Воскресенье, 19.05.2024, 02:24Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Нормативное регулирование моделей ресоциализации осужденных к лишению свободы
09.10.2013, 16:53

 

Правовая модель нами, прежде всего, связывается с законом, объединяющим воедино все процессы в сфере ресоциализации осужденных и освобожденных. Именно закон должен регулировать деятельность органов уголовно-исполнительной системы, органов местного самоуправления и создаваемых структурных подразделений уголовно-исполнительной системы нового типа, а также ресоциализационной системы. До настоящего времени имелось много предложений в данном направлении, даже разрабатывались проекты подобных нормативных уложений. Но весьма странным выглядит то, что данные предложения связаны с отдельными составляющими процесса ресоциализации. Так, в проекте, предложенном в 1991 г. авторским коллективом в составе Н. Тарасенко, А. Дубровина, Н. Лыгина, Б. Козаченко, больше говорилось о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, а также восстановлении утраченных социально полезных связей[1]. Впоследствии говорилось о социальной реабилитации бывших осужденных, о социальной помощи им и т.д.[2]

Мы считаем, что специальный закон, направленный на достижение цели вхождения бывшего осужденного либо освобожденного в социальную жизнь, должен охватывать более широкий круг проблем. Возможно, что необходим общий закон о ресоциализации всех выпавших из общественной жизни граждан, желающих вернуться обратно в общество. Тогда он сможет включить в качестве приложения и национальные программы оздоровления общества в целом. Данный закон способен скоординировать все действия многочисленных органов и организаций государства для достижения единой цели ресоциализации осужденных. В его начальной части придется признать, что целью государственной политики в области ресоциализации осужденных к лишению свободы в Российской Федерации является создание условий для возврата осужденных и освобожденных лиц к социально приемлемым формам жизнедеятельности в рамках общества, соблюдение законности в данной сфере, охрана интересов граждан. И что законодательство Российской Федерации признает общепризнанные нормы международного права в данной сфере, воплощая их в положениях Конституции РФ, Уголовно–исполнительного кодекса РФ, принимая соответствующий закон и другие нормативн-правовые акты РФ, законы и нормативные акты в субъектах РФ.

Понятие ресоциализации осужденных мог бы быть указан в формулировке: под ресоциализацией осужденных к лишению свободы понимается процесс подготовки осужденных к жизнедеятельности в обществе, а также доподготовки лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, заключающийся в комплексе общественно-политических, государственно-правовых, организационно-практических мер по оказанию содействия в усвоении ими норм и правил общежития, в их трудовом и бытовом устройстве в период подготовки к освобождению и после отбытия уголовного наказания, создании иных условий для их безболезненного и полноценного вхождения в процессы функционирования общества. Возможен и другой вариант – указание на то, что процесс ресоциализации освобождаемых и освобожденных из учреждений лиц рассматривается как возобновленная, повторная социализации личности в целях наилучшей адаптации к условиям жизни в обществе[3].

Сферой применения закона придется указать сферу всех правоотношений, касающихся ресоциализации осужденных и освобожденных лиц, проживавших до осуждения на территории Российской Федерации. Задачами ресоциализации при этом выступят такие задачи, как:

·      создание условий для взаимодействия государственных, общественных, религиозных и иных организаций и объединений с осужденными и освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы лицами в рамках возврата их к нормальной жизнедеятельности в обществе;

·      построение механизма содействия осужденными и освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы лицам в приобретении навыков жизнедеятельности в обществе;

·      оказание помощи лицам, освобождаемым и освобожденным из учреждений;

·      возврат осужденных к социально приемлемым формам жизнедеятельности в рамках общества;

·      укрепление законности и правопорядка;

·      защита общества от деструктивных проявлений десоциализированных лиц.

А целью ресоциализации в указанном законе необходимо указать полноправное вхождение осужденного в социальные отношения и самостоятельная выработка им стратегии жизнедеятельности в рамках общества. Это становится возможным потому, что осужденные к лишению свободы признаются равноправными субъектами социальных отношений,  имеют равные права и обязанности в рамках провозглашенных Конституцией Российской Федерации и других нормативных актах прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Данный закон будет констатировать именно данный факт.

Можно будет указать, что цели ресоциализации будут считаться достигнутыми в том случае, когда будут созданы необходимые условия для нормальной жизнедеятельности осужденных к лишению свободы, а также построены социально приемлемые взаимоотношения их с указанными в законе органами и организациями, а также с представителями общества и обществом в целом, а также при представлении ими собственных программ ресоциализации и выполнение последних.

Но усилия осужденных и членов общества, органов управления должны быть равными. А потому обязанности с органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и иных органов по ресоциализации осужденных лиц никто не снимает. Среди обязанностей органов уголовно-исполнительной системы можно было бы указать такие, как: а) обязанность разработки программы мер по ресоциализации осужденных разных категорий; б) организации Центров ресоциализации для осужденных к пожизненному лишению свободы; в) последовательной реализации программ ресоциализации каждого осужденного. По нашему мнению, решение вопросов по ресоциализации впервые осужденных и лиц, осужденных за совершение неосторожных преступлений, необходимо передать из ведения органов уголовно-исполнительной системы в ведение органов местного самоуправления РФ.



[1] См.: Воспитание и правопорядок. – 1991. – № 7. – С. 38-42.

[2] Е.А. Сизая предлагает оформить процесс ресоциализации на уровне концепции с введением принципа закрепления результатов исполнения наказаний и оказания помощи освобожденным в их социальной адаптации и основанных на ней законов об административном надзоре за освобожденными и постпенитенциарном кодексе. См.: Сизая Е.А. Принципы исполнения уголовных наказаний: теоретико-методологические основы, реализация, эффективность: монография. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2009. – С.334.

[3] В имеющихся проектах, предлагаемых исследователями в последнее время, данные вопросы обходятся стороной. Так, Е.А. Сизая, предлагающая концепцию Федерального закона «О социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и контроле за их поведением», в общих положениях делает упор на принципы взаимодействия между ФСИН России, территориальными службами внутренних дел (ОВД) и службами занятости населения. См.: Сизая Е.А. Указ. соч. – С.337-338.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 335 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz