Нельзя забывать, религиозные верования
могут стать труднопреодолимым коммуникативным барьером. Если по данным переписи
осужденных 1999 г.
только около 30% осужденных относили себя к верующим, то специальная
перепись осужденных 2009 года показала рост их числа почти в 2,5 раза. Хотя и
результаты переписей показывают положительное влияние религии на осужденных, но
часто данная роль переоценивается. Многие
преступные сообщества организованы по признаку религиозной принадлежности,
такая же четкая градация наблюдается и в местах лишения свободы. Они не смешиваются
между собой, христиане и мусульмане все более отдаляются друг от друга, они не
признают буддистов, все они плохо относятся к язычеству и т.д.
Таким образом, использовать плоды
религиозного просвещения можно лишь с большой осторожностью. При
нарушении устоявшегося баланса сил возможность религиозных столкновений в
стенах пенитенциарных учреждений становится реальной, как, впрочем, и за их
пределами. Данное явление развивается при наличии пропаганды религиозной
нетерпимости и экстремизма в процессе отправления религиозных культов, наличие
либо отсутствие которого проследить в ходе отправления религиозных культов не
представляется возможным. Свою лепту в эскалацию межрелигиозных,
межконфессиональных конфликтов может внести и разница в национальных культурах,
миропонимании.
Среди иных барьеров следует указать и
социальные барьеры, может даже более значимые для осужденного. Осужденные,
наверное, и становятся в основном такими безжалостными к обществу в силу
отделения их членами общества, обозначения как отдельной категории лиц.
Отсутствие социального статуса или его относительная приниженность у осужденных
заранее ставят преграду к пониманию между персоналом и осужденными.
В отношении представителей общества данное требование трансформируется в подбор
людей в общественные объединения для
работы с осужденными, занимающих по роду своей деятельности не слишком высокое
положение. В западных странах иногда общественные объединения возглавляют
вчерашние осужденные, которым, естественно, легче понять лиц, находящихся еще в
местах лишения свободы. Указанный вариант замещения должностей руководителей
общественных объединений, сотрудничающих с местами лишения свободы, способен
устранять в некотором смысле психологические и так называемые ролевые барьеры.
Бывшие осужденные больше других знают, что означает психологическая
совместимость в местах лишения свободы.
Ярко развиты в сознании осужденных и
когнитивные барьеры для общения. Приемы мышления осужденного могут в корне
отличаться от приемов мышления свободного человека, как и способы получения
выводов. Но особую трудность, естественно, для осужденных представляют
стереотипы, отложенные в сознании за период назначения и отбывания наказания в
виде лишения свободы. Именно осужденные чаще других увязывают групповое членство
с определенными психологическими характеристиками оппонента. Принадлежность
человека к правоохранительным органам способно стать для них символом
принадлежности к стану врага на всю оставшуюся жизнь. Подобные стереотипы
воздействуют и на способ отбора и прохождения информации, и на формирование
ожидания определенного поведения от членов общества. Иногда их предсказания
сбываются, ибо осужденные отбирают те модели поведения людей, которые стыкуются
с уже сложившимися в их сознании стереотипами.
Барьеры, связанные с различием в
потребностях и жизненных целях возникают в исправительных учреждениях и в среде
осужденных, и во взаимоотношениях с администрацией. Градация осужденных по
доминирующим потребностям возможна и в среде персонала. Наверняка осужденные,
если содержатся в сносных условиях, не воспримут в качестве авторитетного и
компетентного лица сотрудника, имеющего лишь физиологические потребности.
Подобный представитель уголовно-исполнительной системы ради материальных
потребностей готов совершить любое действие, и это может быть использовано
лидерами сообщества осужденных. Но при этом они сохраняют по отношению к нему
презрительное отношение.
Одним из серьезных барьеров может стать и
группоцентризм. Сильные связи внутри группы способны свести к минимуму ценность
внешних связей. Осужденные начинают считать нормы, роли и ценности своей группы
верными; помощь и кооперация в своей среде ими считается естественной; они
действуют так, чтобы члены своей группы были всегда в выигрыше. Осужденные
начинают гордиться своей группой, что почти автоматически требует неприязни по
отношению к внешним группам.
В принципе можно говорить о расположении
своей группы на вершине иерархии и рассмотрении других, как нижестоящих. При
этом осужденные начинают использовать для оценки других групп стандарты своей
группы. Обычаи группы воспринимаются как универсальные: что хорошо для
осужденных, то должно быть хорошо и для других; что происходит в их среде и
культуре, то должно происходить и в среде и культуре других групп, ибо только
это правильно и естественно. Данное явление называется этноцентризмом, и оно
присуще всем группам в той или иной степени. Но в среде осужденных к лишению
свободы оно приобретает особую актуальность и жизнеспособность.
Таким образом, установление нормальных
человеческих контактов между осужденными и другими членами общества сопряжено с
невероятными трудностями. Еще труднее поддерживать общение после его
установления. Этому препятствует множество факторов, в числе которых наиболее
важным является соблюдение коммуникативного равновесия. Оно понимается как
отведение оппоненту, собеседнику в процессе общения роли не ниже той, которая
обусловлена его социальной ролью и представлением о его собственном
достоинстве. Именно на этом строится эффективное воздействие на человека, в том
числе и осужденного. Достижение поставленной цели и сохранение баланса
отношений с оппонентом (коммуникативного равновесия) означает сохранение с ним
нормальных отношений, отсутствие ссоры и противостояния.
Причин для того, чтобы перейти к новым
отношениям с осужденными, множество. Социальная роль осужденного резко
изменилась. Если в основной массе они представляют низшие и бедные слои
общества, но
некоторая их часть вполне способна влиять на процессы, происходящие вне
исправительных учреждений. Как следствие, изменилось представление осужденных о
собственном достоинстве. Несомненно, оно намного выше в настоящее время, чем
имело место в недавнем прошлом.
Итоговым
утверждением является вывод о том, что механизм мотивирования, применяемый ко
всем другим гражданам, должен в той же мере применяться и к осужденным.
См. подробнее: Мазур Б.Н. Религиозное
самосознание как фактор социальной интеграции [Электронный ресурс]: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.01, 09.00.11. – С.
214 и далее.
|