Воскресенье, 19.05.2024, 02:43Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Модель-теория ресоциализации осужденных женщин
09.10.2013, 16:56

Необходима выверенная модель-теория ресоциализации осужденных женщин, включающая в себя систему реабилитации, прочную и проработанную систему помощи освободившимся женщинам и семьям, в которые они возвращаются после освобождения[1]. Основной целью данных мероприятий должно стать, по всей вероятности, появление желания на вступление в брак либо даже создание гражданского союза с лицами противоположного пола, поддержание их усилий по возвращению к обычным условиям жизнедеятельности. Но как это сделать?

Рассматривая проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы, О.А. Малышева понимает под таковыми проблемы их возвращения в общество, в котором выделяются индивидуальный, микросредовой и общесоциальный уровни. Она предлагает укреплять связи с различными общественными и религиозными организациями, фондами, коллективами. Но отмечает, что важным направлением является организация досуга освобожденных лиц путем создания культурно-спортивных комплексов, привлечение к занятиям в различных клубах, кружках и спортивных секциях, привлечение в клуб знакомств в целях создания семьи[2]. Но данные рекомендации носят общеизвестный характер, их неоднократно применяли на практике, тем не менее улучшения ситуации не наблюдается.

О. Маланцева, рассматривая стратегии работы с детьми улиц в зарубежных странах, выделяет явное отличие в поведение подростков мужского и женского пола. Рассматривая деятельность «центров принятия» для детей с улиц, она указывает на то, что оказание помощи девочкам связано с большими трудностями. Автор считает, что это связано с более глубокими переживаниями девочек по поводу утраты семьи и выстраиванием негативных прогнозов относительно своего будущего[3].

В отличие от юношей, оказавшихся на улице и предпочитающих спартанские условия жизнедеятельности в «центрах принятия», девочки улиц предпочитают приемные семьи. При этом главным мотивом своего выбора они указывают на то, что иначе они никогда не найдут себе мужа, если люди узнают о ее прошлой уличной жизни[4]. Вдруг мы понимаем, что не только женщин, но и девочек больше всего тревожит людское мнение, публичная репутация, с которой они в основном и связывают свое будущее. Подобное отношение к ситуации лиц женского пола связано с действием традиций и обычаев.

Для доказательства указанного тезиса мы обратимся к анализу так называемых феминных культур, в которых доминирующими субъектами часто являлись и являются женщины[5]. В условиях, когда зачастую воспитание проводились в условиях неполных семей на помощь приходила община, наставники (аталах – аналог аталычества на Кавказе), появлялись «полуотцы» и «полуматери», бабушкина и дедушкина школы[6]. Часто прямо утверждается, что женщина является хранительницей традиций и обычаев народа[7]. Таким образом, в настоящее время проявились две взаимоисключающие тенденции – традицонно-этническая, связанная с сохранением и использованием традиций и обычаев и тенденция формирования так называемой «новой женщины», не связанной с прежними традициями и ценностями. Первая тенденция позволяет сохранять не только семью, традиционные семейные ценности, но и традиции этнического воспитания детей и их социализации, связанные со стародавними механизмами сдерживания насилия и преступности.

Таким образом, можно утверждать, что ресоциализация женщин реальна, прежде всего, при приобщении их к традиционной для них культуре нации и этноса, если таковые сохранились в количестве, способном культивировать подобные ценности и поддерживать традиции. Если же нация и этнос прошли в большей мере путь ассимиляции, то процесс их ресоциализации будет схож со сценариями ресоциализации мужчин, ибо они в той же мере оказываются в межкультурном пространстве. Потому требованием дня может стать всего лишь интеграция (как форма усвоения новой культуры без отрыва от своей культуры)[8].

Ввиду того, что решающим в освоении новых порядков и норм является, прежде всего, приобретение умений и навыков поведения для действия в конкретных житейских ситуациях, а освоение навыков общения затруднено, то конкретная модель может быть увязана с предложенными нами центрами ресоциализации с сельскохозяйственным уклоном. Вполне возможным представляется в целях ресоциализации женщин позволять им создавать семьи в данных центрах с бывшими осужденными мужского пола. Таким путем возможно решение одной из сложнейших проблем – проблемы ресоциализации женщин, которая в большей мере основана на традиционном, а не инновационном[9].

Когда речь идет о ресоциализации (повторной, возобновленной социализации) несовершеннолетних, мы почти всегда допускаем, что к моменту совершеннолетия они сформированы как личности, т.е. социализированы в полной мере. Однако это не всегда так. Часто потребность в дальнейшем формировании личности, особенно потребность профессионального развития и социализации требуется и после этого. В Швейцарии, например, склоняются к мнению, что ресоциализации поддаются молодые люди до 22 лет, и с ними необходимо проводить лишь социально-педагогическую и психотерапевтическую работы. Стоит особо отметить то, что сотрудникам центра при этом вовсе запрещается применение какого-бы то ни было насилия в отношении данных лиц. При необходимости вызывается группа полицейских из-за пределов учреждения[10].

