоит отметить и то, что в
аспекте сказанного для сотрудников и персонала пенитенциарного учреждения подготовка
должна пониматься как интенсивная работа непосредственно с самими осужденными,
а не работа с бумагами и цифрами. Она должна связываться с процессом их
социальной адаптации к условиям свободной жизни.
Необходимо
сосредотачивать усилия на приобщении осужденных к социальной среде, либо к
конкретному коллективу, группе, семье, к другим условиям, предполагающим в
конечном итоге осознанное подчинение с их стороны правовым и иным социальным
нормам в добровольной либо принудительной форме.
Провозглашаемая
до сих пор оптимальной система социализации личности, ресоциализации
осужденного предполагала формирование личности путем привития ей определенных
шаблонов поведения, гарантировавших самостоятельность личности в определенных
рамках. Она подразумевала одинаковое понимание людьми правил поведения, норм
закона, с соответствующей стандартностью их представлений, реакций, мотивов и
т.п. Сознание осужденного в данном контексте может трактоваться как знание –
знание правил, норм, схем деятельности или как заполнение психики социально
одобряемыми формами поведения. При подобном подходе к ресоциализации личность
осужденного, его личностные усилия как бы никого не интересуют. И вообще
организация ресоциализационной деятельности воспринимается как нечто, не
нуждающееся в каких-либо личностных усилиях осужденного.
Новая
концепция ресоциализации должна быть основана на новых принципах: а) уважения к
индивидуальности осужденного либо освобожденного; б) его выбора стратегии и
сценария собственной жизнедеятельности; в) учета его желаний. При подобном
подходе универсальным критерием оценки поведения осужденного, которую возможно
было бы применять для решения вопроса об его освобождении, могло бы,
соответственно, стать начало его самодетерминации, самореализации. А уклонение
от собственного саморазвития со стороны осужденного следует признавать формой
паразитирования, и расцениваться оно должно как уклонение от процесса
ресоциализации.
Другой
аспект – взаимодействие осужденного с социальными работниками (кураторами). Сами
механизмы ресоциализации и закрепления должны применяться к осужденным теми субъектами,
которые понимают процессы ресоциализации и имеют наработанные навыки и
способности к данной деятельности. Под вопросом оказываются не нормы закона, не
стандарты, а место, позиция, функция их во время взаимодействия с осужденными,
их позиция стороннего наблюдателя. М. Платек пишет, что многие страны Совета
Европы только начинают выстраивать концепцию обучения персонала тюрьмы и
идентифицировать специфику данной проблемы. Действие персонала должно
основываться на логике и логической аргументации. Сравнительно хорошая зарплата
и чувство безопасности не всегда компенсируют чувство изоляции. Персонал тюрем
многие годы сталкивался с отчуждением институтов, которые приняли их на работу;
общества, которое изобрело тюрьму; многих других организаций и учреждений,
интересующихся реформами тюремной системы, а также отчуждением со стороны
увеличивающегося числа осужденных.
Вследствие
вышесказанного сотрудники, представители администрации, как и осужденные,
приобретают в качестве привычки самую обычную реакцию – недостаток доверия,
выражающегося в осторожности ко всему, что происходит извне. Преодолеть данную
стену отчуждения весьма проблематично.
В
связке общения представитель общества – осужденный, первый пытается фактически
внедрить второго в среду заранее построенных ориентаций, характеристик и идей,
а последние понимают, что выполняется социальный заказ, следует почти
автоматическое отчуждение данных конструкций, общественного видения мира. При
применении со стороны агента общества тех или иных технологий неосознанного
внедрения социальных конструктов у общества появляется обязанность до конца
контролировать подобного осужденного, после освобождения гарантировать ему
безбедную жизнь, социальные выплаты, гарантии. Ибо иначе встает вопрос о
несправедливости данной формы ресоциализации. При принятии осужденным схемы
объект-субъект он должен быть крепко связан со своим воспитателем, слушаться
его во всем и выполнять приказания, только лишь в случае невыполнения приказа
общество получает право осудить его снова.
Осужденный
на этапе подготовки к освобождению в деталях начинает продумывать день своего
освобождения. А поэтому, важным, с точки зрения социальной философии и
антропологии, представляется продумывание ритуала освобождения. Освобождающийся
должен удостовериться, что это действительно важное событие, при этом все ему
завидуют, все хотят быть на его месте. Но в то же время процесс освобождения
должен быть постепенным и ровным, с незаметным переходом к свободной жизни.
Данные
выводы вполне стыкуются с позицией С.Ф. Милюкова, А.И. Сидоркина и О.В.
Старкова о преждевременности удаления из системы наказаний ссылки и высылки.
См. подробнее: Сидоркин А.И. Генезис наказаний, связанных с лишением и
ограничением свободы в русском уголовном праве IХ-ХVII вв. / А.И. Сидоркин. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004.
– С. 3-4 и др.
Стена отчуждения рождает парадоксальный феномен
теплоты и человечности отношений среди «своих» по ту и другую сторону стены, и
кристально чистую ненависть, неприятие представителей другой стороны, которые
им становятся «чужими». Для решения проблемы удаления стены отчуждения
необходимо удалить на определенное расстояние от нее и стороны. Подобная
ситуация возможна, например, если в качестве персонала пенитенциарного
учреждения будут приниматься представители иной культуры, чем основной состав
отбывающих наказание осужденных. Те же требования выставляются и к
представителям общества, участвующим в процессе ресоциализации. Но в данном
случае возникает не менее острая проблема смешения культур и замещения
коренного населения эмигрантами.
|