Суббота, 18.05.2024, 21:36Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Что могут местные органы власти предпринять в ресоциализации осужденных
09.10.2013, 16:52

Соответственно, исполнительные органы муниципальных образований будут обязаны: а) создавать программы ресоциализации осужденных данных категорий на территории субъекта Российской Федерации; б) создавать координирующие центры ресоциализации с привлечением к участию в их деятельности представителей и служб уголовно-исполнительных систем субъектов Российской Федерации; в) принимать участие в деятельности по ресоциализации осужденных и освобожденных лиц в рамках учреждений уголовно-исполнительной системы и вне данных учреждений; д) при отсутствии жилой площади либо наличии препятствий для проживания на прежней жилой площади обеспечивать освобожденных местом проживания; е) трудоустраивать их в организации, учреждения, расположенные на территории административно-территориальной единицы и т.д. Для всего указанного не потребуется приложения слишком больших усилий и финансовых вливаний. Возможно, что придется ввести службу попечителей с обязанностями координации деятельности по ресоциализации осужденных и освобожденных лиц, а также лиц, утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания дополнительно и в рамках деятельности служб социальной помощи. Но подобные службы уже имеются. А потому достаточно в должностные инструкции работников служб социальной помощи ввести обязанности по решению проблем ресоциализации осужденных и освобожденных лиц, организации контроля за образом жизни лиц, утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания, принятия любых иных мер, необходимых для возврата указанных лиц к общественно приемлемым формам жизнедеятельности. Подобная постановка вопроса ресоциализации осужденных к лишению свободы в корне меняет всю систему воздействия на них, освобождает от излишней нагрузки саму уголовно-исполнительную систему, центр тяжести по решению мелкобытовых проблем переносит на органы самоуправления и членов общества[1]. Ввиду того, что территория РФ заселена неровно, лица, освобождаемые из учреждений уголовно-исполнительной системы, могли бы избрать любое место жительства на территории РФ[2].

Государственные органы при целесообразности и экономической обоснованности могли бы создать и специальную службу по контролю и выполнению программы ресоциализации на основе служб опеки и попечительства на уровне субъекта Российской Федерации. Но это вопрос усмотрения данных органов. Но основным компонентом системы ресоциализации осужденных останется все же деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы. Администрация исправительного учреждения будет просто обязана после изучения личности осужденного классифицировать его по принадлежности к той или иной категории осужденных, после чего обязана начать совместные с органами местного самоуправления мероприятия по ресоциализации.

Программа мероприятий должна быть согласована сторонами, и включать мероприятия по установлению социально положительных связей осужденного с родственниками и членами семей, представителями работодателей и общественностью района, территории по избранному осужденным месту жительства либо иной территории. Администрация ИУ будет обязана осуществлять контроль за ходом выполнения осужденным программы ресоциализации, согласованной службами учреждения с целью соответствия индивидуальным потребностям осужденного и скоординированного при участии психолога и самого осужденного. Она будет также обязана в течение установленного срока подписывать соглашения по трудовому и бытовому устройству лица, подлежащего освобождению, совместно с органами местного самоуправления и администрациями территорий по избранному им месту жительства, а при необходимости – с руководящими органами социальной защиты населения, а также труда и занятости населения субъектов РФ, с руководителями организаций - работодателей[3].

Естественно, придется учитывать и особенности ресоциализации несовершеннолетних, инвалидов и лиц престарелого возраста, иных уязвимых категорий граждан. Первые при освобождении должны направляться к родителям или лицам, их заменяющим, но при условии их постоянной опеки над ними в оставшиеся два года отбывания наказания в виде лишения свободы. При невыполнении родителями и опекунами указанного условия, администрация должна принимать меры по наравлению их в интернаты и иные учреждения для несовершеннолетних, либо принимать меры по устройству их в порядке общей подготовки осужденных к освобождению.

Инвалиды и лица престарелого возраста, освобождаемые из учреждений, при невозможности их обустройства согласно общего порядка подготовки к освобождению по выбранному ими месту жительства, должны будут направляться по путевкам органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в дома инвалидов и престарелых на общих основаниях. Правовое положение лиц, освобожденных из учреждений и нуждающихся в дальнейшем продолжении процесса ресоциализации в указанном законе должно конкретизироваться.

Скажем, необходимо оговорить, что освобожденному из исправительного учреждения выдаются на руки документы, хранившиеся в личном деле осужденного, справка об освобождении установленного образца, хранящиеся на его лицевом счете деньги, ценности, продукты питания или деньги на время следования; обеспечивается бесплатный проезд к избранному месту жительства и т.д. Что органы управления муниципальных образований организовывают мероприятия по принятию освобождаемого из учреждения лица в избранное им место дальнейшего проживания, а также назначают попечителей и иных лиц, осуществляющих и контролирующих далее процессы ресоциализации освобожденного лица; что они в целях трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, производят ежегодное квотирование рабочих мест в организациях, находящихся в пределах границ соответствующей административно-территориальной единицы, вплоть до условий  устройства на курсы переподготовки при отсутствии работы по специальности и т.д.[4]

Одним из сложных моментов, требующих законодательного регулирования, является момент выдачи паспортов и регистрацияи указанных лиц по избранному месту жительства. Детально придется регламентировать и регистрацию их на жилой площади семьи, родственников (с их согласия), в общежитии организации, предоставившей ему место работы, а при отсутствии жилья – сам процесс обеспечения жилой площадью.К иным мерам по ресоциализации, предусмотренным законодательно, могут быть отнесены: а) помощь в поиске партнера по обращению лица, освобожденного из исправительного учреждения; б) установление связей с общественными организациями, службами досуга и отдыха. При отсутствии у лица, освобожденного из учреждения, круга общения, за ним в законодательном порядке должен закрепляеьтся общественный опекун.

При создании подобных условий вполне оправданным будет и выставление требований к осужденному о том, что после освобождения из уголовно-исполнительного учреждения он будет обязан в разумный срок после прибытия к избранному месту жительства явиться в органы внутренних дел для регистрации; согласовать с органами управления муниципальных образований программу ресоциализации.

Но все же их правовой статус был бы неполным, если бы они не получили право обжаловать действия должностных лиц при нарушении последними их прав и законных интересов, а также при невыполнении органами местного самоуправления своих обязанностей, установленных в законном порядке, в вышестоящие органы, либо в суд. Но и это не все. Должна быть предусмотрена в законодательном порядке и ответственность руководителей соответствующих учреждений и организаций за невыполнение решений по ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений.

Контроль за исполнением закона могли бы осуществлять органы государственной власти, прокуратуры РФ, да и сами органы местного самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий[5].

Вторым этапом могло бы явиться внесение изменений в Кодексы, а далее и выстраивание всей системы нормативной регуляции процесса ресоциализации осужденныхю Но при этом нельзя ни на минуту забывать о том, что нормативное обеспечение процесса ресоциализации является лишь второстепенным процессом. Гораздо более существенным является процесс грамотного выстраивания самой практики ресоциализации. А там много таких тонкостей, без соблюдения которых любая сисьема ресоциализации будет давать сбой. Тем не менее, нам придется сказать несколько слов о совершенствовании даже процесса нормативного регулирования.



[1] Например, та же проблематика запроса исправительного учреждения по определению возможность трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства и составлению обоснованного заключения, становится подведомственной органам местного самоуправления. Учреждения УИС должны быть избавлены от бумажного вала.

[2] Например, при невозможности трудового и бытового устройства по избранному месту жительства осужденный мог бы устроиться в иных местах, где органы местного самоуправления были бы способны обеспечить их ресоциализацию.

 

[3] Е.А. Сизая предлагает выделить отдельно регулирование деятельности администрации ФСИН России по трудовому и бытовому устройству освобождаемых лиц, для чего, по ее мнению, придется ввести в штат исправительных учреждений должность заместителя начальника учреждения по социальной работе. См.:  Сизая Е.А. Принципы исполнения уголовных наказаний: теоретико-методологические основы, реализация, эффективность: монография. – Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2009. – С.338-339.

[4] Решения органов управления муниципальных образований о трудовом и бытовом устройстве освобожденных из учреждений должны быть обязательны для исполнения руководителями организаций.

[5] Оговоримся, что ни в коем случае в указанном законе нельзя делать упор при работе с ресоциализируемыми на органы внутренних дел, а тем более вводить жесткие условия административного надзора с их участием. Е.А. Сизая, ратующая за вышеуказанное, и даже предлагающая ввести специальные учреждения социальной реабилитации с полусвободным режимом для нарушителей правил трудового и бытового устройства, по нашему мнению, является сторонницей дальнейшей милитаризации уголовно-исполнительной системы. См.: Сизая Е.А. Указ. соч. – С.342.

Категория: Мои файлы | Добавил: Pogranichnik
Просмотров: 1048 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz