Суббота, 18.05.2024, 18:06Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Идеология и рсоциализация
09.10.2013, 18:15

 Идеология подминает под себя и науку, и культуру. Как система взглядов, выражающих интересы больших общественных групп, идеология стремится поставить все предыдущие знания на службу материальным интересам, и характеризуется неопределенностью. Именно идеология будет диктовать необходимость той или иной формы поведения осужденного и освобожденного. Она же определяет путь дальнейшего развития общества.

При рассмотрении трансформационных процессов присутствует и другая, скрытая опасность. За внешней атрибутикой и размышлениями об ущербности дальнейшего отстаивания имеющихся средств исправления[2], о необходимости обращения особого внимание на проблемы подготовки осужденных к освобождению, о приоритетности деятельности социальной службы и т.д., можно вовсе растерять понимание приоритетности тех или иных задач.

Часто должностные лица и служащие привыкли работать ради отчетности. Можно привести данные о количестве социальных работников и психологов; о том, что большинству осужденных оказана помощь в восстановлении утраченных социально-полезных связей и т.д. При подобной постановке процесса реального решения проблем постепенно теряется общее видение процессов, происходящих в пенитенциарной системе. Необходимо отталкиваться от конкретного, в качестве которого могут выступить средства исправления, трансформированные в средства ресоциализации.

Обозначим некоторые выводы: 1) для запуска процессов ресоциализации основные средства исправления, предусмотренные в уголовно-исполнительном законодательстве, должны быть трансформированы в средства ресоциализации с привнесением их в рамочный закон; 2) указанная трансформация и сами процессы ресоциализации осужденных развиваются на фоне других неправовых процессов, которые взаимосвязаны с ним и оказывают на него как позитивное, так и негативное воздействие; 4) наиболее сильное воздействие на сценарии ресоциализации осужденных к лишению свободы оказывает доминирующая в обществе идеология.

При анализе основных средств исправления в последние годы все чаще указывается на приоритетность, доминирование среди них образовательного процесса и психолого-педагогического воздействия[3]. Введение в штат учреждений уголовно-исполнительной системы социальных работников, специально занимающихся проблемами ресоциализации осужденных, способно вовсе обновить ситуацию. Но форма их деятельности, по нашему мнению, должна быть видоизменена с учетом основных положений концепции ресоциализации.

В данном аспекте факторами, влияющими на процесс трансформации средств исправления в средства ресоциализации, могут стать проблемы самой теории и практики пенитенциарной педагогики. По нашему мнению, правильно считает С.А. Ветошкин, что с точки зрения педагогики неверно рассмотрение как равнозначных понятий основных средств исправления осужденных наряду с воспитательной работой. По его мнению, режим и труд могут выступать лишь средствами обеспечения воспитательной работы, а получение осужденными общего образования может быть и вовсе включено в категорию «воспитательная работа»[4].

Ю.В. Пленкин пишет о том, что для подчеркивания роли осужденного как субъекта правоотношений необходимо вместо понятия «режим» ввести понятие «правопорядок в ИУ», пересмотреть основы изоляции осужденных[5]. С.А. Ветошкин указывает на необходимость создания социальных условий для проведения воспитательной работы в виде удовлетворения первичных потребностей, и возможного последовательного удовлетворения иных потребностей различного уровня. Он приходит к выводу о том, что уголовно-исполнительное законодательство не может и не должно регламентировать все формы и виды педагогической деятельности, ибо практическая педагогическая деятельность сама подсказывает и рождает стимулы[6].

Если понимать социализацию как процесс передачи индивиду опыта вида, то вначале общество социализирует человека, а по мере овладения социокультурным опытом он начинает осознавать свою неповторимость, индивидуальность и стремится сохранить, развить ее в процессе самовоспитания. Стремление к оптимизации сочетания процессов социализации и самовоспитания закономерно приводит к оформлению в любом обществе посредника между обществом и индивидом – профессионального педагога.[7] Его фигура приобретает огромную значимость[8].

Пенитенциаристы затрагивают данную проблематику довольно часто, но лишь освещая те или иные грани общения педагога с осужденными. Так, Е.Г. Багреева подробно рассматривает процесс получения образования в пенитенциарном учреждении, но в аспекте социокультурной идентификации[9]. Е.В. Жулева при внешне правильном подходе к педагогическому процессу в пенитенциарных учреждениях, вводит его в рамки процесса исправления[10]. Список можно было бы продолжить.

В принципе встает вопрос об отсутствии в пенитенциарных учреждениях среды ресоциализации и необходимости ее организации. По сути, существуют всего два способа овладения накопленными теорией и практикой знаниями и опытом для всех и каждого, в том числе и осужденных, и представителей администрации. Первый способ предполагает регулярные упражнения и тренировки с целью выработки умений и навыков, участие в разработке и реализации различных моделей ситуаций, многократное повторение с целью совершенствования навыков.

Но, как видно, в условиях пенитенциарных учреждений не только осужденные, но и представители администрации не имеют времени и возможностей для ежедневных занятий и тренировок, а перерыв в этом обязательно приводит к потере навыков[11]. Более того, можно с определенной долей уверенности утверждать, что представители уголовно-исполнительной системы, находясь в условиях закрытой системы длительное время, сами могут терять навыки адаптации в обществе. Как соответствующие навыки в данной ситуации они смогут прививать  осужденным, если сами их утратили, не говоря уже об отсутствии элементарных условий для привития подобных навыков. С учетом  изложенного выше напрашивается вывод, что в местах лишения свободы рассмотренный способ овладения накопленным опытом нереален.



[1] Возникшая по терминологии Х. Ортега-и-Гассет в результате восстания масс, она представляет особый способ организации масс. См.: Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2002. – С. 318.

[2] См.: Белослудцев В.И. Содержание воспитательной работы с осужденными в пенитенциарных учреждениях / Труды Академии МВД России. – М.: Прогресс, 1995. – С. 82.

[3] См.: Полозюк В. Указ. соч. – С. 15-17.

[4] Ветошкин С.А. Проблемы теории и практики пенитенциарной педагогики // Педагогика. – 2003. – №4. – С. 36-41.

[5] Пленкин Ю.В. Правовые и организационные основы изоляции осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук / Ю.В. Пленкин. – Самара, 2007. – С. 10-16.

[6] Ветошкин С.А. Указ. соч. – С. 41.

[7] Козлова О.Н. Личность – граница и безграничность социального// Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №4. – С. 81-98.

[8] В ФРГ, где проблемам ресоциализации уделяется намного больше внимания, тюрьмы часто выступают как тюрьмы-школы (одновременно выполняя функцию педагогических центров), и начальниками отделений (отрядов) назначены учителя, наделенные соотвтствующими полномочиями. См.: Профессиональное образование осужденных как фактор их ресоциализации: монография. – Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – С.87.

[9] См.: Багреева Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е.Г. Багреева. – М., 2001. – С. 164-225.

[10] См.: Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: правовые и криминологические аспекты: дис. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2000. – С. 185.

[11] В ФРГ прямо обращают на существенную роль досуга в процессе ресоциализации. Подробнее см.: Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие. – М.: Права человека, 2001. – С. 18-19.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 320 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz