Суббота, 18.05.2024, 23:18Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Понятие инливилуализации
09.10.2013, 18:38

Но индивидуализация, как диалектически единая составляющая процесса социализации любого индивида, понимается еще шире: 1) как процесс выделения человека в качестве относительно самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений; 2) как процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм, ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов; 3) как разрыв групповых связей, появление самостоятельных индивидов, не имеющих тесных и продолжительных связей с другими[1]. Специалисты отмечают, что она вначале проявляется под видом требований отдыха, досуга[2], что моментально приводит данного индивида к оппозиции с обществом. Общество привыкло требовать результаты деятельности немедленно, не принимая во внимание потребности и интересы создателей благ. Только в теории индивидуализма рождается мировоззренческая позиция, принцип поведения, утверждающие индивида в качестве абсолютной ценности[3].

Фрейд полагал, что именно в проведении досуга индивид реализовывает ту сторону личности, которая не находит себе применения в профессиональном труде[4]. Но досуг кроме отдыха имеет в своем содержании понятие определенной активной деятельности, которая носит свободный и неоплачиваемый характер, и представляет собой просто средство самовыражения человеческой личности[5].

Таким образом, период индивидуализации и сам процесс могут  рассмотриваться как стремление к осознанию фактов совмещения процессов труда и отдыха, самопознание и поиск средств самовыражения, а иногда и понятия, стыкующегося с процессом простого физиологического и психологического отдыха. Оно представляет определенный процесс убегания от интенсивных процессов адаптации, временную остановку со всеми возможными на данном этапе процессами и результатами[6].

Передний край индивидуализации начинается с персонализации, процесса, в результате которого социальные отношения принимают личностный характер. Далее разворачивается процесс индивидуации, процесс формирования человека как самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое отличие от других людей[7]. Т.е. индивидуализация может носить форму самоутверждения, она напрямую стимулирует процессы развития.

Но оторвемся и от этого, и углубимся в сферу собственно человеческого. Представим, что осужденный остался один, в полном одиночестве, под которым понимается как отсутствие вещественных связей, так и отношений с кем-либо. Такое состояние возможно для одновременно глухонемого и слепого, когда он не касается каких-либо вещей вокруг себя. Опора о землю способна быть той последней связью, которая и делает осмысленной такую ситуацию. А если и ее не будет, то состояние схоже с первичным состоянием ребенка в утробе матери, хотя и несколько условно. При вопросе любому из нас, желает ли оказаться он в подобной ситуации, даже самый безрассудный призадумается. По существу, это и есть состояние, аналогичное состоянию смерти, при котором индивид теряет все связи с материальным миром. Что только не предпринимает человек, чтобы не остаться в полном одиночестве. Он готов на все, а не только на подписание общественного договора. Состояние свободы может иметь как положительный смысл в виде возможности действия по собственной воле, так и отрицательный – в виде отсутствия противодействия,[8] что способно в корне изменить взгляды человека.

На стадии индивидуализации осужденный имеет дело со своими чувствами. Как чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству, может трактоваться и солидарность. Именно солидарность подразумевает взаимозависимость людей. В конце стадии индивидуализации лицо понимает сложившиеся реалии среды и осознанно или неосознанно принимает решение о выборе того или иного пути, того или иного механизма взаимодействия с другими[9]. И на данный выбор может повлиять в качестве решающего аргумента именно состояние других, самого общества. Чувство солидарности, как неосознанное стремление, побуждающее ресоциализируемого к взаимному сотрудничеству, предполагает чувство свободы, счастья, как со стороны индивида, так и со стороны других, общества[10]. Речь здесь может идти лишь о наличии или отсутствии моральных ценностей данного порядка в самом обществе. Если в обществе не имеется идеи солидарности на уровне национальной идеи, или иной идеи подобного масштаба, то искусственное привитие идеи солидарности освобождаемым в ближайшем будущем приведет к их гибели, или, по крайней мере – десоциализации. Признак зеркальности «стены отчуждения» начинает себя оправдывать: какая реакция проявляется со стороны общества, таков и ответ ресоциализируемого[11].

Можно утверждать также, что осужденный не имеет права проявления страсти, концентрации своих сил на одной цели, что может быть позволено другим[12]. Не должно быть односторонних требований и обязательств, они должны быть выставлены обеим сторонам – общество в той же мере должно уважать мнение, ориентации, оценки и суждения ресоциализируемых[13]. Именно в такой обстановке и разворачивается право каждого придерживаться любых взглядов, то есть инакомыслие[14].

Процесс ресоциализации, таким образом, может быть описан как процесс периодической смены доминирования процессов социализации и индивидуализации[15]. В некоторых случаях поведение ресоциализируемого на стадии индивидуализации схоже с проявлением психического заболевания[16]. При всех имеющихся сценариях это не может не повлечь за собой негативной реакции со стороны членов общества. Но именно в данный период ресоциализируемый нуждается в поддержке. До сих пор общество не понимало и не понимает всей драматичности разыгрывающихся на данном этапе внутри индивида событий[17].



