Воскресенье, 05.05.2024, 11:53Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

ОСНОВЫ исследования ПРОЦЕССА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
09.10.2013, 19:04



 

Методология есть учение о способах организации построения теоретической и практической деятельности[1], все исследователи пользуются ею, но пути к постижению предмета изучения (методы)[2] могут расходиться. Часто методологию стараются игнорировать, а изложение методов познания начинают с констатации факта ориентации российской науки на материалистический подход, на основе которого в дальнейшем делается вывод о том, что философской основой теории государства и права служит диалектический метод[3]. Получается, что к нему примыкает общетеоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, а собственно общенаучными методами остаются только исторический и системный методы познания.

Видна явная ограниченность исследования. Следствием является застарелость теорий и концепций, игнорирование новых подходов[4]. Мы изначально выбираем принципиально иную методологию – изучение процесса ресоциализации движением от человека к глобальным процессам современности. Она позволит нам рассмотреть  осужденного в качестве человека, участвующего в общих процессах передачи культуры общества от поколения к поколению[5]. А потому подобную методологию можем обозначить как антрополого-культурологическую (для удобства можем обозначить и как культурантропологическую)[6].

О.А. Пучков утверждает, что в перечень предметов юриспруденции пора включать самого человека, человека, осознающего сложные механизмы действия права; человека, непосредственно толкующего и понимающего тексты права; человека, осуществляющего практическую деятельность в качестве правотворческого субъекта и субъекта применения права[7].

Вполне понятно, что первичная активность проявляется именно человеком (в нашем случае – ресоциализируемым), и именно данная активность созидания (разрушения) позволяет строить (разрушать) общественные структуры и отношения. При этом конструирование отношений происходит от простого к сложному[8]. Каждый раз, встречая то или иное препятствие, индивид сворачивает свою деятельность, но затем снова его начинает.

Понятно и другое - к любому человеку, будь он даже осужденный, должно быть особое отношение. Можно утверждать, что подобное отношение к нему начало формироваться в рамках неоклассической антропологической парадигмы, сущность которой характеризуется как осознание человека в качестве цели и самоценности бытия, культурного и духовного существа, озабоченного смыслом своего существования, конструирующего образы действительности, саму действительность и самого себя в процессе этого конструирования[9].

Вполне понятным, исходя из данной методологии, является и то, что ресоциализируемое лицо имеет двойное существование: с одной стороны он существует так же как природные объекты, но с другой – он существует еще и «для себя». Он как бы удваивается и сам себя созерцает, представляет себе самого себя, думает о себе, образуя «бытие для себя».

Формирование новой парадигмы правовой науки происходит на основе разработок многих российских и зарубежных ученых. Так, В.Е. Кемеров, вслед за О.А. Пучковым, Ст. Лесневским и Н. Гудменом[10], разработал теорию «предметного воздействия»[11], которая была дополнена исследованиями М.С.Кагана[12]. По их мнению, возврат десоциализированных лиц обратно в общество происходит через освоение предметного мира: сначала возможно проникновение их в скрытые значения вещей, а затем в разные порядки их сопоставления, взаимодействия, что позволяет им отделять в конце сам порядок от вещей. А неклассическая философия поколебала имевшиеся воззрения о механизмах и инструментах межсубъектных отношений. В условиях перенасыщения информацией актуализирировались понятия «знака», «символа»[13]. Стало возможным говорить о том, что символ и есть обнаружение реальности, самостоятельное и обладающее собственной ценностью[14]. В некотором смысле другой субъект всегда символичен для других, ибо проявляет собственный смысл и силу.

Данные рассуждения приводят нас и к первому прикладному выводу о том, что построение связок общения индивида может быть начато с неодушевленных предметов и мира живой природы. С. Келлерт пишет, что символическая ценность природы отражает тенденцию использовать мир природы для человеческой коммуникации и в процессе мышления. Использование природы представляет собой символическую трансформацию природы внутри нас самих[15].

К тому же люди требуют возможности транслировать на природные объекты свою привязанность, заботу, достигая, таким образом, чувства эмоциональной близости и единения, что развивает способности к заботе, единению[16] и родству. Предпочтение, отдаваемое природному образцу, по-видимому, является глубоко укоренившимся уклоном в человеческом существе[17].

Феноменология восприятия природных объектов в качестве субъектов подробно рассмотрена и российским исследователем С.Д. Дерябо[18]. Факт переживания человеком возможности природного объекта выступать в качестве партнера взаимодействия – принципиален. В процессе непрагматического взаимодействия с природным объектом человек начинает «видеть» его «предмет деятельности» (его выживание и благополучие), по отношению к которому природный объект выступает уже как субъект. Специфика отражения субъектности природных объектов заключается в том, что эта субъектность моделируется личностью, приписывается им[19].

Если отражение природного объекта происходит в парадигме субъектобъект, то взаимодействия между ними на психологическом уровне не происходит. Речь может идти только об одностороннем воздействии субъекта на объект. Если же объект природы подвергнут субъектификации, то уже появляется возможность идеально представленного психологического взаимодействия с ним. При этом, развитие субъективного отношения к природеэто не одномоментный акт, а процесс, протекающий в течение значительных временных промежутков, идущий неравномерно и неоднонаправленно.

Итак, начало - в человеке, но не учитывать иные обстоятельства мы тоже не можем. Нужна концепция, либо ряд моделей – теорий, учитывающих большую часть компонентов ситуации и отношения между его элементами[20]. Другим шагом является анализ социокультурных основ ресоциализации. Оказалось, что они до сих пор рассмотрены отдельно лишь Е.Г. Багреевой. Ею затрагивается концепция социокультурной модернизации российского общества, в которой выделены три типа воспроизводства культуры и ее ценности с включенем параллельного анализа процессов ресоциализации преступников[21].



[1] Новейший философский словарь. – 3-е изд., исправ. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – С. 629.

[2] Там же. – С. 628.

[3] См.: Теория государства и права: учебник для вузов /Под ред. В.М. Карельского и
В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2002. – С. 10-13.

[4] Более подробно философско-методологические основы исследования в данном аспекте изложены нами в публикациях. См.: Баранов Ю.В. Проблема методологии правовой науки и ее воздействия на процессы дифференциации и интеграции в обществе / Ю.В. Баранов // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2006. – №1. – С. 46-53; Баранов Ю.В. Философско-методологические основы повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы / Ю.В. Баранов // Гылым. Наука. – 2005. – №2(8). – С. 7-11 и др.

[5] См.: Баранов, Ю.В. Система стадий ресоциализации осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания / Ю.В. Баранов // Актуальные проблемы экономики и права. – 2007. – №1. – С. 135-141 и др.

[6] См. подробнее: Баранов Ю.В. Антропологический аспект реализации наказания в виде лишения свободы и ресоциализации осужденных // Человек: преступление и наказание. – 2009. - №3(66). – С.114-117.

[7]  По мнению О.А. Пучкова, к числу парадигм, формируемых юридической антропологией и применимых в правовой сфере, относятся: парадигма человека как центра права и критерия социально-нормативного регулирования; парадигма поступательного правового развития (прогресса, регресса, стагнации); парадигма структурной функциональности правовой среды человека. См.: Пучков О.А. Антропологическое постижение права: монография. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. – С. 148-158.

[8] См., например: Виркунен, Е. Финский опыт привлечения общества к оказанию помощи заключенным и в их последующей адаптации / Е. Виркунен // В защиту прав и свобод в уголовно-исполнительной системе: сборник материалов 16-ого заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (Саратов, 16-20 сентября 2003 г.) / под общ. ред. Ю.И. Калинина. – М., 2003. – С. 78-85.

[9] См. подробнее: Меньчиков Г.П. Основы антропологии: традиции и новации: учебное пособие для вузов / Г.П. Меньчиков. – Казань: РИЦ «Школа», 2006. – С. 62-63.

[10] Их положения поддерживаются теорией Т. Парсонса, который под адаптацией понимает вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой. См.: Социологический энциклопедический словарь. На рус., англ., нем., франц. и чеш. яз. Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Изд. Группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998. – С. 239.

[11] Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов. – 4-е изд.,
испр. – М.: Академический проект, 2001. – С. 119.

[12] Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 315 с.

[13] Данная тенденция явно выражена в трудах крупнейшего исследователя пенитенциарной проблематики Н. Кристи. См. подробнее: Кристи Н. Пределы наказания / Пер. с англ.
В.М. Когана, под ред. А.М. Яковлева. – М.: Прогресс, 1985. – 176 с.; Кристи Н. Плотность общества / Пер. с норв. Е. Рачинской. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. – 140 с.; Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед, к Гулагу западного образца / Пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой. Предисл.
Я. Гилинского. – 2-е изд. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. – 224 с.

[14] Философ антрополог Э. Кассирер отмечал, что человек живет в символическом, а не просто естественном универсуме. Символ – есть высший уровень человеческой духовности, за которым по нисходящей следуют ценности, нормы и знания. По Кассиреру, символ – функция и продукт человека. Совокупность таких функций в единстве с результатами образует объективный мир культурных ценностей – систему выражения воли, чувства, мысли. Без символов жизнь человека была бы блокирована границами его биологических потребностей и его практическими интересами.
См.: Пучков О.А. Указ. соч. – С. 152.

[15] С. Келлерт подчеркивает, что человеку свойственно стремление к присоединению к природе и дикой жизни. С этим стремлением связаны «девять основных ценностей природы»: утилитарная, натуралистическая, эколого-научная, эстетическая, символическая, доминионистическая, гуманистическая, моралистическая и негативистическая. См.: Kellert S.R., Berry J.K. Knowledge, affection and basic attitudes toward animals in american society. USA: Yale University, 1980. – Р. 10-22.

[16] Отметим, что ресоциализация может быть рассмотрена и как часть процессов единения.

[17] В нескольких исследованиях было установлено, что природные предметы и их взаимосвязь, оцененные по специальной шкале «ниже среднего», оказались более предпочитаемы людьми, чем подавляющее большинство «искусственных видов». См.: там же. – С. 13.

[18] См.: Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480 с.

[19] Этот процесс был назван С.Д. Дерябо субъектификацией. Субъектификация, по его мнению, есть наделение объектов мира субъектностью, т.е. свойствами, качествами и функциями субъекта, в результате чего они открываются отражающему как субъекты. Представляется, что процесс приписывания субъектности объектам природы носит двунаправленный характер. В определенных ситуациях вполне возможна смена «субъектного» восприятия вновь на «объектное». См.: Дерябо С.Д. Указ. соч. – С. 189.

[20] Подробнее о концепции см.: Понятовская Т.Г. Концептуальные основы системы понятий и институтов уголовного и уголовно-процессуального права. – Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. – С. 15-21.

[21] Как следствие, Е.Г. Багреева выделяет преступников деструктивного типа воспроизводства культуры с минимальным уровнем эффективности; статичного типа – рассматривающего сложившиеся условия в качестве естественных и единственно возможных; интенсивного (динамичного) воспроизводства культуры – имеющего доминирующей ценностью реализацию потребностей в творческой сфере и процессы ресоциализации в отношении к ним. Она пишет, что для личностей, соответствующих последнему типу воспроизводства культуры, свойственно позитивное отношение к развитию и стремление к постоянному совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности. Можно считать, что автор вводит в качестве критерии ресоциализации – критерий развитости. См.: Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е.Г. Багреева. – М., 2001.. – С. 55-56.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik | Теги: методы, ресоциализация, методология
Просмотров: 461 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz