Отрицание
возможно в результате изоляции, как физической, так и иных форм, в том числе
являющихся результатом поляризации общества, что охватывается термином
сепарация. В нашем случае изоляция носит вынужденный характер, ибо является
итогом наказания за совершение деяния, предусмотренного уголовным законодательством.
При
осознании различий у осужденного наступает реакция возрастания напряженности,
что ведет, естественно, к защите. Первой формой защиты является
диффамация – негативная оценка различий, связанная с формированием
негативных стереотипов. Отрицательные характеристики приписываются каждому
члену иной социокультурной группы. Движение к последующим этапам затрудняется
вследствие развившейся ненависти, которая порождает тенденции возврата к
отрицанию. Именно на данном этапе по первому кругу разворачивается драма
противостояния администрации и сообщества осужденных в местах лишения свободы.
В
рамках ныне действующей системы пенитенциарного учреждения выхода из данного
заколдованного круга нет и быть не может, ибо администрация исполняет
требование закона, а сообщество осужденных живет по законам общины в рамках
единой для всех идеологии, требующей противопоставления их друг другу. И
представители администрации, и осужденные в большинстве осознают ненормальность
отношений ненависти к чужакам, но предпочитают вернуться к коммуниктивной и
иной изоляции, ибо, по их мнению, так лучше для всех.
На
следующем этапе осужденные вначале приходят к форме превосходства,
подчеркиванию своего высокого статуса, в том числе культурного. Осужденные, добившиеся
определенных результатов в познании и понимании чего-либо, оказываются на
мнимом пьедестале, все чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий
статус. На данном этапе осужденного поджидает второй круг в виде опасности
скатиться на позиции ненависти к «чужим». Отношение ненависти к «чужим» на новом
уровнея сочетается с чувством гордости, превалируют мысли о превосходстве и
исключительности своей персоны. На данном этапе развития может присутствовать и
процесс обратного движения, заключающийся в очернении своей позиции и культуры
и превосходстве другой, но он не обязателен. То есть, на данном этапе нет того
четко разграниченного круга конфликтности, который имел место на более низких
уровнях.
Указанный
этап представителями аминистрации и общества, обществнных объединений,
участвующих в деятельности пенитенциарных учреждений должен восприниматься
правильно: он необходим, хотя и внешне выглядит как этап деградации человека,
стремление его вступить в конфликтные отношения, подавлять окружающих. Это
может встревожить и явиться основанием для применения карательных мер, но это
будет ошибкой, которая непозволительна. Данная ошибка способна повернуть
процесс ресоциализации осужденного обратно, и она может закончиться тем же
этапом отрицания. Им необходимо знать и понимать, что негативные с точки зрения
администрации или общества проявления осужденного на данном этапе есть
необходимая ступень к следующему этапу развития личности осужденного.
Соответственно,
в среде осужденных может встречаться и этап умаления (минимизации), когда
различия открыто признаются, и становятся чем-то естественным. Осужденные могут
склониться к точке зрения, что можно стоять на почве единой человеческой
сущности и не обращать внимания на различия. Они вдруг понимают, что все люди
одинаковы. Но универсальность не исключает разделения, ибо осужденные на данной
стадии могут требовать от других придерживаться соответствия их представлениям
и менталитету.
Данный
этап развития осужденного для общества менее болезненный с точки зрения
восприятия. Здесь нет показного превосходства, некоего пренебрежения к личности
других, но остается скрытая форма эгоцентризма, когда осужденный желает видеть
окружающее похожим на себя. Он может предпринимать попытку перестраивать,
подгонять те или иные условия окружения под свои представления, что в конечном
итоге может привести к конфликтам и противостоянию с другими.
Различия
начинают восприниматься как нечто неизбежное и позитивное только на этапе
признания (одобрения). На нем существование различий принимается как необходимое
человеческое состояние, сначала признаются различия в поведении, затем в
ценностях и т.д. Осужденный начинает понимать, что язык – это средство
формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем,
как мы говорим, в том числе невербальными средствами. Т.е. этап устранения
различий может начаться через понимание того, что поведение человека
трансформировано лишь ситуацией, что у поведения нет стандарта правильности.
Различия не могут быть классифицированы как хорошие и плохие, они нейтральны. А
разные типы поведения бывают приемлемыми или неприемлемыми только в определенных
конкретных условиях.
Этап
признания готовит осужденных к признанию относительности ценностей. На данном
этапе происходит принятие разных взглядов на мир, являющихся основой вариаций в
поведении. Ценности перестают восприниматься как материальные вещи, а начинают
рассматриваться как проявление чисто человеческой способности к освоению мира. Осужденные,
как и любой человек, могут осваивать мир по-разному, поэтому ценности могут
быть разными. Если же мы зафиксируем ценности, и они станут чем-то стабильным и
неизменным (вещью), они могут начать свое собственное существование и вернуть
нас к изоляции.
Культурная
модель-теория ресоциализации позволяет с иной точки зрения аргументировать
систему связей с реальностью, а значит и системы социально полезных контактов.
Становится вполне понятным то, что для ресоциализации не является обязательным
появление контактного лица: контакт с любым предметом человеческого обихода может
заменить собой непосредственный контакт. Являясь аккумулированными или
преобразованными человеческими силами в предмете они являются заменой реальному
контакту (общению).
Человеческие предметы для осужденного есть такие же молчаливые, но весьма
убедительные формы человеческого общения, сопрягающие желания, умения и силы
людей.
Можно
говорить даже о том, что сознание осужденного оставляет лишь образные, знаковые
свидетельства и отпечатки возможностей социальных связей. А «предметное
воздействие» способно привести к осознанию связного выражения расчлененных
моментов человеческого бытия, устранению мифологизма, упущения из «виду», что
столь характерно для осужденных. Т.е. в сферу связей осужденного могут попадать
не только культурные объекты и предметы. Появляется возможность использования
для целей ресоциализации различных способов приобщения осужденного и к миру объектов
растительной и животной природы,
аграрному хозяйствованию.
В
принципе мы приходим к пониманию того, что уголовно-исполнительная система должна
быть иной, но в принципе она должна состоять из двух социально-охранительных
систем. В.Е. Южанин обозначил их как исправительно-реабилитационная и
предупредительная,
в той же мере мы могли бы обозначить их как ресоциализационная и превентивная.
Возможны и другие обозначения, главное, чтобы не менялась их суть - первые
должны возвращать осужденных в общество в «надлежащем» виде в короткие сроки, а
вторая – в том же виде, но без ориентации на срочность.
В ходе проведенных нами эмпирических исследований были
выявлены две тенденции, подтверждающие указанные положения. Во-первых, при
нарастании длительности сроков лишения свободы наблюдается все большее
перекладывание вины на представителей общества и государства. С другой стороны,
наблюдается противоположная тенденция непонимания сотрудниками пенитенциарных
учреждений потребностей и ценностей лиц, осужденных впервые и не на длительный
срок. См.: приложение 4.
|