В контексте изложенного представляется логичным сделать вывод о том, что ресоциализация несовершеннолетних осужденных, в том числе и  женского пола, связана с завершением второй стадии социализации. Поэтому она должна содержать в себе в большей мере образовательно-воспитательную компоненту. Она может проходить как в педагогической модели обучения-воспитания, так и может иметь форму социализации внутри общин и семей традиционной направленности. Первая модель в большей мере предусматривается в Резолюции 45/113 Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 года в виде Правил ООН, касающихся защиты несовершеннолетних и может быть обозначена как модель «мягкой» социокультурной ресоциализации в рамках учреждения. П. 1.3 Правил рекомендует разрабатывать индивидуальную программу возвращения несовершеннолетнего осужденного в социокультурную среду общества. Предусматривается значительное количество мер социокультурного плана, но о создании среды ресоциализации при сохранении силовых регуляторов вряд ли возможно[11].

Нации и этносы накопили богатый материал по приобщению несовершеннолетних к трудовой и творческой деятельности, обучению этическим и иным ценностям без применения силовых регуляторов. Не использовать данный багаж знаний и умений было бы преждевременным отказом от наработанного человечеством опыта совместной жизнедеятельности[12].

В модели ресоциализации несовершеннолетних осужденных мужского пола значительную роль играют микрогруппы, которые удовлетворяют потребность человека в самом деликатном и неформальном общении. К ним можно отнести группы друзей, любителей того или иного вида деятельности, досуга, искусства и т.д. Антропологи отмечают живучесть микрогрупп, которая обосновывается законом социального общения, действующего в диалектическом единстве общения и необходимого обособления. А потому попытки ликвидировать микрогруппу приводят чаще к более скрытому внутреннему общению[13].

В.П. Замыцких в данном контексте говорит о необходимости воссоздания детских лагерей отдыха, спортивных лагерей, строительстве сети и систем кружковой работы, расширении сети детских домов, школ продленного дня и других педагогических объектов культуры. В целях эффективного трудового воспитания В.П. Замыцких предлагает и создание специальных предприятий, учитывающих специфику труда несовершеннолетних[14]. Опыт советского прошлого действительно богат.



[1] Подобное предлагается в аспкте правовой модели Т.Н. Радочиной. См.: Радочина Т.Н. О реформировании института отбывания лишения свободы осужденными женщинами, имеющими несовершеннолетних детей / Т.Н. Радочина // Человек: преступление и наказание. – 2009. - №1(64). – С.20-24.

[2] См.: Малышева О.А. Проблема дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы: дис. … канд. юрид. наук / О.А. Малышева. – М., 1999. – С. 160-165.

[3] Маланцева О. Стратегии работы с детьми улиц: зарубежный опыт // Социальная педагогика. – 2009. - №5. – С.61-64.

[4] Там же, С.64.

[5] В России к ним, например, можно отнести чувашскую и марийскую культуры. Много раз в них мужчины почти поголовно истреблялись в ходе военных компаний, однако нации выживали за счет внутренних культурных традиций и обычаев. См. подробнее: Баранов Ю.В. Традиции и обычаи, их использование в ресоциализации осужденных / Ю.В. Баранов. – Йошкар-Ола: Диалог, 2010. – С.23-39 и др.

[6] Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. – Чебоксары: Изд. ЧФ СПб. политех. ун-та, 2004. – С.440-447.

[7] Новиков С.С. Восточные марийцы. Философия. История. Люди. – Йошкар-Ола: ГУП «Газета «Марий Эл», 2007. – С.76.

[8] Садохин А.П. Межкультурая коммуникация: Учебное пособие. М.: Альфа-М ИНФРА-М, 2006. – С.117.

[9] См.: Баранов Ю.В. Указ. соч. – С.113-125.

[10] См.: Ершов Ю. Жизнь вне решетки. Как в Швейцарии перевоспитывают юных преступников // Российская газета. - № 162 (5241). - С.8.

[11] См.: Багреева Е.Г. Мировая практика использования силовых и социокультурных регуляторов в исправительных учреждениях // Актуальные проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики: Материалы международной научно-практической конференции. – М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. – С.53-54.

[12] В отличие от них теоретические предложения выглядят весьма неопределенно. См. например: Орлова Ю.Р. Особенности личности несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, и некоторые проблемы их ресоциализации / Ю.Р. Орлова // Человек: преступление и наказание. – 2009. - №2(65). – С.55-58.

[13] Меньчиков Г.П. Указ. соч. – С. 148-149.

[14] См.: Замыцких В.П. Криминологический анализ и предупреждение рецидивных преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы:
дис. … канд. юрид. наук / В.П. Замыцких. – М., 2000. – С. 92-93.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 1285 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz