В переходные периоды
наказание должно и приобретает ритуальную форму; и осуществляется как в форме
ритуальной изоляции, так и в форме отстранения от самого ритуала. Если в
качестве первой формы может выступать лишение свободы, то в качестве второй –
только оставление в одиночестве. При этом необходимо понимать, что первая форма
способна не только порождать и приумножать насилие, но и угрожать обществу определенным
распадом.
Таким образом, мы видим определившиеся рамки
исследований. Они не очерчены даже культурно-исторической методологией,
которая заставляет нас обращаться к бесконечному кругу проблем, от проблем
преобразования самой социальной структуры, культуры общества, к которой должен
адаптироваться осужденный до
самих теорий культур,
проблем деструктивных обществ с преобладанием враждебности, страха,
подозрительности, предательства в рамках идеологии соперничества и чистой
частной собственности до
феноменов восточной деспотии. Они в той же мере не ограничиваются изучением тех
или иных аспектов единых процессов, как это делают Г. Пейдж, рассматривая аспект правовых и социальных условий
энкультурации в обществе без убийств,
П. Уатсон – в аспекте физиологии глобального насилия,
Г. Тромпф - проблемы национализма и сепаратизма,
Л. Бонанате – организованной преступности,
С. Ливингстон– прав человека в тюрьмах
и т.д.
Но
впоследствии противостояние членов общества плавно начало преобразовываться во
взаимосвязь «Я» – «другой». На уровне сообществ данная взаимосвязь способна
трансформироваться в новую оппозицию «мы – они». То есть в среде осужденных
формируются группы, противопоставляющие себя другим группам либо администрации
исправительных учреждений. Результатом данного противопоставления является
дальнейшая трансформация данных взаимоотношений в оппозицию «свои – чужие».
В
данном ракурсе проблемы ресоциализации до сих пор не рассматривались. Среди
новейших исследований междисциплинарного характера можно выделить лишь
исследования В.Д. Филимонова и
О.В. Филимонова.
На основе анализа правоотношений, возникающих, в том числе, и в сфере
уголовно-исполнительного права, они приходят к выводу о том, что правовым может
быть определено поле деятельности, охваченное регуляцией со стороны права, но
также им может являться и само правоотношение, в пределах которого участники
общественных отношений удовлетворяют свои потребности. В зависимости от участия
тех или иных субъектов правоотношений, правовое поле обладает разными
свойствами. В уголовно-исполнительной сфере они преобразовываются во
властеотношения, где одной стороной выступают представители администрации
исправительного учреждения, а с другой – осужденные, отбывающие наказание в
виде лишения свободы в данном учреждении.
Далее, соответственно, и возникают вопросы изменения правового поля.
Завершая
анализ процессов ресоциализации в аспекте его понимания как энкультурации,
остается указать на необходимость поддержания баланса между варварством и
цивилизацией. Необходимо преодолеть представление о том, что представители той
или иной культуры либо субкультуры, в том числе и осужденные, принадлежат
варварскому миру, и тем самым побороть ощущение их неполноценности и ущербности.
Ресоциализируемые должны иметь право преодолеть сложившиеся комплексы
неполноценности, что подразумевает их общее участие во всех процессах,
происходящих в нашей стране и за рубежом.
Таким
образом, условиями объективного исследования ресоциализации осужденных к
лишению свободы становятся: 1) учет антропологического компонента их
жизнедеятельности; 2) анализ функционирования доправовых, правовых и иных
регуляторов; 3) введение исследований ресоциализационных процессов в рамки
общекультурных (цивилизационных) процессов; 4) рассмотрение проблем
энкультурации (ресоциализации) и его механизма в вертикальном и горизонтальном
срезах взаимодействия пластов и общего диалога культур.
См.: Масалова О.А. Леопольдо Сеа:
методологические истоки «проекта
самообретения» / О.А. Масалова // Латинская Америка. – 2006. – №8. – С. 44-50; Vision de America Latina.
Homenaje a Leopoldo Zea / complicacion de A. Saladino, A. Santana. – Mexico: Instituto Panamericano de
Geografia e Historia, FCE, 2003. – 590 p. и др.
См. подробнее: Zea L. Filosofia y
cultura latinoamericanas. – Caracas – Venezuela,
1976. – Ediciones del centro de estudios latinoamericanos "Romulo Gallegos”. –
228 p.
|