Моделирование, концептуализация являются следующим
небходимым элементом, составляющей любого исследования. Она позволяет временно
абстрагироваться от реальности и быта уголовно-исполнительной системы и самого
процесса исполнения наказания в виде лишения свободы.
Мировое сообщество давно занимается моделированием как
системы самих пенитенциарных учреждений, так и процессов, происходящих внутри
них с целью получения эффективных моделей, реализуемых на практике. Данные
модели можно обрисовывать в самых
различных аспектах, а потому гораздо целесообразнее выглядит очерчивание их контуров
общими параметрами и законами. Так, М. Фуко выделяет «семь универсальных максим
хорошего «пенитенциарного состояния»,
которые в свою очередь основываются на тринадцати правилах «нравственной
арифметики» соразмерности между преступлениями и наказаниями И. Бентама и т.д.
Модель может пониматься как: а) мысленный или условный
образ, аналог какого-либо процесса, явления, объекта, воспроизводящий в
символической форме их основные типические черты; б) формализованная теория, на
основе которой может быть сделан ряд предположений; в) символическое
изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных
процессах. Но
имеется основное требование к моделям – они должны так учитывать все важные
взаимосвязи, закономерности и условия развития, чтобы на их основе можно было
выполнять эксперимент, цель которых – определение «поведения» объекта
моделирования в различных возможных условиях.
В
конечном счете, нет четкого различия между терминами «модель» и «теория», ибо
оба подразумевают некоторое упрощение действительности, необходимое для
достижения обобщенности. Любое
знание превращается в систему гипотез, наилучших из доступных нам на данном
этапе историко-культурного развития и представляет теории, модели и
эмпирический материал без их жесткой привязки к тем или иным отраслям науки,
игнорирует междисциплинарные барьеры.
|