Европейские правила содержат также требование наличия четких
критериев и процедур отбора и общественных участников, информирование
добровольцев об их задачах, обязанностях и рамках полномочий. Не должно быть непонимания
между профессиональным опекуном, общественным опекуном и находящимся под опекой
освобожденным. Представители европейского сообщества считают необходимым
поставить освобожденного в известность, а время от времени напоминать ему, что
как профессиональный, так и общественный опекуны назначаются, чтобы следить за
выполнением условий освобождения. Что в интересах осужденного открыто обсуждать
и предпринимать действия, препятствующие возвращению на путь преступлений. Они
обращают особое внимание на построение правильного стиля общения, ее тактике и
стратегии, и считают, что конструктивные взаимоотношения всегда должны
основываться на открытости, честности и искреннем уважении сторон.
Анализируемый механизм либерален, из-за чего выдвигаются
довольно серьезные требования к уровню развития гражданского общества в стране.
По нашему мнению, построение подобного механизма в Российской Федерации на
данном этапе не представляется возможным, в первую очередь из-за финансовых
проблем, а следом и из-за несоответствующего уровня развития самого гражданского
общества. В перспективе данный вариант возможен для реализации и в России и его
эффективность может превысить эффективность указанного нами выше более жесткого
механизма социальной адаптации.
Костяк механизма социальной адаптации могут составить и определенные
принципы взаимодействия данного механизма с самими освобожденными. Председатель
Национальной ассоциации добровольных общественных работников Швеции предлагает
некоторые принципы общения с осужденными и освобожденными лицами: 1) они должны
быть мотивированы и иметь желание изменить свою жизнь; 2) должна существовать
цепочка в работе с осужденными в период пребывания в тюрьме и после
освобождения; не должно быть пробелов в сфере ответственности различных органов
государственной власти;
3) представители общества должны начинать работу с осужденными на раннем этапе;
4) необходимо время для создания отношений с осужденными; 5) необходимо четкое
планирование последнего дня – дня освобождения с указанием того, что должно
быть сделано, и кто будет освобождать осужденного; 6) изменения вообще и
изменения в жизни требуют длительного периода; важно, чтобы опекун продолжал
работать с бывшим осужденным в качестве контактного лица до тех пор, пока это
необходимо; 7) представители общества исполняют роль «общественных сторожевых
псов» и замечают проблемы, нарушения и находят решения проблем, которые не
замечает персонал тюрьмы.
Трудно сказать, все ли они являются принципами, и применимы ли все для России.
Несомненно, что принципы – есть руководящие идеи, но чаще их связывают с
политикой, а не с объективными законами функционирования индивида либо общества.
Данное упущение позволяет формировать систему принципов, не зависящую от
реальных условий функционирования тех или иных объектов социального механизма. Чтобы
не происходило подобного, указанные принципы, доказавшие свою состоятельность в
развитых странах, стоило бы адаптировать и к уголовно-исполнительной сфере в
России.
Принцип начала работы с осужденными представителей общества на раннем
этапе для России представляет большие сложности. Согласно УИК РФ возможна
деятельность учебно-воспитательных советов и советов воспитателей (ч. 9 ст.
132), родительских комитетов и попечительских советов (ст. 142), возможно и
функционирование религиозных организаций. Но
они не способны оказать реальное воздействие на построение эффективной системы
ресоциализации, о чем свидетельствуют все более нарастающий темп негативных
тенденций в данной сфере. Проблема вызывает все больший интерес, но до
практической реализации, по нашему мнению, довольно далеко.
Е.А. Сизая отмечает наличие некоторого
прогресса в данной сфере и предлагает направления совершенствования:
привлечение к воспитательной работе на добровольных началах внештатных
сотрудников (офицеров запаса, юристов, педагогов, представителей профсоюзных
организаций, учебных заведений и др.); создание патронажных и благотворительных
обществ; восстановление института общественных воспитателей в колониях для
несовершеннолетних, шефство и др. Но
указанные предложения могут быть поняты и как предложение о восстановлении
прежних институтов. Действительно, в годы реформ многое из прошлого было
утеряно.
В частности это может относиться к институту шефства над исправительными
учреждениями.
М.С. Рыбак даже приводит готовый
проект Положения о проведении шефской работы в исправительном учреждении, в
котором подробно описаны механизм организации и производства шефской работы,
оговорены права и обязанности сторон, определены содержание, ее формы и методы.
Данная форма установления контактов и стимулирования процессов ресоциализации
приемлема и в настоящее время, она может быть использована как дополнительная
работа к деятельности официальных органов опеки.
Как принцип, привлекает к себе особое
внимание планирование дня освобождения. При этом день освобождения осужденного
имеет и вторую составляющую – часть встречи с представителями общества, и
данная часть по своей значимости не менее важна для ресоциализации
освобожденного. Нами предлагается в законодательном порядке отрегулировать
данный вопрос. При этом необходима предварительная разработка программы дня
освобождения с указанием срока и ответственных лиц. Срок
должен позволить проработать все основные организационные моменты. Кроме того,
обязательным должно быть требование проведения ритуала совместно с
представителями органов местного самоуправления, что позволит решить множество
вопросов на начальном этапе. Участие органов управления, курирующих место
будущего проживания освобождающегося лица, способно не только поднять статус
проводимого ритуала, но и обязать данные органы к незамедлительной деятельности
в целях дальнейшей ресоциализации.
Вопрос
о том, кто должен освобождать осужденного, тоже не является риторическим. По
объективным законам за все время отбывания наказания в виде лишения свободы
наиболее могут запомниться первый и последний дни, события этих дней и лица,
участвующие в этом. Со стороны администрации в данном ритуальном действии могут
участвовать только те лица, которые не скомпрометировали себя жестоким
обращением с осужденными. Выбрать таких лиц будет довольно сложно, и при этой
процедуре мнение самого осужденного должно иметь доминирующее значение. Эти
требования могут распространяться и на представителей органов местного
самоуправления. Ограничения должны миновать только представителей общественных
объединений. Подобный ритуал во многом будет действенен в том случае, если в
нем не будут участвовать представители сообщества осужденных, находившиеся или
находящиеся с данным осужденным в конфликтных отношениях, а также те из осужденных,
которые оказывали или оказывают негативное воздействие на него. Решение данной
проблемы и может быть сферой приложения сил всех служб учреждения.
Для
ресоциализации имеет значение даже тот факт, кто сопровождает освобожденного к
месту постоянного жительства. По обычаю в настоящее время за пределами
учреждения освобожденного встречают родственники, чаще – так называемые
«друзья», а иногда и враги. Поэтому обеспечение приема освобожденного в
общество начинается от ворот учреждения, от обеспечения ритуала выхода и
потребностей в безопасности. Тогда у освобожденного возможно появление
реального мотива на изменение своей жизни, о котором говорит Б. Остердаль. При
этом действия самого осужденного, облеченные в первобытные формы ритуалов
традиционного общества, могут оказаться важнее всего, какими бы эффективными не
были меры по содействию ресоциализации со стороны государственных органов и
общественных объединений.
Принцип
под названием «общественных сторожевых псов» для российской действительности
может быть преобразован в принцип контроля над процессом ресоциализации со
стороны заинтересованных организаций. Данная работа не может ограничиваться
оговоркой в УИК РФ, как это сейчас происходит с институтом контроля
общественных объединений за деятельностью учреждений и органов, исполняющих
наказание, что оговорено в ч. 2 ст. 23 УИК РФ. Она должна носить прикладной
характер и предусматривать реальные рычаги давления на исправительные
учреждения в случае выявления нарушений, систему поощрения и мотивирования активности
представителей общества.
См.: Давыдов, Ф.Ф. Организация сотрудничества
исправительных учреждений с религиозными организациями: автореф. дис. … канд.
юрид. наук / Ф.Ф. Давыдов; Акад. упр. МВД России. – М., 1999. – 24 с.; Королев, В.Н. Проблемы реализации права осужденных
на свободу вероисповедания: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.Н. Королев. –
М., 1992. – 21 с. и др.
|