Правовая модель нами, прежде всего, связывается с законом,
объединяющим воедино все процессы в сфере ресоциализации осужденных и
освобожденных. Именно закон должен регулировать деятельность органов
уголовно-исполнительной системы, органов местного самоуправления и создаваемых
структурных подразделений уголовно-исполнительной системы нового типа, а также
ресоциализационной системы. До настоящего времени имелось много предложений в
данном направлении, даже разрабатывались проекты подобных нормативных уложений.
Но весьма странным выглядит то, что данные предложения связаны с отдельными
составляющими процесса ресоциализации. Так, в проекте, предложенном в 1991 г. авторским
коллективом в составе Н. Тарасенко, А. Дубровина, Н. Лыгина, Б. Козаченко,
больше говорилось о социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, а
также восстановлении утраченных социально полезных связей.
Впоследствии говорилось о социальной реабилитации бывших осужденных, о
социальной помощи им и т.д.
Мы считаем, что специальный закон, направленный на
достижение цели вхождения бывшего осужденного либо освобожденного в социальную
жизнь, должен охватывать более широкий круг проблем. Возможно, что необходим
общий закон о ресоциализации всех выпавших из общественной жизни граждан,
желающих вернуться обратно в общество. Тогда он сможет включить в качестве
приложения и национальные программы оздоровления общества в целом. Данный закон способен скоординировать все
действия многочисленных органов и организаций государства для достижения единой
цели ресоциализации осужденных. В его начальной части придется признать, что целью
государственной политики в области ресоциализации осужденных к лишению свободы
в Российской Федерации является создание условий для возврата осужденных и
освобожденных лиц к социально приемлемым формам жизнедеятельности в рамках
общества, соблюдение законности в данной сфере, охрана интересов граждан. И что
законодательство Российской Федерации признает общепризнанные нормы
международного права в данной сфере, воплощая их в положениях Конституции РФ,
Уголовно–исполнительного кодекса РФ, принимая соответствующий закон и другие
нормативн-правовые акты РФ, законы и нормативные акты в субъектах РФ.
Понятие ресоциализации осужденных мог бы быть указан в
формулировке: под ресоциализацией осужденных к лишению свободы понимается
процесс подготовки осужденных к жизнедеятельности в обществе, а также
доподготовки лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы,
заключающийся в комплексе общественно-политических, государственно-правовых,
организационно-практических мер по оказанию содействия в усвоении ими норм и
правил общежития, в их трудовом и бытовом устройстве в период подготовки к
освобождению и после отбытия уголовного наказания, создании иных условий для их
безболезненного и полноценного вхождения в процессы функционирования общества. Возможен
и другой вариант – указание на то, что процесс ресоциализации освобождаемых и
освобожденных из учреждений лиц рассматривается как возобновленная, повторная
социализации личности в целях наилучшей адаптации к условиям жизни в обществе[3].
Сферой применения закона придется указать сферу всех
правоотношений, касающихся ресоциализации осужденных и освобожденных лиц,
проживавших до осуждения на территории Российской Федерации. Задачами
ресоциализации при этом выступят такие задачи, как:
· создание условий
для взаимодействия государственных, общественных, религиозных и иных
организаций и объединений с осужденными и освобожденными из учреждений
уголовно-исполнительной системы лицами в рамках возврата их к нормальной жизнедеятельности
в обществе;
· построение
механизма содействия осужденными и освобожденными из учреждений
уголовно-исполнительной системы лицам в приобретении навыков жизнедеятельности
в обществе;
· оказание помощи
лицам, освобождаемым и освобожденным из учреждений;
· возврат осужденных
к социально приемлемым формам жизнедеятельности в рамках общества;
· укрепление
законности и правопорядка;
· защита общества от
деструктивных проявлений десоциализированных лиц.
А целью ресоциализации в указанном законе необходимо
указать полноправное вхождение осужденного в социальные отношения и самостоятельная
выработка им стратегии жизнедеятельности в рамках общества. Это становится
возможным потому, что осужденные к лишению свободы признаются равноправными
субъектами социальных отношений, имеют
равные права и обязанности в рамках провозглашенных Конституцией Российской
Федерации и других нормативных актах прав и обязанностей граждан Российской
Федерации. Данный закон будет констатировать именно данный факт.
Можно будет указать, что цели ресоциализации будут считаться
достигнутыми в том случае, когда будут созданы необходимые условия для
нормальной жизнедеятельности осужденных к лишению свободы, а также построены
социально приемлемые взаимоотношения их с указанными в законе органами и
организациями, а также с представителями общества и обществом в целом, а также
при представлении ими собственных программ ресоциализации и выполнение
последних.
Но усилия осужденных и членов общества, органов
управления должны быть равными. А потому обязанности с органов
уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и иных органов по
ресоциализации осужденных лиц никто не снимает. Среди обязанностей органов
уголовно-исполнительной системы можно было бы указать такие, как: а) обязанность
разработки программы мер по ресоциализации осужденных разных категорий; б)
организации Центров ресоциализации для осужденных к пожизненному лишению
свободы; в) последовательной реализации программ ресоциализации каждого
осужденного. По нашему мнению, решение вопросов по ресоциализации впервые
осужденных и лиц, осужденных за совершение неосторожных преступлений,
необходимо передать из ведения органов уголовно-исполнительной системы в
ведение органов местного самоуправления РФ.
|