Соответственно, исполнительные органы муниципальных
образований будут обязаны: а) создавать программы ресоциализации осужденных
данных категорий на территории субъекта Российской Федерации; б) создавать
координирующие центры ресоциализации с привлечением к участию в их деятельности
представителей и служб уголовно-исполнительных систем субъектов Российской
Федерации; в) принимать участие в деятельности по ресоциализации осужденных и
освобожденных лиц в рамках учреждений уголовно-исполнительной системы и вне
данных учреждений; д) при отсутствии жилой площади либо наличии препятствий для
проживания на прежней жилой площади обеспечивать освобожденных местом
проживания; е) трудоустраивать их в организации, учреждения, расположенные на
территории административно-территориальной единицы и т.д. Для всего указанного
не потребуется приложения слишком больших усилий и финансовых вливаний.
Возможно, что придется ввести службу попечителей с обязанностями координации
деятельности по ресоциализации осужденных и освобожденных лиц, а также лиц,
утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания
дополнительно и в рамках деятельности служб социальной помощи. Но подобные
службы уже имеются. А потому достаточно в должностные инструкции работников
служб социальной помощи ввести обязанности по решению проблем ресоциализации
осужденных и освобожденных лиц, организации контроля за образом жизни лиц,
утративших социальные связи в период отбывания уголовного наказания, принятия
любых иных мер, необходимых для возврата указанных лиц к общественно приемлемым
формам жизнедеятельности. Подобная постановка вопроса ресоциализации осужденных
к лишению свободы в корне меняет всю систему воздействия на них, освобождает от
излишней нагрузки саму уголовно-исполнительную систему, центр тяжести по решению
мелкобытовых проблем переносит на органы самоуправления и членов общества. Ввиду
того, что территория РФ заселена неровно, лица, освобождаемые из учреждений
уголовно-исполнительной системы, могли бы избрать любое место жительства на
территории РФ.
Государственные органы при целесообразности и
экономической обоснованности могли бы создать и специальную службу по контролю
и выполнению программы ресоциализации на основе служб опеки и попечительства на
уровне субъекта Российской Федерации. Но это вопрос усмотрения данных органов. Но
основным компонентом системы ресоциализации осужденных останется все же
деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы. Администрация
исправительного учреждения будет просто обязана после изучения личности
осужденного классифицировать его по принадлежности к той или иной категории
осужденных, после чего обязана начать совместные с органами местного
самоуправления мероприятия по ресоциализации.
Программа мероприятий должна быть согласована
сторонами, и включать мероприятия по установлению социально положительных
связей осужденного с родственниками и членами семей, представителями
работодателей и общественностью района, территории по избранному осужденным
месту жительства либо иной территории. Администрация ИУ будет обязана
осуществлять контроль за ходом выполнения осужденным программы ресоциализации,
согласованной службами учреждения с целью соответствия индивидуальным потребностям
осужденного и скоординированного при участии психолога и самого осужденного.
Она будет также обязана в течение установленного срока подписывать соглашения
по трудовому и бытовому устройству лица, подлежащего освобождению, совместно с
органами местного самоуправления и администрациями территорий по избранному им
месту жительства, а при необходимости – с руководящими органами социальной
защиты населения, а также труда и занятости населения субъектов РФ, с
руководителями организаций - работодателей.
Естественно, придется учитывать и особенности
ресоциализации несовершеннолетних, инвалидов и лиц престарелого возраста, иных
уязвимых категорий граждан. Первые при освобождении должны направляться к
родителям или лицам, их заменяющим, но при условии их постоянной опеки над ними
в оставшиеся два года отбывания наказания в виде лишения свободы. При
невыполнении родителями и опекунами указанного условия, администрация должна принимать
меры по наравлению их в интернаты и иные учреждения для несовершеннолетних,
либо принимать меры по устройству их в порядке общей подготовки осужденных к
освобождению.
Инвалиды и лица престарелого возраста, освобождаемые из
учреждений, при невозможности их обустройства согласно общего порядка
подготовки к освобождению по выбранному ими месту жительства, должны будут направляться
по путевкам органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
в дома инвалидов и престарелых на общих основаниях. Правовое положение лиц,
освобожденных из учреждений и нуждающихся в дальнейшем продолжении процесса
ресоциализации в указанном законе должно конкретизироваться.
Скажем, необходимо оговорить, что освобожденному из
исправительного учреждения выдаются на руки документы, хранившиеся в личном
деле осужденного, справка об освобождении установленного образца, хранящиеся на
его лицевом счете деньги, ценности, продукты питания или деньги на время следования;
обеспечивается бесплатный проезд к избранному месту жительства и т.д. Что
органы управления муниципальных образований организовывают мероприятия по
принятию освобождаемого из учреждения лица в избранное им место дальнейшего
проживания, а также назначают попечителей и иных лиц, осуществляющих и
контролирующих далее процессы ресоциализации освобожденного лица; что они в
целях трудоустройства лиц, освобожденных из учреждений, производят ежегодное
квотирование рабочих мест в организациях, находящихся в пределах границ
соответствующей административно-территориальной единицы, вплоть до условий устройства на курсы переподготовки при
отсутствии работы по специальности и т.д.
Одним из сложных моментов, требующих законодательного
регулирования, является момент выдачи паспортов и регистрацияи указанных лиц по
избранному месту жительства. Детально придется регламентировать и регистрацию
их на жилой площади семьи, родственников (с их согласия), в общежитии
организации, предоставившей ему место работы, а при отсутствии жилья – сам
процесс обеспечения жилой площадью.К иным
мерам по ресоциализации, предусмотренным законодательно, могут быть отнесены:
а) помощь в поиске партнера по обращению лица, освобожденного из
исправительного учреждения; б) установление связей с общественными
организациями, службами досуга и отдыха. При отсутствии у лица, освобожденного
из учреждения, круга общения, за ним в законодательном порядке должен закрепляеьтся
общественный опекун.
При создании подобных условий вполне оправданным будет
и выставление требований к осужденному о том, что после освобождения из
уголовно-исполнительного учреждения он будет обязан в разумный срок после
прибытия к избранному месту жительства явиться в органы внутренних дел для
регистрации; согласовать с органами управления муниципальных образований программу
ресоциализации.
Но все же их правовой статус был бы неполным, если бы
они не получили право обжаловать действия должностных лиц при нарушении последними
их прав и законных интересов, а также при невыполнении органами местного
самоуправления своих обязанностей, установленных в законном порядке, в
вышестоящие органы, либо в суд. Но и это не все. Должна быть предусмотрена в
законодательном порядке и ответственность руководителей соответствующих
учреждений и организаций за невыполнение решений по ресоциализации лиц,
освобожденных из учреждений.
Контроль за исполнением закона могли бы осуществлять
органы государственной власти, прокуратуры РФ, да и сами органы местного
самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий.
Вторым этапом могло бы явиться внесение изменений в Кодексы,
а далее и выстраивание всей системы нормативной регуляции процесса
ресоциализации осужденныхю Но при этом нельзя ни на минуту забывать о том, что
нормативное обеспечение процесса ресоциализации является лишь второстепенным
процессом. Гораздо более существенным является процесс грамотного выстраивания
самой практики ресоциализации. А там много таких тонкостей, без соблюдения
которых любая сисьема ресоциализации будет давать сбой. Тем не менее, нам
придется сказать несколько слов о совершенствовании даже процесса нормативного
регулирования.
Например, та же проблематика запроса исправительного
учреждения по определению возможность трудового и бытового устройства
освобождаемого по избранному месту жительства и составлению обоснованного
заключения, становится подведомственной органам местного самоуправления.
Учреждения УИС должны быть избавлены от бумажного вала.
Например, при невозможности трудового и бытового
устройства по избранному месту жительства осужденный мог бы устроиться в иных
местах, где органы местного самоуправления были бы способны обеспечить их
ресоциализацию.
Решения органов управления муниципальных образований
о трудовом и бытовом устройстве освобожденных из учреждений должны быть
обязательны для исполнения руководителями организаций.
|