Воскресенье, 05.05.2024, 12:55Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Основные действующие международно- правовые акты и ресоциализация
09.10.2013, 18:52

К основным действующим международным правовым актам в пенитенциарной сфере, моделирующим пенитенциарную сферу, можно отнести и другие акты, среди которых выделяются в связи с рассматриваемой тематикой Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985г.) и Европейские тюремные правила (ЕТП). Можно утверждать, что эти акты существенно отличаются от ранее принятых не только потому, что в них в деталях прорабатываются[1] и защищаются права осужденных, а в большей мере – тем, что они носят «личностный», а не «инструментальный» характер[2].

Но вновь возникает вопрос о том, как побудить работать международные стандарты в отдельно взятом государстве со своей спецификой. Трудно сказать, что наша страна достигла в этом успехов[3]. Одной из причин, препятствующих процессам ресоциализации осужденных, является отсутствие понимания существа указанных процессов. Даже в сложившейся ныне ситуации можно придти к изначальному пониманию того, что необходимо всемерно поощрять поддержание осужденными социально полезных контактов[4].

Европейские тюремные правила в подобной ситуации усматривают выход в широком включении в программы перевоспитания осужденных «возможности отпусков (увольнений) для заключенных, которые предоставляются в максимально возможной степени по медицинским обстоятельствам, в связи с учебой, вопросами профессионального характера, по семейным обстоятельствам и другим социальным причинам»[5]. Таким образом, можно предположить, что международно-правовые документы создают некую изначальную модель для повсеместного ее внедрения в практику пенитенциарных систем разных стран в рамках технологий ресоциализации осужденных (заключенных).

Законодательство зарубежных стран в порядке восприятия указанных основ и  нормативных моделей доводит их до прикладной сферы своих территориальных учреждений. Разработанные с учетом специфики местных условий общие конструкции становятся более конкретизированными и жесткими моделями, реально запускающими, регулирующими и контролирующими процесс ресоциализации осужденных в этих странах.

 Своеобразным событием в сфере реализации проблемы постпенитенциарной адаптации и ресоциализации осужденных в странах СНГ явилось появление Закона Азербайджанской Республики «О социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного учреждения» от 31 мая 2007 г. Этот Закон появился вкупе с Правилами участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, утвержденными приказом за №4-Т Министра юстиции Азербайджанской Республики от 25 апреля 2006 г.[6]

Указанный закон детально регламентирует все стороны процесса адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях. Под социальной адаптацией указанных лиц при этом понимается «система правовых, экономических, организационных и социально-психологических мер, осуществляемых в целях приспособления лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарных учреждений к социальной среде, защиты их прав, свобод и законных интересов, предотвращения новых преступлений, которые могут быть совершены этими лицами, и криминогенных факторов, способных влиять на них» (ст. 1.0.3)[7].

В Законе Азербайджанской Республики определен годичный срок социальной адаптации всех категорий освобожденных, в качестве принципов социальной адаптации названы законность, гуманизм, социальная справедливость, адресность и добровольность, в пределах которых Министерство труда и социальной помощи населению, внутренних дел, юстиции, образования и здравоохранения обязаны обеспечить освобожденному все условия для приспособления к социальной среде. Оговорены все виды оказываемой помощи, организация обучения и профессиональной подготовки, обеспечение необходимыми документами, оказание правовой, психологической и информационной помощи, обеспечения занятости. Все указанные мероприятия осуществляются за счет средств государственного бюджета с участием в данной деятельности сотрудников центров социальной адаптации[8].

В качестве недостатка данного закона можно указать лишь то, что он не охватывает этап освобождения из пенитенциарного учреждения, что может разорвать процессы, происходящие в указанных учреждениях, и те процессы, которые происходят в обществе. В Правилах участия общественности в осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, нашла отражение идея о возможности исправления осужденных и необходимости принятия обществом тех или иных мер в данном направлении[9]. Хотя, с другой стороны, в главе о формах участия представителей общественности в исправлении осужденных приводится перечень мероприятий, направленных на их ресоциализацию.

Некоторые государства на постсоветском пространстве рассматривают проблему ресоциализации в государственном масштабе, считая ее политической задачей. Восточный гуманитарный институт Республики Казахстан совместно с администрацией Восточно-Казахстанской области выдвигают тезис о том, что для вхождения в десятку развитых государств Казахстану придется внедрить систему ресоциализации осужденных[10]. Уголовно-исполнительный кодекс Украины (в редакции от 11 июля 2003 г.) среди задач специально выделяет задачу ресоциализации осужденных[11].

Особое внимание рассматриваемой проблематике уделяется в странах северной Европы. Э. Сохейм пишет, что двадцатый век был веком тюрем и тюремных лагерей и это не изменило ситуацию в лучшую сторону[12]. В Меморандуме о европейской модели пенитенциарной системы Ульрих Сибер говорит о важных социологических изменениях, положенных в ее основу и необходимости изменения взгляда на общие процессы воздействия на ситуацию[13]. Но, как отмечает М. Платек, общество по-прежнему желает видеть вне всяких законов логики форму ресоциализации в виде содержания осужденных в камерах[14].

Зарубежные исследователи говорят о том, что ресоциализация осужденных есть длительный процесс, в основе которого лежит сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества[15].

Акцент на такой цели наказания, как ресоциализация преступника, делает и французский законодатель. О ресоциализации говорится в ст.ст. 720-4, 721-1, 729 УПК Франции 1958 г.[16]. М. Ансель, считающий себя представителем концепции новой социальной защиты, утверждает, что функция ресоциализации должна признаваться главной и должна отличаться от простого побочного воспитательного действия неоклассического возмездного наказания. Активные действия предпринимаются для ресоциализации осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ[17]. В романо-германской системе цель ресоциализации чаще обозначается как противодействие вредным последствиям лишения свободы[18]:



[1] К примеру, в ст.87 Европейских пенитенциарных правил прямо говорится о том, что «все заключенные должны иметь возможность воспользоваться мерами, призванными помочь им возвратиться в общество, восстановить свою семейную жизнь и найти работу после освобождения. В этих целях разрабатываются соответствующие процедуры и организуются специальные курсы». См.: Защита прав человека в местах лишения свободы (сборник нормативных актов и официальных документов). – М.: Изд. «Юриспруденция», 2003. – С.111.

[2] Коголь Т.Н. Международные стандарты реализации заключенными прав на свободу совести и вероисповедания // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – С.103-107.

[3] См.: Сафонов Д.А. Проблемы реализации международных стандартов исполнения наказаний в практической деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // Международные стандарты исполнения наказаний и российская пенитенциарная практика: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ ФСИН России, 2006. – С.146-148.

[4]В литературе пока нет четкого представления, что понимать под социально полезными связями и контактами. Трудно сказать, что это только связи и контакты с родственниками. См.: Ворохобко, Л.Ю. Социально полезные связи осужденных к лишению свободы с родственниками в процессе исправления и перевоспитания: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.08 / Л.Ю. Ворохобко; Акад. МВД СССР. – М., 1991. – С.14-16.

[5] Европейские тюремные правила: Рекомендация № R (87) 3 принята Советом Министров Совета европейских стран 12 февраля 1987 г. Объяснительный меморандум. Перевод №3/112. Под ред. В.Н. Антропова. – М., 1987. - Ст.70.

[6] См.: Закон Азербайджанской Республики «О социальной адаптации лиц, освобожденных от отбывания наказания из пенитенциарного учреждения». Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания (утв. приказом Министра юстиции Азербайджанской Республики за №4-Т от 25 апреля 2006 г.). – Баку: Изд-во «Юридическая литература», 2007. – 24 с.

[7] См.: там же. – С.4.

[8] См.: там же. – С. 6-12.

[9] См.: Правила участия общественности в исправлении осужденных и осуществлении общественного контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания (утв. приказом министра юстиции Азербайджанской Республики за №4-Т от 25 апреля 2006 г.). – Баку: Изд-во «Юридическая литература», 2007. – С.14-22.

[10] См.: http:// akimovko.gov.kz/news.htm?id.

[11] См.: http:// news.uaportal.com.

[12] См.: Предварительное заключение в регионе Балтийского моря Министерство юстиции Норвегии, Комиссар СГБМ). Обзор с дополнительными статьями и рекомендациями. Июнь, 2003. – Министерство юстиции Норвегии. Осло Норвегия. – С. 90.

[13] Имеется в виду рост важности информации, равно, как и технологий обработки и передачи ее; генерация опасности во всех областях жизни (нашу жизнь начинает определять чувство незащищенности); большая подвижность людей, капитала и информации, уменьшение значимости границ. См.: там же. – С. 91.

[14] М. Платек пишет: общество хочет, чтобы ресоциализация была организована на должном уровне: чтобы преступники были закрыты в камерах, и ключ был выброшен, чтобы заключенные превратились в социальных ангелов и правонарушители были жестоко наказаны. Пусть так, общество – капризное, брюзгливое, раздражительное создание с отсутствием логики. См.: там же. – С. 133.

[15] Но вывод из всего сказанного довольно однозначен – приоритет должен быть отдан альтернативам лишению свободы, исполняемым в самых различных формах. См.: Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие. – М.: «Права человека», 2001. – С. 148-156.

[16] Инициативы по ресоциализации осужденных во Франции. См.: http://lib.sportedu.ru/Press/ SFA/1997/№2/p30/htm.

[17] См.: Гришко А. Исполенение наказания в виде лишения свободы в Германии (на примере федеральной земли Бавария) / А. Гришко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2010. - №4(95). – С.26-42.

[18] См. например, первый титул и принципы Закона Германии «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и выражающихся в лишении свободы мерах исправления и безопасности». См.: Gesetz uber den Vollzug der Freiheitsstrafe und der freiheitsentziehenden Mabregeln der Besserung und Sicherung (Strafvollzugsgesetz) / BGB1.IS.581, 2088; 1977 IS. 436. – р.11.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 652 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz