Любому индивиду необходим промежуток времени для рефлексии
(обращения к себе, к своему внутреннему «Я») и переработки большого массива поступающей
информации. При этом поток информации воспринимается как рационально, через
осознание, мышление, так и неосознанно, притом второй канал восприятия в виде
импринтинга (механизма прямого биологического восприятия) усваивает намного
больше информации.
Иногда говорится о преобразовании образов при помощи психической энергии в
физиологическую энергию органов тела, которая запускает социальную организацию
людей.
Лишь после всего этого можно говорить об исследуемой нами проблематике
ресоциализации осужденных к лишению свободы.
Если
рассматривать совместное соотношение ресоциализации и развития индивида, то
ресоциализация вроде бы должна выглядеть как опережающий стандартные темпы
развития процесс, имеющий некоторый промежуток стагнации в процессе
индивидуализации. Однако, на самом деле, процесс ресоциализации выглядит совсем
наоборот.
Ресоциализация
представляется более сложным процессом, продолжающимся до момента физической
гибели и разворачивающимся в рамках строгих законов стадийности. Совмещение
стадий реадаптации и реинтеграции происходит, как можно заметить, только через
процессы индивидуализации. Если же их состыковать с этапами освоения нового
М.Беннет, мы увидим стройную систему стадий и этапов: реадаптацию с внутренними
этапами отрицания, защиты и умаления – последующую индивидуализацию – в конце
реинтеграцию с внутренним составляющим этапа признания и привыкания к новому.
При
добавлении параметра развития можно вроде утверждать, что ресоциализация в
принципе равняется социализации на этапах адаптации и интеграции, и
представляет скачкообразное развитие индивида на стадии индивидуализации.
Аргументы в пользу подобного видения ресоциализации проистекают из
биолого-психологического механизма развития. Ресоциализация отнимает у индивида
определенный потенциал, который реализовывается при отсутствии внешнего
давления на стадии индивидуализации, что влечет за собой скачкообразное
развитие на этой стадии.
С данной
точки зрения, становится понятно, что эффективность ресоциализации зависит в
большей мере не от совершенствования законодательства, а от практического
обеспечения ее стадий. Особого внимания при этом требуют пограничные состояния
между стадиями адаптации и индивидуализации, и индивидуализации и интеграции.
Состояние в точке поворота адаптации к индивидуализации представляет собой
переходное состояние, подобное состоянию подростка переходного возраста,
которое, с точки зрения общества, никак нельзя назвать нормальным. Если при
первичной социализации общество терпимо относится к провоцирующему поведению
«не вполне развитого» члена социума, то при вторичной социализации
(ресоциализации) общество ведет себя по отношению к подобному лицу крайне
недоброжелательно.
Представляется
необходимым указать и на то, что на начальном этапе ресоциализационного
процесса могут происходить колебания как в сторону десоциализации, так и
реинтеграции. Однако они в общей сумме могут укладываться в относительно
равномерный процесс реадаптации, который предшествует стадии индивидуализации.
Таким образом, вхождение на стадию индивидуализации может происходить с разных
уровней развития лица. Но окружающая среда также имеет значение. Например, адаптация
в стенах пенитенциарного учреждения иногда также приводит к индивидуализации, но
уже с перспективой интеграции в асоциальной зоне.
Рассмотрим
временные интервалы стадий. Их можно усмотреть при анализе поведения в моменты
перехода. Например, для освобожденных лиц самыми тяжелыми являются первые
месяцы нахождения на свободе. Доля рецидива в течение шести месяцев после
освобождения чрезвычайно высока и держится до одного года, затем плавно
спадает. Из данного факта вытекает вывод о том, что состояние поворота от
адаптационных процессов к индивидуализации наступает примерно через год после
освобождения. Именно тогда становится наиболее актуальной психологическая
работа с освобожденным лицом. Ясно и то, что освобожденные лица в возрасте
более тридцати лет начинают утрачивать способность приспосабливаться к
требованиям общества. Как следствие, они могут не успеть пройти второй цикл
ресоциализации в полной мере, что снова выливается в рецидив преступления.
Процесс прохождения
стадии реинтеграции, как завершающей составляющей ресоциализационного процесса,
содержит в себе еще более сложные подпроцессы. Во-первых, данная стадия ресоциализируемым
лицом должна быть полностью осознаваема. Можно говорить о том, что на данном
этапе помощь ресоциализируемому лицу даже не нужна. Помощь была нужна на предыдущих
двух этапах: на этапе адаптации в форме реальной помощи в поиске жилья, работы
и т.д., на этапе индивидуализации – в форме психологической помощи и поддержки.
На этапе реинтеграции от самого
ресоциализируемого требуется совершение оценочных и волевых актов.
Ресоциализируемый подходит к проблеме выбора, который содержит в себе
одновременно случай, азарт, интригу, удовольствие, интерес, любопытство,
состязательность, множество ролей.
Никто не может знать, какой личностью
должен стать тот или иной ресоциализируемый, чтобы, исходя из его уникальных внутренних
предрасположенностей и внешних обстоятельств, стать максимально успешным и
счастливым в обществе. Данное обстоятельство создает интригу социализирующей
игры. Перед каждым из них лежит бесконечное множество вариантов социализации.
Тогда содержанием социализирующей (ресоциализирующей) игры является освоение им
тех или иных ценностей, знаний и норм, исходя из той или иной гипотезы о том,
какой личностью он должен быть.
|