Но индивидуализация,
как диалектически единая составляющая процесса социализации любого индивида,
понимается еще шире: 1) как процесс выделения человека в качестве относительно
самостоятельного субъекта в ходе исторического развития общественных отношений;
2) как процесс и результат совмещения социальных требований, ожиданий, норм,
ценностей со спецификой потребностей, свойств и стилей деятельности индивидов; 3)
как разрыв групповых связей, появление самостоятельных индивидов, не имеющих
тесных и продолжительных связей с другими. Специалисты
отмечают, что она вначале проявляется под видом требований отдыха, досуга, что
моментально приводит данного индивида к оппозиции с обществом. Общество
привыкло требовать результаты деятельности немедленно, не принимая во внимание
потребности и интересы создателей благ. Только в теории индивидуализма
рождается мировоззренческая позиция, принцип поведения, утверждающие индивида в
качестве абсолютной ценности.
Фрейд полагал,
что именно в проведении досуга индивид реализовывает ту сторону личности,
которая не находит себе применения в профессиональном труде. Но
досуг кроме отдыха имеет в своем содержании понятие определенной активной
деятельности, которая носит свободный и неоплачиваемый характер, и представляет
собой просто средство самовыражения человеческой личности.
Таким
образом, период индивидуализации и сам процесс могут рассмотриваться как стремление к осознанию
фактов совмещения процессов труда и отдыха, самопознание и поиск средств
самовыражения, а иногда и понятия, стыкующегося с процессом простого
физиологического и психологического отдыха. Оно представляет определенный
процесс убегания от интенсивных процессов адаптации, временную остановку со
всеми возможными на данном этапе процессами и результатами.
Передний
край индивидуализации начинается с персонализации, процесса, в результате
которого социальные отношения принимают личностный характер. Далее
разворачивается процесс индивидуации, процесс формирования человека как
самостоятельного индивида, осознающего целостность своей личности и свое
отличие от других людей. Т.е.
индивидуализация может носить форму самоутверждения, она напрямую стимулирует
процессы развития.
Но
оторвемся и от этого, и углубимся в сферу собственно человеческого. Представим,
что осужденный остался один, в полном одиночестве, под которым понимается как
отсутствие вещественных связей, так и отношений с кем-либо. Такое состояние
возможно для одновременно глухонемого и слепого, когда он не касается
каких-либо вещей вокруг себя. Опора о землю способна быть той последней связью,
которая и делает осмысленной такую ситуацию. А если и ее не будет, то состояние
схоже с первичным состоянием ребенка в утробе матери, хотя и несколько условно.
При вопросе любому из нас, желает ли оказаться он в подобной ситуации, даже
самый безрассудный призадумается. По существу, это и есть состояние,
аналогичное состоянию смерти, при котором индивид теряет все связи с
материальным миром. Что только не предпринимает человек, чтобы не остаться в
полном одиночестве. Он готов на все, а не только на подписание общественного
договора. Состояние свободы может иметь как положительный смысл в виде возможности
действия по собственной воле, так и отрицательный – в виде отсутствия
противодействия,
что способно в корне изменить взгляды человека.
На
стадии индивидуализации осужденный имеет дело со своими чувствами. Как чувство,
побуждающее людей к взаимному сотрудничеству, может трактоваться и
солидарность. Именно солидарность подразумевает взаимозависимость людей. В
конце стадии индивидуализации лицо понимает сложившиеся реалии среды и
осознанно или неосознанно принимает решение о выборе того или иного пути, того
или иного механизма взаимодействия с другими. И на
данный выбор может повлиять в качестве решающего аргумента именно состояние
других, самого общества. Чувство солидарности, как неосознанное стремление,
побуждающее ресоциализируемого к взаимному сотрудничеству, предполагает чувство
свободы, счастья, как со стороны индивида, так и со стороны других, общества.
Речь здесь может идти лишь о наличии или отсутствии моральных ценностей данного
порядка в самом обществе. Если в обществе не имеется идеи солидарности на
уровне национальной идеи, или иной идеи подобного масштаба, то искусственное
привитие идеи солидарности освобождаемым в ближайшем будущем приведет к их
гибели, или, по крайней мере – десоциализации. Признак зеркальности «стены
отчуждения» начинает себя оправдывать: какая реакция проявляется со стороны
общества, таков и ответ ресоциализируемого.
Можно
утверждать также, что осужденный не имеет права проявления страсти,
концентрации своих сил на одной цели, что может быть позволено другим. Не
должно быть односторонних требований и обязательств, они должны быть выставлены
обеим сторонам – общество в той же мере должно уважать мнение, ориентации,
оценки и суждения ресоциализируемых.
Именно в такой обстановке и разворачивается право каждого придерживаться любых
взглядов, то есть инакомыслие.
Процесс
ресоциализации, таким образом, может быть описан как процесс периодической
смены доминирования процессов социализации и индивидуализации. В
некоторых случаях поведение ресоциализируемого на стадии индивидуализации схоже
с проявлением психического заболевания. При
всех имеющихся сценариях это не может не повлечь за собой негативной реакции со
стороны членов общества. Но именно в данный период ресоциализируемый нуждается
в поддержке. До сих пор общество не понимало и не понимает всей драматичности
разыгрывающихся на данном этапе внутри индивида событий.
Также необходимо отметить, что процесс
нормального вхождения в стадию индивидуализации во многом предопределяет выход
из нее. Содержание же данной стадии, ее функционирование будет зависеть как от
политических, экономических, этнических, физиологических и психологических
причин, так и от общекультурного развития всей цивилизации. При отсутствии
реального понимания начала и окончания стадии индивидуализации со стороны
общества прогноз последствий невозможен.
Жизнь на некоторое время теряет смысл, ибо
индивид теряет даже чувство принадлежности к чему-либо. Отсутствие помощи со стороны
семьи и общества усугубляет данное чувство и, если не заканчивается трагически,
приводит к двум крайним вариантам дальнейшего отношения к окружающему: к крайне
циничному и рациональному отношению, либо осознанному и спокойному отношению с
чувством благодарности и умиротворения. Второй вариант возможен лишь при
некотором осознании эстетической потребности.
|