Ю. М. Антонян убедительно
показал, что плохие жилищные условия, стадный образ жизни, недопустимость
полной открытости в наших пентенциарных учреждениях рождают постоянные
конфликты, огрубление нравов.
Иного и быть не может, ибо находясь постоянно, круглые сутки среди других лиц,
осужденный становится как бы голым, он в значительной мере лишается возможности
уединиться, сосредоточиться, задуматься о себе, о своей жизни и перспективах и
т.д.
Осужденные
вынуждены находиться в тех или иных отношениях с тюремной субкультурой в целях
выживания, в ходе которого они либо усваивают багаж предшествующих поколений
осужденных, либо функционируют в данной среде как носители и выразители
ценностей определенной группы и сообщества, либо вовсе «обогащают» тюремную
субкультуру, создавая новые образцы. В.М.
Анисимков обращает внимание на наличие в исправительных учреждениях
субкультурных законов, традиций и обычаев осужденных.
Многие другие исследователи вскрывают те или иные язвы и недостатки имебщейся
уголовно-исполнительной системы.
В
указанном контексте можно утверждать, что процессы в пенитенциарных учреждениях
подчинены общей идее возможности исправления осужденных к лишению свободы,
основанной на второстепенных идеях, называемых принципами
уголовно-исполнительного права,
которая в настоящее время устарела и не соответствует требованиям новых реалий
третьего тысячелетия.
Считается,
что процесс исправления запускается при применении тех или иных средств,
обозначаемых, соответственно, как средства исправления. Они приведены в ст. 9
УИК РФ и составляют определенный закрытый перечень. В ст. 82 УИК РФ указывается
на особое положение среди них режима. Поэтому целесообразно начать рассмотрение
процессов исполнения наказания в виде лишения свободы с режима.
Режим,
понимаемый как установленный порядок исполнения и отбывания наказания, включает
в себя множество составляющих, ясный перечень которых из содержания самой ст.
82 УИК РФ не просматривается. Если рассматривать проблему ресоциализации
осужденных в связке «представитель администрации – осужденный», первая сторона
заранее получает социальный заказ – исправить осужденного. Такая постановка
вопроса предполагает доминирование одной стороны, создания стереотипного
поведения. Актуальность приобретает теория управления, в том числе и
пенитенциарной системой, а также устранение проблем в прикладной сфере
управленческого процесса в УИС. И мы
приходим к пониманию того, что иного выхода из данного состояния кроме как
развития сторон в ходе обучения, быть не может.
Подробнее см.: Петренко Н.И. Становление и
развитие управления уголовно-исполнительной системой России / Н.И. Петренко;
отв. ред. А.Ф. Сизый; Моск. ун-т потребит. кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. –
Чебоксары: Чувашия, 2002 – С. 492; Олер В. Пенитенциарное учреждение как
система. Проект организационной теории в области исполнения наказания / В. Олер
// Общественные науки за рубежом. Серия 4. Государство и право. – 1979. – № 3.
– С. 136-142.
|