Идеология подминает под себя и науку, и культуру. Как система взглядов,
выражающих интересы больших общественных групп, идеология стремится поставить
все предыдущие знания на службу материальным интересам, и характеризуется
неопределенностью. Именно идеология будет диктовать необходимость той или иной
формы поведения осужденного и освобожденного. Она же определяет путь
дальнейшего развития общества.
При
рассмотрении трансформационных процессов присутствует и другая, скрытая
опасность. За внешней атрибутикой и размышлениями об ущербности дальнейшего
отстаивания имеющихся средств исправления, о
необходимости обращения особого внимание на проблемы подготовки осужденных к
освобождению, о приоритетности деятельности социальной службы и т.д., можно
вовсе растерять понимание приоритетности тех или иных задач.
Часто должностные
лица и служащие привыкли работать ради отчетности. Можно привести данные о
количестве социальных работников и психологов; о том, что большинству осужденных
оказана помощь в восстановлении утраченных социально-полезных связей и т.д. При
подобной постановке процесса реального решения проблем постепенно теряется
общее видение процессов, происходящих в пенитенциарной системе. Необходимо
отталкиваться от конкретного, в качестве которого могут выступить средства
исправления, трансформированные в средства ресоциализации.
Обозначим
некоторые выводы: 1) для запуска процессов ресоциализации основные
средства исправления, предусмотренные в уголовно-исполнительном
законодательстве, должны быть трансформированы в средства ресоциализации с
привнесением их в рамочный закон; 2) указанная трансформация и сами процессы
ресоциализации осужденных развиваются на фоне других неправовых процессов,
которые взаимосвязаны с ним и оказывают на него как позитивное, так и
негативное воздействие; 4) наиболее сильное воздействие на сценарии
ресоциализации осужденных к лишению свободы оказывает доминирующая в обществе
идеология.
При
анализе основных средств исправления в последние годы все чаще указывается на
приоритетность, доминирование среди них образовательного процесса и
психолого-педагогического воздействия.
Введение в штат учреждений уголовно-исполнительной системы социальных
работников, специально занимающихся проблемами ресоциализации осужденных,
способно вовсе обновить ситуацию. Но форма их деятельности, по нашему мнению,
должна быть видоизменена с учетом основных положений концепции ресоциализации.
В
данном аспекте факторами, влияющими на процесс трансформации средств исправления
в средства ресоциализации, могут стать проблемы самой теории и практики
пенитенциарной педагогики. По нашему мнению, правильно считает С.А. Ветошкин,
что с точки зрения педагогики неверно рассмотрение как равнозначных понятий
основных средств исправления осужденных наряду с воспитательной работой. По его
мнению, режим и труд могут выступать лишь средствами обеспечения воспитательной
работы, а получение осужденными общего образования может быть и вовсе включено
в категорию «воспитательная работа».
Ю.В. Пленкин
пишет о том, что для подчеркивания роли осужденного как субъекта правоотношений
необходимо вместо понятия «режим» ввести понятие «правопорядок в ИУ»,
пересмотреть основы изоляции осужденных. С.А.
Ветошкин указывает на необходимость создания социальных условий для проведения
воспитательной работы в виде удовлетворения первичных потребностей, и
возможного последовательного удовлетворения иных потребностей различного
уровня. Он приходит к выводу о том, что уголовно-исполнительное
законодательство не может и не должно регламентировать все формы и виды
педагогической деятельности, ибо практическая педагогическая деятельность сама
подсказывает и рождает стимулы.
Если
понимать социализацию как процесс передачи индивиду опыта вида, то вначале
общество социализирует человека, а по мере овладения социокультурным опытом он
начинает осознавать свою неповторимость, индивидуальность и стремится
сохранить, развить ее в процессе самовоспитания. Стремление к оптимизации
сочетания процессов социализации и самовоспитания закономерно приводит к
оформлению в любом обществе посредника между обществом и индивидом –
профессионального педагога. Его
фигура приобретает огромную значимость.
Пенитенциаристы
затрагивают данную проблематику довольно часто, но лишь освещая те или иные
грани общения педагога с осужденными. Так, Е.Г. Багреева подробно рассматривает
процесс получения образования в пенитенциарном учреждении, но в аспекте
социокультурной идентификации.
Е.В. Жулева при внешне правильном подходе к педагогическому процессу в
пенитенциарных учреждениях, вводит его в рамки процесса исправления.
Список можно было бы продолжить.
В
принципе встает вопрос об отсутствии в пенитенциарных учреждениях среды
ресоциализации и необходимости ее организации. По сути, существуют всего два
способа овладения накопленными теорией и практикой знаниями и опытом для всех и
каждого, в том числе и осужденных, и представителей администрации. Первый
способ предполагает регулярные упражнения и тренировки с целью выработки умений
и навыков, участие в разработке и реализации различных моделей ситуаций,
многократное повторение с целью совершенствования навыков.
Но, как
видно, в условиях пенитенциарных учреждений не только осужденные, но и
представители администрации не имеют времени и возможностей для ежедневных
занятий и тренировок, а перерыв в этом обязательно приводит к потере навыков.
Более того, можно с определенной долей уверенности утверждать, что
представители уголовно-исполнительной системы, находясь в условиях закрытой
системы длительное время, сами могут терять навыки адаптации в обществе. Как соответствующие
навыки в данной ситуации они смогут прививать
осужденным, если сами их утратили, не говоря уже об отсутствии
элементарных условий для привития подобных навыков. С учетом изложенного выше напрашивается вывод, что в
местах лишения свободы рассмотренный способ овладения накопленным опытом
нереален.
См.: Багреева Е.Г. Социокультурные основы
ресоциализации преступников: дис. … д-ра юрид. наук / Е.Г. Багреева. – М.,
2001. – С. 164-225.
В ФРГ прямо обращают на существенную роль досуга в
процессе ресоциализации. Подробнее см.: Ресоциализация осужденных в
пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб.
пособие. – М.: Права человека, 2001. – С. 18-19.
|