В рамках
сказанного актуальным представляется предложение, высказанное Ю.В. Пленкиным о
преобразовании колоний-поселений в исправительные центры как самостоятельные
учреждения, обеспечивающие цели наказания на самостоятельной социальной,
правовой и психологической основе. Но действующее
законодательство и практика реализации наказания в виде лишения свободы придерживаются
иной точки зрения как по поводу сроков подготовки к освобождению, так и системе
такой подготовки.
Предпосылки
для создания эффективной ресоциализационной системы проявлены именно на этапе
подготовки осужденных к освобождению. Данные проведенных нами эмпирических
исследований показывают, что на этапе освобождения от наказания в виде лишения
свободы большинство осужденных интересуются возможностью получения хорошей
работы, а несовершеннолетних интересует семья. Они хотели бы подготовиться к
выходу на свободу, чтобы жить как все, по прежнему месту жительства и уверены,
что имеют специальности, востребованные на рынке труда, желают получить
дополнительное образование, но для этого весьма нуждаются в моральной поддержке
близких им людей.
По материалам
специальной переписи осужденных 1999г. наблюдается некоторое отличие в
характеристике осужденных на стадии их подготовки к освобождению. Среди
готовящихся к освобождению доля поощренных была меньше, чем доля имевших
взыскания; они чаще отказывались от работы, среди них больше характеризующихся
отрицательно и злостных нарушителей режима. Это трудно объяснить исходя лишь из
статистических показателей. Должно быть другое объяснение. Суть его в том, что
осужденные начинают психологически готовиться к освобождению примерно за год,
некоторые за полгода до истечения срока наказания в виде лишения свободы. Напомним
шведскую модель «постепенного освобождения», где психолого-педагогическая и
иная подготовка к освобождению осужденного начинается за два года до освобождения.
Осужденного помещают в отделение «постепенного освобождения», где он может
вести нормальный образ жизни без опеки, при этом на него возлагается задача
участия в планировании всех мероприятий на период после освобождения.
Такой подход, по нашему мнению, оправдан и более рационален в силу того, что
период подготовки, начавшийся у осужденного, ни в коем случае не должен входить
в противоречие с устоявшимися условиями отбывания наказания.
В чем
же суть предлагаемых специалистами в области уголовно-исполнительного права на
данном этапе мер и средств. Там
основными средствами подготовки к освобождению признаются аналитическая,
статистическая работа, дополненная психологической, нравственной и правовой
подготовкой.
Иногда сюда же добавляется работа по подготовке новой среды обитания для
освобождающегося, что явно не входит в обязанности персонала пенитенциарного
учреждения. Итогом всех размышлений является, прежде всего, вывод о
необходимости более тщательного законодательного регулирования процессов данного
этапа. Но даже более существенным является участие самих осужденных в
подготовке к освобождению.
Осужденные
сами могут решать наиболее сложные вопросы данного этапа – вопросы трудового и
бытового устройства. В настоящее время, после получения от осужденного
заявления о помощи в начале стадии подготовки к освобождению, администрация
направляет запрос в органы внутренних дел, где может содержаться просьба о
решении вопроса о предоставлении осужденному жилья и работы, а может и не
содержаться. При выводе о том, что освобождаемый не нуждается в помощи,
заявление в органы внутренних дел даже не направляется. В.Б. Малинин отмечает,
что даже при направлении подобных заявлений часто «поступают ответы о
невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному
месту жительства».
Работа в самом начале способна формализоваться. Во-вторых, приоритеты с точки
зрения исправительного учреждения, их работы и с точки зрения самого
осужденного на стадии подготовки могут существенно отличаться.
Осужденных,
прежде всего, может пугать отсутствие места проживания. По данным специальной
переписи почти каждый пятый освобожденный оказывается без крыши над головой, и
больше половины не имеют определенных занятий.
Проведенные нами исследования показывают, что нуждающимися себя в жилье считают
себя от 8,2 до 24% освобождающихся лиц, в материальной поддержке и помощи
социальных служб – до трети осужденных. По мере нарастания сроков лишения
свободы растет количество желающих сменить прежнее место жительства на новое.
Если в
России система оказания помощи осужденным после освобождения только
формируется, то в европейских странах меры по
обеспечению освобождающихся осужденных жильем, стимулированию их к
трудоустройству получили широкое распространение. Стало возможным говорить о
том, что с середины 80-х годов ХХ столетия жилье перестало быть стимулом, и
основная тяжесть переносится на проблемы трудоустройства освобождающихся
осужденных.
|