[1] См.: Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц. и чеш. яз. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С. 101.

[2] Среди правоведов фундаментальные исследования в данной сфере были проведены В.И. Игнатенко и И.В. Шмаровым. См.: Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних (криминологические и пенитенциарные проблемы): автореф. дис. … д-ра юрид. наук / В.И. Игнатенко. – Москва, 1993. – 40 с.;  Шмаров И.В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания: (проблемы социальной адаптации) / И.В. Шмаров. – М.: Юрид. лит., 1974. – С. 59.

[3] См.: Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц. и чеш. яз. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С. 101.

[4] См. понятие «досуг»: Жюлиа Д. Философский словарь: пер с фр. / Д. Жюлиа. – М.: Междунар. отношения, 2000.  – С. 121.

[5] Некоторые социологи пришли к выводу, что на пути расцвета человеческой личности досуг должен заменить труд в том смысле, что те виды деятельности, которые раньше рассматривались как вторичные, могут стать первичными. См.: там же. – С. 121.

[6] Но возможно и продвижение далее. Г.П. Меньчиков, например, пишет, что при концентрации, мучительных размышлениях, творческих размышлениях и получении фундаментального знания, а также в результате преодоления «духовного кризиса» возможен прорыв к пра-знанию: первичному внутреннему видению – видению конечных явлений и себя среди них такими, какие они есть на самом деле. См.: Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека (анализ философско-онтологических основ). – Казань: Издательство «ГранДан», 1999. – С. 289-295.

[7] См.: понятие «индивидуация»: Жюлиа Д. Философский словарь: пер с фр. / Д. Жюлиа. – М.: Междунар. отношения, 2000.    С. 102.

[8] См. понятие «свобода»: там же. – С. 393.

[9] Б.Ф. Поршнев полагал, что «личность – это точка пересечения общностей». См.: Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А.  Указ. соч. – С.216.

[10] См. понятие «солидарность»: Жюлиа Д. Указ. соч. – С. 415.

[11] В последнее время появились работы, в которых обрисованы механизмы десоциализации на основе изучения проблем насилия. См. например: Петин И.А. Механизм преступного насилия. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – 343 с.

[12] Я.И. Гилинский, в связи с исследованием методологических проблем криминологии,  пишет, что не только социальные нормы могут не совпадать с нормами развития человека, но и творчество может восприниматься как отклонение. См.: Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – С. 8-31.

[13]  Возможность проявления различных мнений, ориентаций, многообразия оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций подходит под принцип плюрализма. В его рамках выставляется и требование наличия множества различных, взаимосвязанных и самостоятельных социальных и политических групп, партий, организаций. См. понятие «плюрализм»: Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц. и чеш. яз. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С. 242.

[14] См.: Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001. - С. 66.См.: http// ww.countries. ru/libraru/ theory/ formdere/ htm.

[15] Также необходимо отметить, что процесс нормального вхождения в стадию индивидуализации во многом предопределяет выход из нее. Содержание же данной стадии, ее функционирование будет зависеть как от политических, экономических, этнических, физиологических и психологических причин, так и от общекультурного развития всей цивилизации. При отсутствии реального понимания начала и окончания стадии индивидуализации со стороны общества прогноз последствий невозможен.

[16] Именно в данном аспекте чаще всего и рассматриваются критические периоды в жизнедеятельности осужденных и освобожденных. Объясняется данный факт наличием в психологии и психиатрии устаревших концепций. Негативные трансформации идентичности чаще всего рассматриваются как пограничное личностное расстройство, которое расценивалось то как субтип шизофрении, то как атипичное расстройство настроения. См. подробнее: Христофорова С.Я Нарушение идентичности как условие возникновения пограничного расстройства / С.Я. Христофорова // Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров: Материалы Всероссийской научно-практической конференции(1-2 февраля 2006 г.): в 2 кн., кн.2. – Самара: Изд-во Самарского юридического института ФСИН России, 2006..– С. 82-85; Gunderson, J., Singer, M. (1975). Defining Borderline Patiens: an Overview. American Journal of Psychiatry. - 132. - PP. 1-9.

[17] Жизнь на некоторое время теряет смысл, ибо индивид теряет даже чувство принадлежности к чему-либо. Отсутствие помощи со стороны семьи и общества усугубляет данное чувство и, если не заканчивается трагически, приводит к двум крайним вариантам дальнейшего отношения к окружающему: к крайне циничному и рациональному отношению, либо осознанному и спокойному отношению с чувством благодарности и умиротворения. Второй вариант возможен лишь при некотором осознании эстетической потребности.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 292 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz