К основным
действующим международным правовым актам в пенитенциарной сфере, моделирующим
пенитенциарную сферу, можно отнести и другие акты, среди которых выделяются в
связи с рассматриваемой тематикой Минимальные стандартные правила ООН,
касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские
правила) (1985г.) и Европейские тюремные правила (ЕТП). Можно утверждать, что эти
акты существенно отличаются от ранее принятых не только потому, что в них в
деталях прорабатываются и
защищаются права осужденных, а в большей мере – тем, что они носят
«личностный», а не «инструментальный» характер.
Но вновь возникает
вопрос о том, как побудить работать международные стандарты в отдельно взятом
государстве со своей спецификой. Трудно сказать, что наша страна достигла в этом
успехов.
Одной из причин, препятствующих процессам ресоциализации осужденных, является
отсутствие понимания существа указанных процессов. Даже в сложившейся ныне
ситуации можно придти к изначальному пониманию того, что необходимо всемерно
поощрять поддержание осужденными социально полезных контактов.
Европейские
тюремные правила в подобной ситуации усматривают выход в широком включении в
программы перевоспитания осужденных «возможности отпусков (увольнений) для
заключенных, которые предоставляются в максимально возможной степени по
медицинским обстоятельствам, в связи с учебой, вопросами профессионального
характера, по семейным обстоятельствам и другим социальным причинам».
Таким образом, можно предположить, что международно-правовые
документы создают некую изначальную модель для повсеместного ее внедрения в
практику пенитенциарных систем разных стран в рамках технологий ресоциализации
осужденных (заключенных).
Законодательство
зарубежных стран в порядке восприятия указанных основ и нормативных моделей доводит их до прикладной
сферы своих территориальных учреждений. Разработанные с учетом специфики
местных условий общие конструкции становятся более конкретизированными и
жесткими моделями, реально запускающими, регулирующими и контролирующими
процесс ресоциализации осужденных в этих странах.
Своеобразным событием в сфере реализации
проблемы постпенитенциарной адаптации и ресоциализации осужденных в странах СНГ
явилось появление Закона Азербайджанской Республики «О социальной адаптации
лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного учреждения» от 31
мая 2007 г.
Этот Закон появился вкупе с Правилами участия общественности в исправлении
осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений,
исполняющих наказания, утвержденными приказом за №4-Т Министра юстиции
Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г.
Указанный закон
детально регламентирует все стороны процесса адаптации лиц, освобожденных от
отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях. Под социальной адаптацией указанных
лиц при этом понимается «система правовых, экономических, организационных и
социально-психологических мер, осуществляемых в целях приспособления лиц,
освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарных учреждений к социальной
среде, защиты их прав, свобод и законных интересов, предотвращения новых
преступлений, которые могут быть совершены этими лицами, и криминогенных
факторов, способных влиять на них» (ст. 1.0.3).
В Законе
Азербайджанской Республики определен годичный срок социальной адаптации всех
категорий освобожденных, в качестве принципов социальной адаптации названы
законность, гуманизм, социальная справедливость, адресность и добровольность, в
пределах которых Министерство труда и социальной помощи населению, внутренних
дел, юстиции, образования и здравоохранения обязаны обеспечить освобожденному
все условия для приспособления к социальной среде. Оговорены все виды оказываемой
помощи, организация обучения и профессиональной подготовки, обеспечение
необходимыми документами, оказание правовой, психологической и информационной
помощи, обеспечения занятости. Все указанные мероприятия осуществляются за счет
средств государственного бюджета с участием в данной деятельности сотрудников
центров социальной адаптации.
В качестве
недостатка данного закона можно указать лишь то, что он не охватывает этап
освобождения из пенитенциарного учреждения, что может разорвать процессы,
происходящие в указанных учреждениях, и те процессы, которые происходят в
обществе. В Правилах участия общественности в осуществлении общественного
контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, нашла отражение
идея о возможности исправления осужденных и необходимости принятия обществом
тех или иных мер в данном направлении.
Хотя, с другой стороны, в главе о формах участия представителей общественности в
исправлении осужденных приводится перечень мероприятий, направленных на их
ресоциализацию.
Некоторые
государства на постсоветском пространстве рассматривают проблему ресоциализации
в государственном масштабе, считая ее политической задачей. Восточный
гуманитарный институт Республики Казахстан совместно с администрацией
Восточно-Казахстанской области выдвигают тезис о том, что для вхождения в
десятку развитых государств Казахстану придется внедрить систему ресоциализации
осужденных.
Уголовно-исполнительный кодекс Украины (в редакции от 11 июля 2003 г.) среди задач
специально выделяет задачу ресоциализации осужденных.
Особое
внимание рассматриваемой проблематике уделяется в странах северной Европы. Э.
Сохейм пишет, что двадцатый век был веком тюрем и тюремных лагерей и это не
изменило ситуацию в лучшую сторону. В
Меморандуме о европейской модели пенитенциарной системы Ульрих Сибер говорит о
важных социологических изменениях, положенных в ее основу и необходимостиизменения взгляда на общие процессы
воздействия на ситуацию. Но,
как отмечает М. Платек, общество по-прежнему желает видеть вне всяких законов
логики форму ресоциализации в виде содержания осужденных в камерах.
Зарубежные
исследователи говорят о том, что ресоциализация осужденных есть длительный
процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психолого-педагогических,
экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на
формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после
отбытия наказания в обычные условия жизни общества.
Акцент
на такой цели наказания, как ресоциализация преступника, делает и французский
законодатель. О ресоциализации говорится в ст.ст. 720-4, 721-1, 729 УПК Франции
1958 г.. М.
Ансель, считающий себя представителем концепции новой социальной защиты, утверждает,
что функция ресоциализации должна признаваться главной и должна отличаться от
простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного
наказания. Активные действия предпринимаются для ресоциализации осужденных в
пенитенциарных учреждениях ФРГ. В
романо-германской системе цель ресоциализации чаще обозначается как
противодействие вредным последствиям лишения свободы:
В литературе пока нет четкого
представления, что понимать под социально полезными связями и контактами.
Трудно сказать, что это только связи и контакты с родственниками. См.:
Ворохобко, Л.Ю. Социально полезные связи осужденных к лишению свободы с
родственниками в процессе исправления и перевоспитания: автореф. дис. … канд.
юрид. наук: 12.00.08 / Л.Ю. Ворохобко; Акад. МВД СССР. – М., 1991. – С.14-16.
См.: Закон Азербайджанской Республики «О социальной
адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного
учреждения». Правила участия общественности в исправлении осужденных и
осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих
наказания (утв. приказом Министра юстиции Азербайджанской Республики за №4-Т от
25 апреля 2006 г.).
– Баку: Изд-во «Юридическая литература», 2007. – 24 с.
См. например, первый титул и принципы Закона Германии
«Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы
мерах исправления и безопасности». См.: Gesetz uber den Vollzug der Freiheitsstrafe
und der freiheitsentziehenden Mabregeln der Besserung und Sicherung
(Strafvollzugsgesetz) / BGB1.IS.581, 2088; 1977 IS. 436. – р.11.
|