Необходима
выверенная модель-теория ресоциализации осужденных женщин, включающая в себя
систему реабилитации, прочную и проработанную систему помощи освободившимся
женщинам и семьям, в которые они возвращаются после освобождения.
Основной целью данных мероприятий должно стать, по всей вероятности, появление
желания на вступление в брак либо даже создание гражданского союза с лицами
противоположного пола, поддержание их усилий по возвращению к обычным условиям
жизнедеятельности. Но как это сделать?
Рассматривая
проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде
лишения свободы, О.А. Малышева понимает под таковыми проблемы их возвращения в
общество, в котором выделяются индивидуальный, микросредовой и общесоциальный
уровни. Она предлагает укреплять связи с различными общественными и
религиозными организациями, фондами, коллективами. Но отмечает, что важным
направлением является организация досуга освобожденных лиц путем создания
культурно-спортивных комплексов, привлечение к занятиям в различных клубах,
кружках и спортивных секциях, привлечение в клуб знакомств в целях создания
семьи[2]. Но данные рекомендации
носят общеизвестный характер, их неоднократно применяли на практике, тем не
менее улучшения ситуации не наблюдается.
О.
Маланцева, рассматривая стратегии работы с детьми улиц в зарубежных странах,
выделяет явное отличие в поведение подростков мужского и женского пола.
Рассматривая деятельность «центров принятия» для детей с улиц, она указывает на
то, что оказание помощи девочкам связано с большими трудностями. Автор считает,
что это связано с более глубокими переживаниями девочек по поводу утраты семьи
и выстраиванием негативных прогнозов относительно своего будущего.
В
отличие от юношей, оказавшихся на улице и предпочитающих спартанские условия
жизнедеятельности в «центрах принятия», девочки улиц предпочитают приемные
семьи. При этом главным мотивом своего выбора они указывают на то, что иначе
они никогда не найдут себе мужа, если люди узнают о ее прошлой уличной жизни.
Вдруг мы понимаем, что не только женщин, но и девочек больше всего тревожит
людское мнение, публичная репутация, с которой они в основном и связывают свое
будущее. Подобное отношение к ситуации лиц женского пола связано с действием
традиций и обычаев.
Для
доказательства указанного тезиса мы обратимся к анализу так называемых феминных
культур, в которых доминирующими субъектами часто являлись и являются женщины. В
условиях, когда зачастую воспитание проводились в условиях неполных семей на
помощь приходила община, наставники (аталах – аналог аталычества на Кавказе),
появлялись «полуотцы» и «полуматери», бабушкина и дедушкина школы.
Часто прямо утверждается, что женщина является хранительницей традиций и
обычаев народа.
Таким образом, в настоящее время проявились две взаимоисключающие тенденции –
традицонно-этническая, связанная с сохранением и использованием традиций и
обычаев и тенденция формирования так называемой «новой женщины», не связанной с
прежними традициями и ценностями. Первая тенденция позволяет сохранять не
только семью, традиционные семейные ценности, но и традиции этнического
воспитания детей и их социализации, связанные со стародавними механизмами
сдерживания насилия и преступности.
Таким
образом, можно утверждать, что ресоциализация женщин реальна, прежде всего, при
приобщении их к традиционной для них культуре нации и этноса, если таковые
сохранились в количестве, способном культивировать подобные ценности и
поддерживать традиции. Если же нация и этнос прошли в большей мере путь
ассимиляции, то процесс их ресоциализации будет схож со сценариями
ресоциализации мужчин, ибо они в той же мере оказываются в межкультурном
пространстве. Потому требованием дня может стать всего лишь интеграция (как
форма усвоения новой культуры без отрыва от своей культуры).
Ввиду
того, что решающим в освоении новых порядков и норм является, прежде всего,
приобретение умений и навыков поведения для действия в конкретных житейских
ситуациях, а освоение навыков общения затруднено, то конкретная модель может
быть увязана с предложенными нами центрами ресоциализации с
сельскохозяйственным уклоном. Вполне возможным представляется в целях
ресоциализации женщин позволять им создавать семьи в данных центрах с бывшими
осужденными мужского пола. Таким путем возможно решение одной из сложнейших
проблем – проблемы ресоциализации женщин, которая в большей мере основана на
традиционном, а не инновационном.
Когда
речь идет о ресоциализации (повторной, возобновленной социализации)
несовершеннолетних, мы почти всегда допускаем, что к моменту совершеннолетия
они сформированы как личности, т.е. социализированы в полной мере. Однако это
не всегда так. Часто потребность в дальнейшем формировании личности, особенно
потребность профессионального развития и социализации требуется и после этого.
В Швейцарии, например, склоняются к мнению, что ресоциализации поддаются
молодые люди до 22 лет, и с ними необходимо проводить лишь
социально-педагогическую и психотерапевтическую работы. Стоит особо отметить
то, что сотрудникам центра при этом вовсе запрещается применение какого-бы то
ни было насилия в отношении данных лиц. При необходимости вызывается группа
полицейских из-за пределов учреждения.
В
контексте изложенного представляется логичным сделать вывод о том, что ресоциализация
несовершеннолетних осужденных, в том числе и
женского пола, связана с завершением второй стадии социализации. Поэтому
она должна содержать в себе в большей мере образовательно-воспитательную
компоненту. Она может проходить как в педагогической модели
обучения-воспитания, так и может иметь форму социализации внутри общин и семей
традиционной направленности. Первая модель в большей мере предусматривается в
Резолюции 45/113 Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года в виде
Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних и может быть обозначена как
модель «мягкой» социокультурной ресоциализации в рамках учреждения. П. 1.3
Правил рекомендует разрабатывать индивидуальную программу возвращения
несовершеннолетнего осужденного в социокультурную среду общества.
Предусматривается значительное количество мер социокультурного плана, но о
создании среды ресоциализации при сохранении силовых регуляторов вряд ли
возможно.
Нации и
этносы накопили богатый материал по приобщению несовершеннолетних к трудовой и
творческой деятельности, обучению этическим и иным ценностям без применения
силовых регуляторов. Не использовать данный багаж знаний и умений было бы
преждевременным отказом от наработанного человечеством опыта совместной
жизнедеятельности.
В
модели ресоциализации несовершеннолетних осужденных мужского пола значительную
роль играют микрогруппы, которые удовлетворяют потребность человека в самом
деликатном и неформальном общении. К ним можно отнести группы друзей, любителей
того или иного вида деятельности, досуга, искусства и т.д. Антропологи отмечают
живучесть микрогрупп, которая обосновывается законом социального общения,
действующего в диалектическом единстве общения и необходимого обособления. А
потому попытки ликвидировать микрогруппу приводят чаще к более скрытому
внутреннему общению[13].
В.П.
Замыцких в данном контексте говорит о необходимости воссоздания детских лагерей
отдыха, спортивных лагерей, строительстве сети и систем кружковой работы,
расширении сети детских домов, школ продленного дня и других педагогических
объектов культуры. В целях эффективного трудового воспитания В.П. Замыцких
предлагает и создание специальных предприятий, учитывающих специфику труда
несовершеннолетних[14].
Опыт советского прошлого действительно богат.
|